07.07.2023
Просмотров: 10864, комментариев: 0

Быть впереди всех!

Эти строки посвящаю памяти Николая Бадмаевича Цыцикова, как дырестуйцы называли его «Увайн Коля», который всю жизнь боролся за «достойное место» в обществе.

Родился он в г. Улан-Удэ, в семье бухгалтера лесозавода. После него в семье был младший брат, который умер в младенчестве. Отца мобилизовали в 1939 году в Халхин-Гол на войну с японскими самураями, где он погиб. После похоронки они с матерью Бутыцу выехали в Дырестуй, жили у деда (по отцу), потому его земляки прозвали Увайн Коля.

Дед с семьей жил на отаре в местности Улаан Зэдэ, Николаю было вольготно и весело среди сакманщиков. Учился он в Дырестуйской школе, учеба давалась легко, после семилетки поехал в Улан-Удэ, в старших классах проучился успешно в школе-интернате №1 (сейчас там школа №29).

Одноклассником его и другом стал Владимир Дамбинимаев, знакомый с Дырестуя. Школьная жизнь их бурлила: художественная самодеятельность и спортивные занятия занимали все свободное от учебы время. Летние каникулы Коля проводил у деда, мать  вышла замуж за Бато-Доржи Гармаева, в браке родились трое детей.  Николай предпочитал жить у деда, хотя общался с матерью, нянчился с братишками и сестрой.

Поступив на физико-математический факультет БГПИ имени Доржи Банзарова, он познакомился с будущими большими друзьями: Володей Денисовым, Сашей Санжиевым, Михаилом Очировым; жили они в одной комнате, поддерживая друг друга материально и морально.

Дружбу сохранили до конца жизни Николая Бадмаевича. Они встречали и провожали инвалида-друга в поездках к детям через Москву в США, где живут оба сына после успешного окончания МГУ и горного института. Выиграв грант, старший сын выехал в Вашингтон, где преподавал в университете, а младший имеет свою клинику в Гарвурдском университете.

Мария Доржиевна с Николаем вложили немало усилий для успешной учебы сыновей, дали им блестящее столичное образование и воспитание, дождались внучат, но тяжелая болезнь стала причиной ухода жены. В 2006 году Мария Доржиевна умерла на 67 году жизни,  прах матери после кремации дети увезли с собой. Но Николай Бадмаевич, не зная английского языка, не смог адаптироваться к американской жизни, вернулся на родину, где его радушно встретили брат с сестрой и друзья.

Последние 7 лет он связал свою судьбу со мной, после ухода в нирвану моего мужа, друга своего детства.

Наша совместная жизнь была союзом сострадания с моей стороны и физической беспомощности – с его стороны. После ухода жены он пережил второй инсульт, потому остро нуждался в уходе.

Его трудовая биография  уникальна. Имея твердый целеустремленный характер, он дошел по линии службы в ФСБ до звания подполковника.

Когда Николай работал в сельхозакадемии, его пригласили в КГБ, направили на учебу в Минск, затем он работал оперуполномоченным, затем начал службу в КГБ, после стажировки был назначен начальником КГБ Джидинского и Закаменского районов, семья проживала в г. Закаменск.

Мария Доржиевна – ведущий математик, двое сыновей - школьники. Отец - переводчик, куратор монгольской группы - будущих чекистов братской МНР. Его догружают учебной нагрузкой по преподаванию ядерной физики в КГБ имени Дзержинского, ныне академии.

После некоторого ожидания дают московскую квартиру, семья выезжает, наконец-то в полном сборе. Мария Доржиевна принята учителем математики в школу № 80, там же учатся сыновья. Трудолюбивые, любознательные Цыциковы без особой проблемы адаптируются к московскому образу жизни, вскоре становятся лидерами в своих коллективах: Николая выбирают секретарем партбюро академии, а  Марию Доржиевну – председателем профкома большого коллектива школы № 80.

Ребята, успешно окончив школу, самостоятельно поступают в выбранные ими вузы: в МГУ имени Ломоносова - младший сын Геннадий (Эрдэни), в горный институт – старший сын Вячеслав. После успешного окончания МГУ Геннадий выигрывает грант, по приглашению Гарвардского университета с семьей (супруга Алла Владимировна, закончила вместе с мужем МГУ, двое сыновей), выезжает в г. Бостон (США) для научной работы в области исследования онкологических заболеваний.

Позднее делает визу брату и своим родителям.

Николай Бадмаевич трудится интенсивно над темой своей научной диссертации, параллельно со службой. Физически Николай был крепок, постоянно занимался спортом еще со школьной скамьи: увлекался лыжами, легкой атлетикой, туризмом, и со школьниками, и со студентами, когда работал секретарем комитета ВЛКСМ, сельхозакадемии и в Дырестуйской школе завучем.

Страсть к лыжам он сохранил до своей серьезной болезни: пережил инсульт, стал инвалидом II группы.

Встреча с Молотовым В.М. в  МНР.

В 1958 году группа любителей – лыжников отправилась в Улан-Удэ на лыжах в МНР. Послом СССР был Вячеслав Михайлович Молотов, бывший министр иностранных дел СССР. В группу лыжников входил Николай Цыциков, Сэсэг Дармаева и еще 9 человек. На снимке: группа энтузиастов-лыжников на встрече с Молотовым.

 

Команда лыжников - энтузиастов Бурятии перед выходом в Монголию.

   Николай Бадмаевич был верным, преданным другом, сохраняя эти качества до конца своей жизни, общался, радовался за их успехи, принимал дома, помогал им, чем мог.

На снимке его друзья - однокурсники, все 4 года учебы в институте жили в одной комнате, делились последним, помогали, выручали друг друга, чем могли.

Став семейными, встречались за чашкой чая.

Семьи Санжиевых и Дамбинимаевых постоянно навещали больного друга, провожали его в последний путь.

Супруги Цыциковы остались в памяти своего поколения чистыми, честными, благороднейшими людьми.

Ум Маани Бадмээ Хум!

 

Бадма-Ханда Гочеева.

 

Комментарии