16.01.2013
Просмотров: 2589, комментариев: 0

Философия мудрости

Философия мудрости

Как прекрасен мир, когда рядом с тобой люди щедрой души, готовые в любую минуту поддержать тебя и словом, и делом.

Я на своем жизненном пути встречала немало таких замечательных людей, семей. В нашем районе многим известна Екатерина (Ханда) Доржиевна Цыбикова, учительница, воспитавшая много поколений джидинцев, обогревшая их душевной теплотой, не потерявшая с ними контак в последствии. Это Человек с большой буквы. Большое спасибо ей от всех учеников воспитанников.

Хотела бы остановиться на семье Доржиевых, живущих в с. Петропавловка. Как магнит, притягивает их дом многих приезжих из разных сел к себе. В этом гостеприимном доме живет наш добрейший, приветливый друг Цырен-­Доржи Доржиевич, человек, готовый в любую минуту разделить с тобой заботы, проблемы нашей суетной жизни. Пусть ему и его детям сопутствует удача во всех делах.

В Дырестуе в людской памяти навсегда осталась Галина Шойдоровна Раднаева, более 20 лет проработавшая продавцом, притягивающая многолюдье своим ровным, обходительным характером, уважительным отношением ко всем без исключения. Люди пожилого возраста задерживались в магазине, делились с ней своим «сокровенным», зная, что Галя терпеливо выслушает их, поймет. Истинно народную любовь она снискала к себе.

Мы все с большой благодарностью вспоминаем радушный дом Цоктоевых в школьном дворе, где у хозяйки Долгоржап Батуевны всегда был горячий чай для всех.

Но в этом рассказе я более подробно хочу остановиться на семье Цыденовых Чагдара (Лубсан­ЖДоржи) Лубсан­-Цыреновича и Цыпел Батуевны, известных животноводов совхоза «Октябрьский».

Время летит машинально: 55 лет прошло, как я сроднилась с этими удивительными людьми, выйдя замуж за их племянника Ринчина Гочеева. С тех пор наша родственная связь завязалась тугим узлом. Нас всех объдиняла Цыпел нагасахай со своим природным умом, душевным обаянием, щедростью во всем.

Судьба не особо баловала нашего дядю до встречи с тетей. Имея непосредственный, порою детский, обидчивый характер, он не находил уюта душевного в прежних браках. Но встретившись с Цыпел Бабуевной, зажил счастливо. Они воспитали сына Булата, дочь Любу, дали им образование, сыграли свадьбу, дождались внучат. Бог всегда вознаграждает бескорыстных людей: дочь вышла замуж за хирурга Буянтуева Доржи Ринчиновича, который имеет высокие религии заслуженного врача Бурятии, России. Живут в г. Закаменск.

Сын Булат Чагдурович, став учителем физики, всю свою жизнь посвятил народному образованию, является отличником просвещения России, отцом двух дочерей – медалисток и сына Баира, отличным тренером по спорту.

Дядя наш по призванию был животноводом: знаменитым табунщиком, заботливым свиноводом, успешным скотником, первым чабаном – сотником своего совхоза, имел высокую правительственную награду, одним из первых награжден за самоотверженный  труд орденом «Знак почета». Да, труд для него всегда был источником радости, всех земных благ.

Быт их был скромным: в ограде сына небольшой домик, в нем сундучок, обеденный стол, кухонный шкаф, а в переднем углу алтарь с Бурханом. Ни в какие годы они не расставались с ним, со своей верой. Уйдя на пенсию, он усердно посвящал себя всем хуралам, а на Сагаалган в Иволгинский дацан уезжал надолго.

Как мы семьей любили гостить у них. Тетя наша всегда встречала радушно, всех одарит, угостит. Свою поклажу кое­как поднимаешь. Так они встречали всех своих родных до конца жизни.

Материально они жили крепко. Построили добротный дом для сына, приобрели для него мотоцикл, затем новую машину «Жигули», большой дефицит того времени. А их сын не испортился от достатка: стал рачительным хозяином, внимательным, заботливым к родителям, уважительным к людям человеком.

У щедрых, доброжелательных людей всегда по­божески. Пришла к ним невестка Любовь Базаржаповна, воспитанная своей матерью на лучших традициях этнически гостеприимного села Алцака, работая в школе учителем, через свои руки пропустила много поколений дырестуйцев. Пользуется заслуженным уважением, авторитетом в селе. Как наш нагаца был рад рождению первого внука, укачивая его, всегда говорил: «Мужик ­ мужик», этим подчеркивал, что род Цыденовых продолжается.

Вообще наш дядя был чудным человеком: свою радость и порой огорчения выражал русскими фразами. Если сказал кратко «на знаю», дальше не состоится разговор. Он никогда не курил, выпить за столом мог только одну рюмку, а дружил с людьми мастеровыми. Это, наверное, от того, что сам не был наделен таковыми навыками. Часто встречался, от души дружил с Яковом Семеновичем Зарубиным, Лубсаном Осоровичем Мункуевым, его братом Дондоком Безьяевым, с плотником – кузнецом Данзан (Авандиг абгай) Цыдендоржиевым, управляющим своей фермой №3 Павлом Цырен­Жаповичем Шагжитаровым. Все они глубоко уважали его.

Он избегал пьяных людей, по­моему, он не понимал их языка, никогда с ними не связывался.

Во всех дипломатических вопросах главой семьи была, конечно, наша нагасахай. Мы, с Лубсаном Батуевичем Гургумовым, известным чабаном, членом РК КПСС, родным братом тети, ее называли «нашим парторгом». Когда она говорила, все молча с ней соглашались, спорить не было смысла, так как она была справедлива, мудра, порой прозорлива. Я часто советовалась с ней по житейским вопросам. Мне она и поныне снится. Как порой не хватает таких чистых и честных людей. Они в свои преклонные годы жили спокойно, окруженные любовью и заботой детей, радовались успехом внучат.

Сейчас дом Цыденовых полон доброжелательными, интересными людьми, их двор полон высокими саженями дров, гаражи – иномарками, сараи – упитанным скотом. Добрая традиция родителей продолжается. Пусть им сопутствует удача.

 

С благодарностью ваша Бадма Ханда Гочеева.

 

Комментарии