10.05.202008:15
Просмотров: 1544, комментариев: 0

Все мы и есть - история Петропавловской средней школы

В середине лета наша родная Петропавловская средняя школа отмечает славный юбилей. В эти дни хочется  вспомнить всех тех,  с кем посчастливилось работать в коллективе учителей и учащихся.

Первое спасибо скажу  тем, кто принял меня в педагогическое братство Петропавловской средней школы, меня, 20-летнюю выпускницу Бурятского Государственного педагогического института им. Д.Банзарова в 1980 году. Но места преподавателя русского языка и литературы не было,  и потому директор школы Елисеева Валентина Максимовна  предложила поработать второй пионерской вожатой. Так и началась моя педагогическая деятельность. Заводилами этой работы в школе были  Ася Андреевна Будажапова (Холодкова)  и Ирина Гармаевна Айсуева, именно они обучили меня азам вожатской работы.

Звуки горна и барабана, вынос красного знамени, пионерские костры и конкурсы инсценированной песни. Лучшим отрядам   присваивались имена пионеров-героев.  Все выпускники, бывшие пионеры, помнят школьные речовки, сбор металлолома и макулатуры, тимуровскую работу.

Часто вспоминаю, как готовили мы вместе с Александром Дмитриевичем Сюсиным (учителем военного дела) 7 «В» класс для участия в военно-спортивной игре «Зарница». По условиям соревнований участие принимают все ученики одного класса. Александр Дмитриевич четко распланировал систему подготовки. Леонид Петрович Малакшинов  отвечал за физическую подготовку детей, Любовь Константиновна Дементьева  –за медицинскую, Николай Павлович Вершинин и Николай Иннокентьевич Клочихин помогали делать автоматы, географы Галина Никифоровна Якимова и Валентина Максимовна Елисеева вели занятия по топонимике. Такая дружная деятельность приносила свои результаты. На районе мы заняли 1 место, а в республике стали призерами. Класс Бураевой Христины Григорьевны проявил характер. Бежали, стреляли, метали гранаты, брали штурмом высоту. Дружба и взаимовыручка сделали своё дело.

Через год вожатской работы появилась возможность работать по профессии, преподавать. Помню, как тряслись коленки на первых уроках, институтская теория не всегда совпадала с практикой преподавания. Но рядом были хорошие наставники и добрые ученики. По традиции за молодыми педагогами закреплялись наставники. Моим наставником была моя учительница литературы Глотова Людмила Тимофеевна. Строгая, добрая, внимательная, она каждый день посещала мои уроки, а вечерами при анализе урока подбадривала, давала мудрые советы, делилась своими педагогическими  секретами. ЛюдмилаТимофеевна приглашала посетить её уроки ( а это были мастер-классы). Настоятельно советовала посетить уроки литераторов-стажистов. В это время работала целая когорта великолепных языковедов: Сухарева Октябрина Макаровна, Комарь Татьяна Ивановна, Любишина Ольга Ивановна, Таракановская Анна Николаевна, Галданова Альбина Петровна, Темникова Алла Ивановна. Рядом с ними стыдно было работать плохо.

В одно время со мной в нашу школу пришли сразу несколько молодых педагогов. «Наша золотая молодёжь», – так говорила о нас Александра Григорьевна Бураева.  Это были учителя-комсомольцы, которые были готовы дневать и ночевать в школе: Федотов Николай Васильевич, Гармаев Геннадий Максимович, Филиппова Надежда Ивановна, Вербилова Таисия Васильевна, Цыбенов Болот Дарицыренович. Выпускали праздничные газеты, оформляли школу, придумывали оригинальное оформление праздничных колонн к 7 ноября и 1 мая.

Чуть позже количество молодых педагогов увеличилось, пришли  Макаров Сергей Семенович, Васильева Валентина Иннокентьевна, Васильев Юрий Алексеевич, Санжиева Татьяна Трофимовна, Ильчук Любовь Арсентьевна,  Самойлова Лариса Алексеевна, Красикова Ирина Юрьевна, Аксентьева Елена Ильинична, Светлана Гомбожаповна, Вершинин Иван Васильевич, Чагдурова Дарима, Колмаков Николай Иннокентьевич, Тугаринов  Юрий Иннокентьевич.  Летом ходили с детьми в походы, готовили школьников к турслетам, «Зарнице», «Орленку», «ЮИДу», каждую весну выезжали на посадку деревьев под руководством Пашинской Тамары Александровны,  директора  лесхоза. Жизнь в школе кипела: сбор металлолома и макулатуры, смотры художественной самодеятельности, спортивные недели (неизменно заводилами в спорте были Малакшинов Леонид Петрович и Андреев Михаил Алексеевич).

Мне посчастливилось несколько раз с Михаилом Алексеевичем возить команду на районные и республиканские турслеты. Удивительный он был человек, умел увлечь ребят, имел авторитет среди спортивного содружества республики, обладал легким характером. Под его руководством любые спортивные соревнования были хорошо организованы. Весь год  в спортивном зале с утра до вечера горел свет,  и были слышны голоса школьников.

 Уроки в школе начинались в 08ч15мин., а последний урок второй смены заканчивался в 19ч13 мин., но никто не бежал быстрее домой. Частенько засиживались допоздна, готовя очередное интересное дело. Центром сбора был школьный методический кабинет, заведовала которым  Галданова Альбина Базаровна. Выдумщица, оптимистка, всегда была готова прийти на помощь, научить, помочь подготовить открытый урок, обладала отличным вкусом, оформительскими навыками. В гуще учительских -комсомольских дел была и Болдонова Татьяна Венедиктовна, хотя была постарше нас (из учителей среднего поколения), но любила, когда мы все  вместе готовили какое-то мероприятие: слет хорошистов и отличников или КВН между ПСШ и СПТУ.

Каждый год, начиная с 1990 года,  в районе проводился конкурс «Учитель года». Неизменно в числе победителей и призеров были молодые учителя нашей школы. Огромная заслуга в этом нашей коллеги Трутневой Галины Ильиничны. Её фантазия, талант стихосложения, лёгкий юмор, артистизм, режиссерские способности помогали конкурсантам блистать в конкурсе «Визитная карточка». А какими веселыми, благодаря Галине Ильиничне, были наши школьные вечера! Этот человек – один из ярких самоцветов нашего коллектива.

В 80-е годы пионерское и комсомольское движение было на высоте. В начале года классам давали полугодовые задания по разным направлениям: тимуровская работа, поисковая, спортивная, военно-патриотическая, экологическая. Ежемесячно  заседал  «Ленинский штаб», который подводил итоги деятельности каждого пионерского отряда или комсомольской группы.

Каждый класс вел свою историю ( в своё время эти материалы легли в основу школьного музея). В школе действовала «макаренковская группа»  из числа комсомольцев школьников и учителей. Ребята следили за порядком на танцах, защищали малышей, помогали тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию.

Комитет комсомола руководил всей жизнью школы. В комитете работали серьезные, уважаемые среди сверстников ребята. Учкомовцы контролировали состояние учебы по классам, спортивный сектор организовывал спортивные соревнования между классами.

 Школьникам доверяли серьезные дела. Наши выпускники помнят работу в местности «Миллиончик», где мы выращивали овощи, жили все лето - каждый класс по месяцу. Вспоминаю, когда еще не было электричества в лагере,  ребята привозили с собой в бутылках бензин, чтобы вечерами  завести движок. Он долго барахлил, но какова же была радость, когда он начинал тарахтеть. Все кричали: «Ура! Дискотека!» И начинались танцы. Зимой некоторые классы работали на животноводческих стоянках, помогая чабанам в период окотной кампании – сакманили, а летом пасли баран. Некоторые работали штукатурами, осваивали строительные профессии. А с какой благодарностью мы вспоминаем наших водителей Колмакова Константина Иннокентьевича и Крючкова Вилла Герасимовича, безотказных людей, которые обучали детей вождению, возили нас на «Миллиончик», на Таглей. Никогда в школе не было автобуса. И все мы с удовольствием с песнями и шутками ездили в кузове грузовой машины.

Тем, кто учился в 80-90 годы, есть что вспомнить. Много времени мы проводили в школе, и учителя вместе с учащимися организовывали  интересную жизнь. Можно назвать сотни учеников, которые запомнились как активные, добрые, инициативные, веселые, находчивые, хулиганистые, изобретательные, спортивные, человечные. Можно назвать поименно, но боюсь, пропустив, обидеть кого-то. Ведь все мы  составляем  прекрасный букет разнообразных цветов нашей любимой школы.

Спасибо всем, с кем работала я и которых учила. Все мы и есть история Петропавловской средней школы, которой нынче исполняется 125 лет.

 

Наталья Вершинина

(Таракановская), вожатая, завуч по воспитательной работе,

учитель русского языка и

литературы Петропавловской

средней школы, Почетный работник образования РФ.

Комментарии