12.08.2015
Просмотров: 1657, комментариев: 0

"Да разве об этом расскажешь…"

Джидинский район Армак Е.П. Лалетина

Много стихов о тяжелой жизни русских женщин было сложено великими поэтами, и почти в каждом из них отражена жизнь наших  бабушек и прабабушек.

Елизавета Павловна Лалетина, мать­-героиня, вдова участника войны  родилась в селе Армак в многодетной семье в 1931 году. Хозяйство у отца было крепкое. Домовитый, трудолюбивый. Таким запомнился детям отец, которого они больше никогда не увидели. Его репрессировали в страшном 37­-ом. Шестилетняя Лиза помнит, как забирали дом, скот, домашний скарб. Елизавета Павловна вспоминает «Остались без крова ­ жили по чужим квартирам. Мать нас тянула, как могла ­ не отказывалась ни от какой работы. В семье было пятеро, мал мала меньше».

Через многие годы отца искали, было сообщение, что он якобы в Красноярском крае. Куда только ни писала дочка Елизаветы Павловны. Из архива  пришло сообщение, что отец умер от простуды в Хабаровском крае. Время было тяжелое, мать с пятью детьми больше замуж не вышла. Дети не учились, хлебнули лиха. Началась война, Лиза не посещала школу, некогда было ­ нянчилась с младшими детьми. И только в десять лет она пошла в первый класс. Но смогла только ползимы проходить в школу. Приходилось выживать. Пошла Лиза работать в колхоз. Зарабатывала свой хлеб ­ 500 граммов. Молотила, сеяла, боронила. Работала наравне со старшим братом, он пашет, а она за ним с бороной. Никакой работы Лиза не боялась. В её памяти ­ работа в Торее, на «посту», так называлось место, где принимали зерно. Трудились вчетвером ­ молоденькие девушки ­ им было тогда по 15­-17 лет. Вдвоем затаривали мешок по 50 кг. Потом на спину клали мешок, и по трапу наверх, идешь ­ а мешок тяжелый, тянет вниз, давит.

– Зараз три ­ четыре машины загружали, я там пять лет проработала, ­ вспоминает Елизавета Павловна.

В 1948 году она познакомилась с парнем. Он оказался из Желтуры, казак. Вернулся с войны. Здоровый, неженатый. Чем­то ему приглянулась молоденькая Елизавета, привез он её в свою станицу. Дети пошли ­ четверо мальчиков и шесть девочек. Жизнь налаживалась. Лалетины трудились в колхозе, детей поднимали. Когда умер муж,  у молодой еще Елизаветы Павловны на руках осталось десятеро, двое еще в школу не ходили. Старший только в шестой класс пошел. Дали пенсию, и только на двоих, всего 40 рублей. Ни на кого не надеялась Елизавета Павловна, работала уборщицей в школе, прачкой на погранзаставе.  Трудно было – всех  десятерых надо было одеть, обуть, накормить. Сама шила на детей одежду.

Ребята видели, что мать с утра до ночи трудится, они сами знали, что делать по дому, старались ей помочь. Все Лалетины выросли  трудолюбивыми, все при деле, у всех семьи. Они, как и их мама, говорят, что жизнь не баловала их. У Елизаветы Павловны ­ двадцать шесть внуков, двадцать два правнука. Живут дети в разных краях ­ в Краснокаменске, Гусиноозерске, Германии, Петропавловке, Иркутске, Улан­Удэ.

О. Сукнева, библиотекарь СП «Желтуринское».

Комментарии