Что заставляет человека трудиться

Культура и общество

Далеко не каждый трудится исходя из заботы о будущих поколениях или развитии цивилизации. Большинство людей трудится из необходимости заработать себе на жизнь. Однако жизнь была бы невыносимой, если бы труд не мог приносить удовлетворения от полученных результатов. В каждом возрасте отношение к труду формируется по-особому. 

Ребенок привыкает к тому, что родители каждый день идут на работу. Понемногу он начинает понимать, что эта, пока скрытая для него, деятельность является источником многих необходимых и приятных вещей, будь то сладости или новые игрушки. Он привыкает к мысли, что для этого необходимо чем-то пожертвовать. Кроме того, ребенок получает удовольствие от овладения простыми навыками и от похвалы взрослых, когда учится мыть посуду и убирать за собой игрушки.

Для школьника отношение к труду складывается в процессе учебы. Здесь уже появляется мысль о том, что достичь желаемого можно разными путями, в том числе более легкими. Подросток сталкивается с противоречием между нравственными нормами и практической выгодой.

У студентов круг возможных удовольствий, требующих денег, значительно расширяется, а стало быть, растет потребность в финансовой самостоятельности. К концу обучения он уже твердо знает, что он хочет иметь в жизни и что готов для этого делать.

Взрослому человеку нужно обеспечивать материально не только себя, но и свою семью. Кроме того, часто уровень доходов является мерилом социального статуса. В преклонном возрасте каждый решает сам, достаточно ли ему пенсии, которую платит государство. Кто-то продолжает работать по привычке, кто-то из необходимости.

В любом случае, труд, будь то физический или интеллектуальный, дает человеку возможность не только для обеспечения своего существования, но и для самореализации. Несчастен тот, кого заставляют трудиться исключительно материальные потребности. 

03.06.2013 Олзо Дугаров