02.11.2011
Просмотров: 2106, комментариев: 1

Одна из жертв политических репрессий

Одна из жертв политических репрессий

В прошедшее воскресенье, 30 октября, наша страна отмечала День памяти жертв политических репрессий. По данным правозащитного центра «Мемориал», в России насчитывается около 800 тысяч пострадавших (в их число, согласно Закону о реабилитации жертв политических репрессий, входят также дети, оставшиеся без попечения родителей).

В нашем селе живет семья Лубсановых: Александры Жамьяновны и Дамдина Лубсановича. У Александры Жамьяновны есть свидетельство, установленное ст. 16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 12.12.2007 г., поэтому мне хотелось бы рассказать о ней, о человеке, который на самом деле является жертвой политических репрессий.

1937 год… Страшный год для нашей страны, везде шли массовые аресты, сосед соседа боялся, но это одна из мрачных страниц истории всей нашей великой державы – СССР. Именно в этом году наших лам с Атаган-Дырестуйского дацана увели, угнали по Кяхтинской трассе… И многие судьбы тех людей канули в лета, до сих пор ничего о них неизвестно, они как песчинки, гонимые большими ураганами «унеслись» в неведомые края. Одной из этих «песчинок» является Александра Жамьяновна. Ее девичья фамилия – Гончикова, родилась она Ар-Билютае Селенгинского района в семье животновода третьим ребенком. Старше ее были 2 брата: самый старший брат Федя,  1925 года рождения, болел, умер от болезни. Жена у него была русская, жили в г. Благовещенске, имел  одну дочь, но и с ней связь не поддерживают.

Второй брат Дарма, 1930 года рождения. Умер еще в молодости, сама тетя Шура не помнит,  от чего. В 1937 году как забрали отца Жамьяна Бадмаевича Гончикова, она не помнит, так как в то время ей, видимо, было три года (так в документах значится, которые имелись у отца). Мать одна осталась с тремя детьми, было тяжеловато, конечно, но в то время все так жили. И жила наша тетя Шура без документов, только в 1955 году получила свидетельство о рождении. Ездили к врачу, и врач ее возраст определил по зубам…1936 год.

В 19 лет она приехала к родственникам в наше село Дырестуй и встретила свою любовь в лице Дамдина Лубсановича Лубсанова. Вышла замуж. Он в то время был комсоргом, собирал взносы, она тогда работала на лесозаготовках, через реку ходили черемуху собирали, а вечером собирались в клубе  (в то время находился возле дацана, раньше контора была), встречались долго, дружили, катались на велосипеде. Она все это вспоминает с грустью. Это была ее молодость, ее жизнь. Но об отце почти ничего не помнит, а их вырастила мать, звали ее Дымбрыл Найдановна, 1903 года рождения была, умерла в 1973 году.

Несмотря на свое трудное детство, на сегодня она счастливая мать, бабушка и даже прабабушка. У них 10 внучат и 1 правнучка. Род Лубсановых продолжается, не это ли счастье матери, которая, по сути, не знала своего детство.

У семьи Лубсановых 5 детей. Самая старшая Вера имеет 2 детей, живет и работает в городе Улан-Удэ. Вторая дочь – Наташа проживает в Дырестуе, с семьей, имеют 3 сыновей. Третий сын, единственный (кстати, остальные все дочери) Сергей, тоже в Дырестуе, воспитывает 3 дочерей. Дочь Надежда живет в Улан-Удэ, имеет 2 детей. Самая младшенькая Люба, живет и работает в Улан-Удэ.

Александра Жамьяновна является заслуженным животноводом Республики Бурятия (в 1984 году), имеет медаль материнства II степени, ветеран труда. И сам дед Дамдин имеет орден «Знак Почета», ветеран труда. Имеет 3 юбилейных медали Победы (50 лет, 60 лет, 65 лет).

Почти всю сознательную жизнь работали вдвоем в животноводстве, в знаменитом в то время в овцеводческом совхозе «Октябрьский», где было 55 тысяч овец – чабанами, и всегда ходили в передовиках, то есть от 100 овец получали 100 ягнят. Об этом свидетельствуют их многочисленные значки «Ударники пятилетки» и почетные грамоты от райкома, обкома партии и т.д.

Александре Жамьяновне в феврале этого года исполнилось 75 лет. Она ни о чем не жалеет, ни на что не жалуется, желает всем добра и здоровья. А деду - 83 года. Оба стареют и, конечно, здоровье неважное, но она очень переживает, что не доживет до того дня, когда наконец-то получит помощь от государства как жертва политических репрессий. Все документы собраны и сданы в г. Улан-Удэ, перед ней в очереди еще 90 человек.

Каждый день она молится, лишь бы дождаться того дня, чтобы получить компенсацию за моральный ущерб «ведь года прибавляются, а здоровье убавляется…»

Заканчиваю свой рассказ на такой грустной ноте, поэтому хочу лишь пожелать супругам Лубсановым не грустить, не унывать, не терять надежду на светлое будущее. Уважаемая Александра Жамьяновна, посвящаю эти строки Вам.

Жизнь и любовь всегда прекрасны,
И эта истина проста.
Жизнь без любви – одно несчастье.
Любовь без жизни – пустота.
Я небо Вам дарю и море
И звезд летучих водопад.
Я счастье Вам желаю
Не за что-то, а просто так!

В. Цыренова, с. Дырестуй.

Комментарии

Ничего вам не светит Александра Жамьяновна, в неподходящем месте родились...
90% всех репрессированных живёт в городе-герое Москве.
Нужно было пахать красную площадь, ковать плуги в лубянских подвалах и собирать колоски (3 штуки) в кремлёвских кабинетах, чтобы сейчас получать пособие.

Гость
31.05.2012, 21:49
Оставить комментарий