09.11.2016
Просмотров: 2669, комментариев: 0

Кино навеки связано с народом

Джида Год кино

Российское кино, как полнота души,

В нем мудрость и добро сохранены,

Любовь, энергия, стремление...

В нем есть свое предназначение!

Уже восемь лет каждый новый год президент В. В. Путин посвящает той или иной актуальной сфере для привлечения к ней общественного внимания. 2016 год объявлен Годом российского кино, главная задача которого – популяризация и повышение качества отечественного киноискусства.

2016 год неслучайно назван Годом кино. В этом году Россия отметила ряд значимых киноюбилеев. В мае исполнилось 120 лет со дня первого кинопоказа в России, который состоялся 4 мая 1896 года в Петербурге. А через 12 лет прошел показ первого восьмиминутного фильма отечественного производства – «Понизовая вольница» режиссера Владимира Ромашкова.

В начале лета свой 80-летний юбилей отметила крупнейшая советская студия мультипликационных фильмов – «Союзмультфильм», основанная в Москве 10 июня 1936 года. За 80 лет на студии снято более полутора тысяч мультфильмов, которые очень полюбились нашей детворе.

Профессия киномеханика была в селе уважаемой. Люди старшего поколения помнят о том, как в советское время в клубе показывали кино. На сеанс туда собиралось много зрителей, чтобы посмотреть любимый фильм. Большим успехом пользовались военные и индийские фильмы. Ну, а если когда привезут новое кино, в зале было негде яблоку упасть. Перед каждым фильмом обязательно крутили киножурнал разного содержания, но больше всего нравился зрителям сатирический киножурнал «Фитиль».

В рамках Года российского кино библиотека организовала встречи с киномеханиками, проживающими в нашем селе. Одна из них прошла во время летних каникул в школе и была посвящена ветерану труда Третьякову Павлу Яковлевичу.

Заведующая библиотекой рассказала участникам этой встречи интересные факты о кино, в том числе, из истории развития кинематографа: от черно-белого немого до цветного говорящего. А Павел Яковлевич рассказал о себе, поделился своими воспоминаниями о  своей работе в качестве киномеханика. Он очень сожалел о том, что профессия киномеханика со временем стала ненужной и забытой.

Родился он в 1937 году. Окончив сельскую школу, обучался в Улан-Удэнском ФЗО-8, затем по направлению этого учебного заведения работал на паровозо-вагонном заводе, оттуда по комсомольской путевке был направлен на сельскохозяйственные работы в родной колхоз.

Заметив его увлечение техникой, руководство колхоза предложило ему получить специальность киномеханика. Так, в 1968 году он поступил учиться в ГПТУ-11 г. Улан-Удэ. После его окончания был назначен на должность помощника киномеханика в нашем селе. Работать начал в паре со старшим киномехаником Вторушиным Иваном Гурьяновичем.

 «План до каждой киноустановки доводился большой, – рассказывал Павел Яковлевич ребятам, – и, для того, чтобы добиться его обязательного выполнения, нам по очереди приходилось работать на передвижке. По графику, два раза в месяц, мы собирали животноводов с близлежащих животноводческих точек на одной из стоянок, где на узкопленчатом киноаппарате «Украина» для них организовывали показ кинофильмов. Чабаны и скотники всегда с нетерпением ждали киномеханика и работников культуры к себе в гости.

Когда началось строительство моста через реку Джида, нам вменили в обязанность и кинообслуживание строителей-мостовиков из числа военных и гражданских».

Встреча с киномехаником Третьяковым П.Я.

Юные читатели с огромным интересом слушали рассказ Павла Яковлевича. Конечно, им сейчас трудно представить те времена, когда сельский клуб еле вмещал всех желающих посмотреть фильм. Порой, когда привозили новый кинофильм, в зале не хватало сидений, поэтому зрители приносили свои стулья и скамейки из дома.

Немногим удавалось попасть в будку с киноаппаратурой, но если кому и везло, они не только смотрели фильм бесплатно через форточку в стене, но и с большим интересом наблюдали за работой киномеханика. «А работа наша, – продолжал свой рассказ Павел Яковлевич, – хоть была и не сложная, но очень ответственная. Ведь мы, киномеханики, по сути, являлись связующим звеном между режиссерской командой и зрителем. Творческая команда режиссеров и киноактеров создавала эти фильмы, а мы, работники кинофикации, должны были показать  его в кинозале так, чтобы зритель мог насладиться каждым кадром, каждым его мгновением».

Постепенно в работу кинофикации стали внедряться новые технологии по усовершенствованию показа фильмов. Появилась современная киноаппаратура, в зале вместо маленького был установлен широкоформатный экран. Зрителям уже не надо было томиться в ожидании, когда киномеханик перезарядит ленту в аппарат.

Но потом, когда в каждом доме появились телевизоры, а где-то в начале девяностых годов многие жители уже стали владельцами видеомагнитофонов, с помощью которых любой понравившийся фильм можно было посмотреть сидя на диване дома, кинопроекторы и банки с фильмами в сельском клубе ушли в прошлое, и надобность в киномеханиках  просто отпала.

По сложившимся дальше жизненным обстоятельствам, дядя Паша (так любовно называют его в селе) перешел на другую работу. Последнее время перед уходом на пенсию он трудился в колхозе в качестве сторожа.

С бывшим киномехаником Гончаровой Александрой Васильевной мы встретились на ее рабочем месте в сельском храме. Еще, будучи школьницей, она не пропускала ни один фильм, которые показывали в сельском клубе, и с большой любовью коллекционировала открытки с фотографиями известных киноартистов. Ей даже посчастливилось вживую встретиться с величайшей актрисой советского кино Людмилой Гурченко.

Из-за большой любви к киноискусству она и решила посвятить себя кинофикации, которой  отдала она более 10 лет жизни этой практически исчезнувшей профессии киномеханика.

Вот как она рассказала детям о своем любимом деле. «После окончания Улан-Удэнского ГПТУ № 11 в 1972 году меня, молодую девушку, направили на работу в село Оер. Директором киносети в то время был Дампилов Николай Содномович. Клуб находился далеко. Кинобудка была совсем маленькой, стоял один кинопроектор и зрителям, которые пришли на фильм, приходилось сидеть в темноте и ждать когда я перезаряжу ленту в аппарате. Зимой в кинобудке было очень холодно, приходилось самой топить печь.

В Оере проработала я недолго, там вышла замуж и вместе с мужем переехала в Желтуру. После рождения дочери, я устроилась в сельский клуб киномехаником, заменив ушедшую в отпуск Жапову Тамару Суруновну. Хорошим наставником в работе для меня стал старший киномеханик Третьяков Павел Яковлевич. Конечно, приходилось порой  тяжеловато – на руках ребенок маленький, а работа у киномеханика вечерняя, да и зарплата в то время была небольшой – за месяц получала 75 рублей. И хотя считалось, что киномеханик – не женская профессия, – продолжила свой рассказ Александра Васильевна, – несмотря ни на какие трудности, мне очень нравилась моя работа. План мы всегда перевыполняли, поэтому наша киноустановка была в числе передовых, за что получали денежные премии. Вскоре и оклад нам прибавили до 114 рублей.

Со временем и кинотехника изменилась. Когда я начинала работать, в кинопроекторе использовались дуговые лампы, работающие на углях. Они могли в любой момент погаснуть или даже взорваться. Потом им на смену пришли мощные ксеноновые лампы.

Фильмоноски тоже были сначала неудобные – круглые и громоздкие. Весь фильм после показа нужно было перемотать на ручной перемотке. Бобины с пленкой поначалу были 300-метровые, но с появлением 600-метровых бобин количество перемоток сократилось. Работать стало намного легче.

Фильмы показывали разные, но особенно мне полюбились кинофильмы «Свадьба в Малиновке» и «Любовь земная». Я была просто влюблена в актеров, снимавшихся в этих кинолентах. И до сих пор я с удовольствием их пересматриваю.

Запомнилось мне, когда в нашем районе снимался фильм «Горький можжевельник». В кадры этого фильма попала наша желтуринская вальцевая мельница и деревянный мост через реку Джида. Некоторые жители нашего села даже приняли участие в съемках массовых сцен этого кинофильма.

В связи с выходом из декретного отпуска Жаповой Т.С. мне пришлось уволиться и уехать в Улан-Удэ. Там я познакомилась с диктором бурятского телевидения Гончиковой Софьей Жимбеевной, которая пригласила на работу в телестудию. Я с радостью согласилась, проработала год на должности киномеханика, затем меня перевели на должность звукооператора.

Работа на телевидении была очень интересной. Там мне довелось встретиться со многими известными людьми, но особенно мне запомнилось интервью с летчиком-космонавтом СССР Рукавишниковым Николаем Николаевичем. Надо сказать, что волею судьбы ему пришлось учиться у нас в Бурятии, в школе города Кяхта и кяхтинцы, по праву считают космонавта своим земляком и очень гордятся этим.

Работала я в то время помощником звукооператора. Съемку вели в одном из павильонов студии телевидения. Николай Николаевич очень интересно рассказывал об освоении  космических пространств, о себе и о своей семье. После окончания съемок он мне лично пожал руку. В память об этой встрече творческая группа работников телевидения сфотографировалась рядом с космонавтом. Эту фотографию я бережно храню в своем альбоме».

После сокращения штатных единиц на студии телевидения Александре Васильевне пришлось осваивать новые профессии. Работала и уборщицей, и поваром в разных организациях города. После выхода на пенсию она вернулась в родное село и посвятила себя служению Богу.

В разные годы в Желтуре на поприще кинофикации трудились так же Шестаков Борис Петрович, Каримова Валентина Фатыховна, Первушина Клавдия Владимировна, Герасимова Любовь Ильинична, Жапова Тамара Суруновна, Усова Лариса Степановна, Фофонова Светлана. В свое время все они выехали за пределы села и установить их жизненный и трудовой путь, к большому сожалению, сейчас не представляется возможным.

Год российского кино близится к завершению. Но любовь к фильмам не иссякнет никогда. Мы все с нетерпением будем ждать новых телевизионных кинопремьер и их показов в кинозалах нашей страны. Ведь хорошее кино воспитывает человека, облагораживает его душу, дарит ему хорошее настроение. Киномеханики в свое время были истинными проводниками культуры на селе. И мы выражаем свою признательность тем, кто всегда оставался верным своей профессии, всем, кто стоял у истоков кинофикации нашего села и района в целом. Желаем всем счастья, здоровья, благополучия, любви и понимания своих близких и уважения окружающих людей.

Мероприятия же в рамках Года кино продолжаются. 21 октября для старшеклассников Желтуринской школы проведен общий классный час под названием «Кино – волшебная страна». Библиотекарь Сукнева О.В. в своем вступительном слове отметила ряд значимых киноюбилеев нашей страны и подчеркнула, что главная задача Года российского кино – популяризация и повышение качества отечественного киноискусства.

Преподаватель литературы Заугарова И.Я. во время учебы в педагогическом институте наряду с профессией педагога получила специальность киномеханика. Ирина Яковлевна прочитала для ребят стихотворение о волшебном мире кино, главным акцентом которого прозвучало, то, что российское кино имеет большое значение в жизни человека, оно навеки связано с народом. Затем вниманию детей она предложила просмотр видеопрезентации «Кино, кино, кино…» (из истории кинематографа).

Ребята с большим удовольствием приняли участие в игровом шоу с конкурсами  по следующим номинациям: «Лучший сценарист», «Лучшее звуковое решение сюжета», которое провела классный руководитель 6 класса Сухарева Г.И.

Учащиеся по классам разделились на команды – кинокомпании. Их задачей было дать им названия и представить ее краткой визиткой. И так, в конкурсе приняли участие кинокомпании: «Ералаш» (команда 5 кл.), «Джентльмены удачи» (команда 6 кл.), «Советское кино» (команда 7 кл.), «Фитиль» (команда 8 кл.), «Бриллиантовая рука» (команда 9 кл.).

После представления визиток начался конкурс сценаристов написать русскую народную сказку в новом жанре: 5 кл. – боевик «Красная шапочка»; 6 кл. – детектив «Репка»; 7 кл. – комедию «Курочка ряба», 8 кл. – фильм ужасов «Колобок»; 9 кл. – фентези «Айфон и сэлфи». Все команды с успехом справились с заданием, проявив большую изобретательность и фантазию.

Интересно прошел и конкурс звукорежиссеров, где участники должны изображать действия по предлагаемому им тексту. Один из членов команды изображал действия по тексту, а остальные озвучивали этот эпизод.        

Команды также приняли участие в викторине «Знаменитые киношные фразы», отгадывали, в каком из фильмов они прозвучали. Каждой из команд  была дана возможность блеснуть своим исполнительским мастерством. В нескольких словах им была дана подсказка, команды должны были спеть по куплету песни и назвать кинофильм.  В результате получился настоящий концерт песен из кинофильмов.

В заключение дети ответили на вопросы мини-анкеты «Кино и книга», выводы по анализу заполненных анкет будут озвучены на следующем классном часе. Каждый класс поработал с полной отдачей своих знаний и талантов. И в  результате проведенных конкурсов, конечно же, победила дружба. Мы благодарим, всех, кто принял участие в мероприятии. А впереди нас ждет много новых интересных встреч!

О.Сукнева, библиотекарь.

Комментарии