09.05.2015
Просмотров: 1856, комментариев: 0

Их имен нет в Книге Памяти…

Их имен нет в Книге Памяти…

Сегодня наша страна отмечает самый главный праздник – 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Сейчас каждая семья вспоминает своего фронтовика –  отца, деда, прадеда, дядю и брата. Многие  родные погибших  участников войны, отдавая дань памяти, пишут о них воспоминания, размещают фотографии и рассказы о фронтовых дорогах во всевозможных средствах массовой информации  к каждому юбилею Победы. Но, к сожалению, остается еще много «нераскрытых» имен тех людей, кто защищал свою Родину на фронтах Великой Отечественной.  И их  нет даже в списках новых томов Книги Памяти.

Их родные в те годы не интересовались биографией  фронтовика, главным было тогда  –  вернулся живым домой. В послевоенные годы дисциплина была очень строгой, никто не жаловался на нужду и голод. А фронтовики, смотревшие смерти в глаза на войне, не могли говорить об этом своим близким. И даже спустя годы  вспоминать об этом им было нелегко, к тому же, другие  события затмили в памяти тот тяжелый период их жизни.  И только сейчас, рассказы о войне стали очень актуальной темой. Но, увы, человека, который рассказал бы о тех суровых испытаниях,  уже давно нет в живых. Как больно сознавать, что в свое время мы  не расспросили, не узнали, не записали  ничего…. И теперь лишь только архивы могут выдать  «молчаливую» историю, суровую правду пройденного жизненного пути дорогого человека.

Так случилось и у нас. В детстве мы не интересовались, кем были наши близкие родственники, и уже тем более, не писали сочинений об этом. А когда стали взрослыми, ни у кого  из многочисленных родственников даже не возникло мысли увековечить имена  родных фронтовиков. Хотя мои дедушки и родные дяди, как со стороны матери, так и со стороны отца, прошли всю войну. Петр Гурьянович Вершинин, старший брат моего отца, после войны служил в КГБ, жил в белорусском городе Гомель, там и похоронен. Его грудь была  украшена медалями и орденами, но сам он никогда не рассказывал о себе, когда приезжал в отпуск на родину. Не вспоминали о военных годах бабушка Нина Кирилловна и дедушка Гурьян Леонтьевич, хотя это были золотой души люди. Видимо, не принято было говорить о прошлом и уж тем более – тяжелом  времени.

Аналогичная ситуация и с родственниками по материнской линии. Мой дядя, старший брат мамы Иннокентий Милетович  Григорьев, прошел всю войну, демобилизовавшись, трудился на самых разных участках, куда его посылала партия. Он  был славным и достойным сыном своей родной земли, очень скромным и работящим. Он любил жизнь, дорожил дружбой, был строгим и в то же время очень добрым человеком, но о себе не рассказывал никогда. Считал, что это ни к чему, ведь  почти все его ровесники были такими же участниками войны, также прошли сквозь суровые испытания.

Его две дочери, Тамара и Людмила, проживающие в г. Улан-Удэ, почему­то придерживались той же версии, что и их отец: зачем ворошить прошлое. Говорят, больно говорить и писать о нем, слезы застилают глаза. Но сейчас,  когда 70­летнему юбилею Победы уделяется пристальное внимание,  становится обидно за родного человека, имя которого не внесено в списки фронтовиков в Книгу Памяти Джидинского района. Конечно, можно сказать, что так работают библиотекари, составляющие летопись своего села, занимавшиеся сбором материала для Книги Памяти.  Но, увы, это не совсем правильно, ведь самые близкие люди, родные, умолчали о своем героическом отце и дяде.  Спасибо работникам Центрального архива, которые хранят историю России и людей, потом и кровью которых было завоевано  мирное небо и яркое солнце.  Итак, привожу все данные из архивных справок.

Иннокентий Милетович Григорьев родился в с. Желтура в 1919 году.  После окончания школы в 1936 году  поступил в Иркутский сельскохозяйственный техникум Народного Комиссариата земледелия СССР по специальности «Животноводство». В 1939 году окончил его, получив специальность «Младший зоотехник», это было 12 августа. А осенью был призван на действительную военную службу Джидинским райвоенкоматом Бурят­ Монгольской АССР. Таким образом, с первых дней  войны он был в рядах фронтовиков. Будучи  командиром орудия 8 батальона 87 тяжелой гаубичной артиллерийской бригады 676 артдивизии прорыва РГК сержант Григорьев И.М.  участвовал в боевых действиях по защите СССР в составе Брянского фронта, первого  Прибалтийского, второго Прибалтийского фронтов, Ленинградского фронта, с 9 августа 1945 года  защищал границы восточных рубежей  в составе Забайкальского фронта.

Далее приводятся данные о фронтовых дорогах.  И.М. Григорьев воевал в составе 87­ой тяжелой гаубичной артиллерийской бригады,  сформированной  в феврале  1943 г. на базе  114 ГАП, который дислоцировался на станции Завитая Амурской области и входил во вторую армию ДВФ. В апреле 1943 г. бригада была передислоцирована на Брянский фронт. В начале мая она вошла  в состав 15-ой артиллерийской дивизии прорыва. С 12 июля 1943 г. бригада участвовала в Орловской наступательной операции. В ходе наступления дивизионы бригады поддерживали боевые действия соединений 63-й армии Брянского фронта. С 1-го сентября бригада участвовала в Брянской наступательной операции. В октябре 1943 г. бригада в составе  15 АДП была передислоцирована на 2-й Прибалтийский фронт, с 1 по 21 ноября 1943 года войска левого крыла фронта вели наступление на Витебско­ Полоцком направлении.

С 10 июля 1944 года 87­ая тяжелая гаубичная артиллерийская бригада входила в состав  10 гвардейской армии II­го Прибалтийского фронта. Прорвав оборону противника, войска армии форсировали  реку Великую, 15 июля освободили  г. Опочку, часть территории Латвийской ССР, в том числе города  Режица (Резекне) 27 июля и Мадона –  13 августа. В сентябре­октябре, во время Прибалтийской операции 1944 г., войска фронта приняли участие в Рижской операции,  освободив г. Огре – мощный узел обороны противника. С 13 по 15 октября участвовали в освобождении  столицы Латвии г. Рига.  К 22 октября вышли к тукумскому рубежу обороны противника, блокировав  совместно с войсками 1 Прибалтийского фронта в Курляндии группу армий «Север». В ноябре 6­ая гв. АДИ вошла в состав 3­ей ударной Армии II-го Прибалтийского фронта. В декабре 1944 г. бригада в составе 6 гв.АДИ была вновь придана 1-й гв. армии II Прибалтийского фронта. В последующем до апреля 1945 года войска II-го Прибалтийского фронта продолжали блокаду и вели бои по уничтожению курляндской группировки противника. С февраля в состав фронта вошли войска 1 Прибалтийского фронта, действовавшие против этой группировки. 1 апреля 1945 года II Прибалтийский фронт был упразднен, а его войска переданы в состав Ленинградского фронта, а 87-ая ТГАБ в составе 6-й гв. АДИ была переведена в 42­ую армию курляндской группы войск. 1 мая 1945 года 6 гв. АДИ была в составе 1-ой ударной армии Ленинградского фронта. Расформирована 10-я гвардейская армия в марте 1948 года.

Вместе с товарищами по оружию храбро сражался  в бою Иннокентий Милетович.  В 1944 году ему была вручена медаль « За отвагу»  (приказ № 11­н от 09.08.1944 г.). О его боевых подвигах, мужестве и отваге свидетельствуют краткие записи из архива: « В боях с немецкими захватчиками Григорьев  И.М. показал себя   верным сыном нашей Родины. Его расчет всегда готов вести огонь по врагу».  « В боях под д. Елисты расчет сержанта Григорьева И.М.  ни на секунду  не задерживал требуемый огонь. Точно ложились снаряды. Разрушен узел сопротивления противника тремя прямыми попаданиями. В повседневной боевой работе  тов. Григорьев  проявляет отвагу и мужество. Предан делу партии Ленина, Сталина и социалистической родине»  (07.08. 1944 г.).  Над его головой свистели фашистские пули, не раз приходилось смотреть смерти в глаза. Через все испытания прошел он вместе со своими боевыми товарищами: мерзлые окопы, бессонные ночи, беспрерывные бои. Но ничто не сломило желтуринского казака,  потому что он не боялся смерти. И к тому же благословение матери и ее молитва, как талисман спасения, сохраняли ему жизнь. К его наградам прибавилась медаль  «За победу над Германией».

Для многих фронтовиков война закончилась 9 мая, и они вернулись домой, израненными, контуженными, больными. Но Иннокентий Милетович, словно стойкий оловянный солдат, продолжал защищать родину в боях с японскими милитаристами. И там он проявил мужество и отвагу.  Из архива ЦАМО:  Приказом командира  87­ой тяжелой гаубичной артиллерийской бригады разрушений  от 9 сентября 1945 года  Григорьев представлен к награде орденом «Красная Звезда»  от имени Президиума Верховного Совета  Союза ССР  за образцовое исполнение боевых задании командования на фронте  борьбы с японскими захватчиками  и проявлении при этом доблести и мужества. «В боях  с японскими захватчиками тов. Григорьев И.М. показал себя смелым и добросовестным воином. Работая на должности командира орудия, он сумел  хорошо организовать марш своего орудия. Во время преодоления отрогов Большого Хингана , тов. Григорьев, находясь в передовом отряде  вместе со своим орудием беспрерывно  поддерживал связь с пехотой и обеспечивал ее продвижение.  На особо трудных участках марша тов. Григорьев как  парторг батареи  воодушевил бойцов своим личным примером. Своей добросовестной работой тов. Григорьев помогал командиру  взвода выполнить боевую задачу и за это представлен к награде орденом «Красная Звезда» (командир 2­го дивизиона Можегов).  Также  он был награжден медалью  «За победу над Японией».

Вернулся  с фронта Иннокентий Милетович статным офицером.  Повесил на стене холщевую карту, на ней были отмечены города и села, которые он освобождал от фашистов. Дома его ждали больная мать, две сестры и брат, проживающие в прохудившемся маленьком  домике с протекающей крышей.  У младшей сестренки не было обуви, чтобы пойти в школу. Фронтовик  приехал домой с большим чемоданом, привез гостинцы всем своим домочадцам и родственникам,  купил валенки младшей Любашке, обратился  в сельсовет с просьбой о ремонте дома. Таким образом, семья фронтовика  (отец погиб на фронте) переехала в добротный дом. А Иннокентий Милетович  сразу пошел работать участковым зоотехником.  Но коммунисты в те годы не выбирали  себе трудовой путь, их назначала партия на самые трудные участки.

Потому трудовую деятельность Иннокентий Милетович  начал  с заведующего Желтуринским сельским клубом, где проработал до 26 февраля 1952 года.  Затем  был переведен на должность председателя Желтуринского сельсовета, потом – заместителем председателя Торейского сельПО. Следующая запись за подписью Потепалова:   переведен в Ичетуйскую МТС  на должность зоотехника, где  Иннокентий Милетович  отработал два года. А потом  партия направила его в колхоз им. Сталина  поработать зоотехником. В связи с укрупнением колхозов им. Сталина и им. Ленина был назначен главным зоотехником колхоза им. Ленина,  где проработал до 1972 года.

В 1968 году Иннокентий Милетович  окончил Бурятский сельскохозяйственный институт  по специальности «Зоотехния»,  в 1970 году  обучался в Алтайском сельскохозяйственном  институте  на курсах  зоотехника­ селекционера по овцеводству.  За годы своей трудовой деятельности в районе был  депутатом  Малонарынского сельсовета и как член партии и человек активной жизненной позиции, участвовал во всех мероприятиях, проводимых по линии партии по укреплению народного хозяйства.  В ноябре  1972 года  Иннокентий Милетович был переведен в совхоз «Улан­Удэнский» в качестве  главного зоотехника ,  в этой же должности трудился  в Бурятском тресте «Свинопром»,   в 1979 году был назначен начальником отдела материально­ технического снабжения и реализации сельскохозяйственной продукции.  Ушел на заслуженный отдых Иннокентий Милетович в  июне 1984 года, по состоянию здоровья. Всю жизнь его верной подругой была жена Надежда Ивановна, работавшая в молодости агрономом  в колхозе им. Ленина. Семья проживала в с. Малый Нарын, а позже – в с. Гэгэтуй.

За  добросовестный труд Иннокентий Милетович  был награжден Почетным знаком «За отличную работу в органах народного контроля СССР» –  в 1969 году,  Почетной грамотой  Джидинского РК КПСС и исполкома аймсовета в 1969 году, Почетной грамотой   Джидинского районного производственного Управления сельского хозяйства, медалью «За доблестный труд в ознаменование 100­летия со дня рождения В.И. Ленина».  В 1970 году ему было присвоено звание «Заслуженный зоотехник Бурятской АССР». За долголетний добросовестный труд от имени Президиума Верховного Совета  СССР Указом Президиума Верховного Совета  СССР в 1979 году ему было присвоено звание «Ветеран труда». Награждали его  и к Дню Победы, вручая юбилейные медали: «20 лет Вооруженных Сил СССР», « 20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»,  «30 лет Победы в Великой Отечественной войне» 1941-1945 гг.», «40 лет Победы в Великой Отечественной войне» 1941-1945 гг », «50 лет Вооруженных Сил СССР», «60 лет ВС СССР». 

Не забывали ветерана  в далеких уголках нашей необъятной Родины. К Дню Победы ему присылали поздравительные открытки со всех концов Советского Союза, выражая  благодарность за  его вклад в освобождение от фашистских захватчиков. Приведу лишь  несколько строк из одного отсканированного письма, пришедшего  в октябре 1978 года из г. Виляны Латвийской ССР. «Уважаемый Иннокентий Милетович! Вы, не страшась смерти  в бою, шли на врага. Преклоняем свои головы  перед Вашим мужеством. Спасибо Вам  за наше мирное небо! С праздником Вас, дорогой наш прибалтиец!».

Вот таким человеком был мой дядя  Иннокентий Милетович  Григорьев, в семье его называли ласково «батя», потому что он был старшим и могучим. Да, именно так. Он был высоким, красивым и очень сильным. Его уважали, его любили, к нему прислушивались. До сих пор, наверное, помнят Иннокентия Милетовича  оставшиеся старожилы  с. Гэгэтуй, где он прожил долгие годы.  Теперешние руководители района, уроженцы с. Гэгэтуй, тогда, наверное, «пешком под стол ходили», а вот их родители помнят, каким был Милетыч, так звали его все, кто знал. Дядя Кеша  знал бурятский язык,  придерживался обычаев и традиций, с глубоким уважением относился к старшему поколению, старался оказать помощь всем, кто к нему обращался.  Его близкими друзьями были С. И. Шишмарев, участник Сталинградской битвы,  Содном Чоенович Раднаев,  Сурун Гомбоевич Чойдонов, Князькин, Щербаков и многие другие. Я назвала только тех, кого помню, когда бывала в большом доме дяди во время школьных каникул.

Каким уникальным человеком  он был! К сожалению, только теперь осознаешь это. ..Умер дядя Кеша в 1999 году после продолжительной болезни.  Вечная ему память!

Таисия Пашинская.

Комментарии