21.10.2016
Просмотров: 2247, комментариев: 0

Истинные проводники культуры на селе

В Год кино есть прекрасный повод вспомнить об этом славном времени и легендарной профессии киномеханика, который нес культуру в массы, демонстрируя кинофильмы. Для жителей села далекого советского времени это было большим событием.

И сейчас, наверное, в каждом селе люди среднего возраста и пожилые всё ещё помнят о том, как в клубе показывали кино, как много собиралось зрителей, чтобы посмотреть фильм. И какая уважаемая профессия была в селе – киномеханик.  Зародилась она одновременно с появлением кино.

Сейчас трудно представить те времена, когда сельский клуб еле вмещал всех желающих посмотреть новый фильм. Если не хватало сидений, зрители приносили свои стулья и скамейки из дома. Большой популярностью у населения пользовались индийские фильмы. Сельский клуб в такие дни был набит битком. Для многих людей поход в кино был настоящим праздником, а киномеханик – уважаемым человеком, почти волшебником. Сегодня это редкая и исчезнувшая на селе профессия.

Одним из первых киномехаников в нашем селе Енхор был Алексей Федорович Жарков. В 1938-1940 годы в селе был организован народный дом, где один или два раза в месяц показывали кинофильмы. Алексей Федорович приезжал на лошади, запряженной в фургон, киноаппаратуру устанавливал в уголочке народного дома и начинал крутить ленты с помощью дизельного движка. Кино в детстве было самой большой радостью для ребятишек, потому сельского киномеханика боготворили все. Трудолюбивый, уважительный – таким он запомнился енхорцам. Никогда не стоял в стороне от общественной жизни, активно участвовал в художественной самодеятельности. После просмотра кинофильма молодежь села устраивала игры, танцы.

Настоящим проводником культуры в нашем селе была Людмила Николаевна Кайдаш, приехавшая на работу по направлению в Енхор после окончания Улан - УдэнскогоСПТУ-1 в 1963 году. Киномехаником она работала до1982 года. Многие сельчане с ностальгией вспоминают те времена, когда с нетерпением ждали в деревне кино, какой это был праздник. Она трудилась, не считаясь со временем, стараясь делать все так, чтобы люди уходили довольными после просмотра сеанса. Не случайно она говорила, что это была лучшая профессия, в селе она была востребована, и это были лучшие годы ее молодости.

А в 1980-году в нашем селе открылся новый Дом культуры, с большим кинозалом, рассчитанный на 300 мест, с огромной сценой, прекрасным фойе и библиотекой. Но самым главным было то, что ДК возглавила отличный человек, энтузиаст, влюбленный в свое дело, это Людмила Николаевна Кайдаш. Она оживила работу Дома культуры, и он стал действительно центром культурной жизни села. Люди потянулись на огонек: начали работать различные кружки по интересам, такие как танцевальный, вокальный, был создан ВИА «Ритм» под руководством Базарова А.Н., клубы «Почемучка», «Хозяюшка». Все важные события, будь то традиционные праздники или семейные праздники, все они отмечались в ДК.

Например: провожали ребят на службу в ряды Советской армии, в ДК проходили соответствующие церемония, где звучали слова наставления, пожелания, вернутся в родное село, вручались подарки новобранцам и обязательно красный мешочек с родной землей. Если в семьях рождались дети, в клубе проходил ритуал «Имянаречение». А как ярко и запоминающе проводилась регистрация бракосочетания: с распиловкой дров для семейного очага, с зажжением этого очага. Незабываемо весело проходила «Масленица», с катанием на санях разукрашенных лентами лошадях, катание с горки (чем необычнее предмет, на котором скатываешься с горы, тем забавнее и интереснее), с горячими блинами и самоваром.

Еще одним ярким проводником культуры на селе была Галина Назиповна Пушкарева (Ульданова), 1950 года рождения, выходец из многодетной семьи. После окончания школы в 1967 году она поступила в Улан-Удэнское ГПТУ-11 на киномеханика. После окончания учебного заведения приехала в родное село, и так началось ее трудовая деятельность. 

По воспоминаниям Галины Назиповны, один год работала в селе Боций, выезжала показывать кинофильмы в с.Верхний Енхор .С 1969 по1993 годы проработала киномехаником в родном селе. Показывали кинофильмы на узкопленочной аппаратуре, с этой аппаратурой выезжали на животноводческие точки, молочнотоварные фермы, полевые станы.

С течением времени происходили изменения в кинотехнике, в СДК монтировали новую киноаппаратуру, только бобины перематывали вручную. Фильмоноски были круглые, громоздкие и тяжелые, их носили на второй этаж СДК. Считается, что киномеханик – не женская профессия, однако Галина Назиповна вспоминает, что ей всегда нравилась ее профессия, доставляющая радость людям. Трудились с огоньком, всегда выполняли и перевыполняли планы по сбору денег от показа фильмов.

Трудности были, когда родились дети, порой на вечерние сеансы не с кем было оставить детей, помогал ей супруг Александр Григорьевич.

Галина Назиповна и Александр Григорьевич вырастили двух сыновей и двух дочерей, сейчас у Галины Назиповны 12 внуков и 1 правнук.

Вместе с Галиной Назиповной работала Нина Балаевна Содномова, приехавшая после окончания курсы киномехаников с 1987года по 1993годы. Вдвоем стало работать намного легче. За время работы в СДК Галина Назиповна и Нина Балаевна принимали активное участие в проводимых мероприятиях СДК. Награждались за свой труд районными грамотами за высокую культуру обслуживания зрителей, за успешное выполнение плановых заданий, за достигнутые успехи в социалистических соревнованиях.

Так бы и продолжалась с размахом культурная жизнь на селе, и по-прежнему спешили бы люди в кино. Но в начале 90-х годов в домах стали появляться «видики», в моду вошли видеокассеты, и кинозалы стали потихоньку пустеть. А потом и вовсе люди перестали ходить в кино. Кинопроекторы и банки с фильмами в сельских клубах ушли в прошлое. Такова жизнь.

Но всем известно, что киномеханики были в свое время истинными проводниками культуры на селе, ибо, действительно, хорошее кино воспитывает человека, облагораживает его душу. И остается только выразить свою признательность тем, кто всегда оставался верным своей профессии.

Т. Намханова,  библиотекарь СП «Енхорское».

 

Комментарии