02.02.2016
Просмотров: 3992, комментариев: 0

По святым местам Индии – по бесплатной путевке Буддийской Сангхи

Ежегодно, начиная с 2001 года, Буддийская традиционная Сангха России организовывает паломнические туры для желающих в Индию и Непал, по святым местам, связанным с жизнью Будды Шакьямуни, а также награждает бесплатной путевкой чемпионов «Эрын гурбан наадан» («Трех игрищ мужей»), посвященных Пандидо Хамбо ламе Д.Д. Этигэлову. И мне, как двукратному чемпиону Этигэловских игр (2012г., 2014г.) по бурятской борьбе была предоставлена возможность посетить буддийские святыни Индии и Непала. До меня удостоились такой же чести и награды неоднократные победители Этигэловских игр Иван Гармаев из Баргузина, селенгинский борец Зорикто Цырендондопов и наш земляк Леонид Замбалаев.

Наиболее благоприятным временем года для путешествия по Индии и Непалу является период после муссонных дождей с ноября по февраль. Поэтому наша группа из 5 человек под руководством ширээтэ-­ламы Аюра (он же был и проводником, и переводчиком) вылетели 8 декабря прошедшего года из Улан-­Удэ в Москву. Вечером того же дня летели уже в Дели. В столицу Индии прибыли утром 9­-го декабря. Из Дели и началось наше увлекательное путешествие по святым местам Индии, родины Будды Шакьямуни.

Обычно буддийские паломники в первую очередь посещают непальский Лумбини – место рождения Будды, и небольшие города в Индии: Бодхгаю, где он получил просветление, Сарнатх, где прошла первая проповедь о четырех благородных истинах буддизма, и, наконец, место ухода в нирвану Просветленного в Кушинагаре. В отличие от них наш маршрут пролегал через штат Гоа, который знаменит своими многочисленными пляжами на берегу Аравийского моря. Искупавшись в тридцатиградусную жару и позагорав на одном из пляжей Гоа, мы продолжили путь в Лумбини – небольшое поселение на границе Индии и Непала, где находится крупный храмовый комплекс, выстроенный на предполагаемом месте рождения Будды. Этот, так называемый «Священный сад», занимает огромную территорию, где паломнику предоставляется уникальная возможность увидеть несколько десятков храмов, монастырей, священных ступ.

Дальше мы отправились в г. Варанаси, в Сарнатх. Несмотря на большое количество индуистских храмов, Варанаси известен и своей буддийской святыней. Недалеко от города находится Сарнатх (Олений парк) – место, где Будда 2500 лет назад впервые дал своим ученикам Учение о четырех благородных истинах, легших в основу буддийской философии. Оказалось, что в этом парке действительно водятся олени. Они не крупные, живут небольшими стадами, удивительно изящные и грациозные. За ними присматривают работники парка. Здесь же возведена большая Дхамех, ступа высотой в 42 метра. Место окружено небольшими прудами, на которых растут изумительной красоты лотосы.

После двух насыщенных дней, проведенных в Варанаси, мы отправились дальше. Бодх­-Гайя – место, где сидя под священным деревом Бодхи, Будда достиг просветления. Достопримечательностью Бодх­-Гайи является буддийский комплекс «Махабодхи», где растет дерево, под которым на Будду снизошло просветление. Оно разукрашено цветными ленточками, огорожено железной оградой, а рядом с ним выставлены отпечатки ступней Будды. Тут же находится храм Маха Бодхи, на внутренних стенах которого изображены самые важные события, произошедшие в жизни Будды Гаутамы.

Другими известными буддийскими местами, куда продолжился наш путь, были Раджгир и Наланда. Чем они примечательны? Учение Будды впервые было записано из его уст именно в Раджгире. Здесь он принимал горячие источники, которые даровали ему здоровье и долголетие. На возвышенности находятся белая ступа и храм, до них можно добраться как пешим ходом, так и по канатной дороге. Место очень живописное и запоминающееся.

В Наланде находятся руины одного из древнейших университетов мира. Нам рассказали, что в его библиотеках насчитывалось свыше 9 миллионов книг, преподавательский состав состоял из 2 тысяч человек, количество студентов достигало 10 тысяч. В этом университете учился Сидхартха Гаутама до того, как стал Буддой.

Следующей точкой нашего путешествия стал Кушинагар, где Будда провел много времени в медитации. Именно здесь он  достиг главной цели своей религиозной и духовной практики – в момент физической смерти он вышел за пределы бесконечной цепи перерождений, обретя тем самым такой же бесконечный покой и счастье. И как символ этой бесконечности, лишенной страданий, здесь выстроен храм Паринирваны, где находится грандиозная золотого цвета статуя Лежащего Будды.

Помолившись за благополучие всех живых существ и за здравие родных и близких, мы продолжили нашу поездку в Дхарамсалу – город, где расположена резиденция Его Святейшества Далай­ламы XIV. Здесь пребывали два дня, присутствовали на лекции Его Святейшества. Поразило меня то, что какое огромное количество паломников приезжает из разных стран, чтобы увидеться воочию с Далай ламой и услышать мудрые слова Учения непосредственно из его уст!

А также в течение двух дней нас радушно встречали наши земляки­студенты (всего из Бурятии 54, в том числе и наш джидинский Алдар лама) Гоман­дацана, который находится на юге Индии. Они удивили меня, угостив нас вкусными буузами, что было очень отрадно и очень кстати после всяких непривычных для нас экзотических яств. Гоман­дацан стал заключительной точкой нашего паломничества по святым местам Индии, и, возвратившись в Дели, мы вылетели 26 декабря 2015 года обратно в Москву и оттуда в Улан-Удэ.

Вся 3­хнедельная поездка – буддийские святыни, культовые памятники, живописная экзотическая природа, быт другого народа и другие достопримечательности Индии, и даже златоглавая Москва, где побывал я впервые – оставила для меня неизгладимые впечатления. Хочу выразить огромную благодарность Буддийской традиционной Сангхе России, лично Пандидо Хамбо ламе Дамбе Аюшееву за столь высокую награду, моим близким и родным, друзьям, землякам­верхнебургалтайцам за оказанную материальную помощь и поздравить от всей души с наступающим праздником Белого месяца, пожелать крепкого здоровья, счастья, благополучия, мира и процветания! НАМО БУДДА­ЯА, НАМО ДАРМА­ЯА, НАМО САНГА­ЯА!

Евгений Гармаев, двукратный победитель

Этигэлоских игр по национальной бурятской борьбе.