31.08.2011
Просмотров: 2293, комментариев: 0

Мое хобби – этнография

Мое хобби – этнография

Как приятно узнавать, что не перевелись еще творческие люди, благодаря которым рождается что-то новое или возрождается забытое старое. Так совсем недавно, а точнее, с 10 августа, у нас появилась новая страничка - о казачестве. Подготовкой материалов на нее занимается наш новый внештатный корреспондент Людмила Владимировна Поддельская. И мы решили представить ее нашим читателям.

Людмила Владимировна по профессии преподаватель музыкальной школы, а фольклор живет в ее душе с юных лет. И, как известно, когда подрастают дети, на смену родительским заботам приходит дремлющее в душе хобби. Так и у нее. Ее 5 детей теперь не требуют такого внимания, как в младенчестве, и потому появилась возможность посвятить себя любимому делу. Об этом она рассказала нам, поделившись планами на будущее.

- Когда получала высшее образование, училась в институте культуры в Улан-Удэ, на отделении народного пения, здесь так близко столкнулась с фольклором, мы собирали песенный материал, встречались с бабушками, чтобы быть ближе к народной песне. После окончания института - защита. В Петропавловке мы создали ансамбль «Былина», выступали в Улан-Удэ, исполняя старинные песни, даже занимали первые места в конкурсах хоровой песни. Это были 90-е годы. Потом как-то я обратила внимание, что буряты ходят все в яркой национальной одежде, красивых халатах с головными уборами, с украшениями, причем, и женщины, и мужчины. А русские женщины - в ДКацких красных платьях, столбиком отделанных, такими белыми полосами. И больше ничего,  безликий русский народ,  это так бросилось в глаза, как-то обидно стало. И тут появилась мысль собрать материал, поговорить с бабушками, но на казачестве даже не акцентировалось внимания. 

Первая бабушка, которая мне встретилась, была Устинья Степановна Цауне. Она была портнихой, как и мама ее. У них это ремесло передавалось из поколения в поколение. Это был 1996 год. Я приносила ей материал, она рассказывала мне, как шить и тут же кроила. Полотно разрывала, стоечку-воротничок делала, она просто берет ножницы, выкраивает и тут же сшивает на моих глазах. Вот такая мастерица, портниха высокого класса была. Я шила дома, приходила на следующий день, она, посмотрев на мою работу, говорит: «Шов не так идет», опять распарываем вместе. Рубаху старинную шили, сарафан, головной убор удивительный получился. Так весь казачий костюм по крупицам восстанавливали, я разговаривала с другими бабушками, потом поехала в села Желтуру, Тынгырык, Тохой (она была из Тохоя), и со всех сел были какие-то свои индивидуальные особенности: фартуки, запаны все по-своему, платки все по-разному завязывали. Очень интересно! Потом уже по всем эскизам и рисункам мы заказали костюмы в ателье «Новинка», где шьют народные костюмы, и пошили их для ансамбля «Былина». У меня собрано много материалов и столько всего интересного.

Кстати, в республиканской Горьковской библиотеке нет вообще материалов по костюмам. А так как материала собралось много, мы с подругой из Тарбагатая решили поступать в аспирантуру в Новосибирске. В 2001 году мы поступили, сдали кандидатский минимум, стали аспирантами. Есть там такой профессор Фирс Федотович Молонев, он был нашим научным руководителем. Но потом у меня родилась двойня, пришлось оставить учебу, надо было поднимать детей. Мы с семьей переехали в Читинскую область. Так прошли годы, но я еще не теряю надежды вернуться вновь, у меня уже есть свои разработки по казачьему костюму. Все отошло на 11 лет. И вот теперь этим летом я открыла свои записи и рисунки по костюмам и поняла, что все это уже не может лежать в папках, и начала писать. И очень рада, что люди читают, откликаются. Значит, время еще не ушло. Я с удовольствием встречаюсь со старожилами и надеюсь, что они меня еще подождут. Думаю, что есть еще пожилые люди, которые могут многое рассказать о старине, а они, вспоминая свои молодые годы, расцветают в душе. Они рассказывают о свадьбах, воспитании детей и многое другое. Я очень благодарна людям, что они откликаются и помогают мне. Мне очень нравится заниматься фольклором, я даже на казачий фестиваль выезжала с желтуринцами.

На этой земле мы с мужем ощущаем себя совсем по-другому, все здесь кажется родным, и мы чувствуем себя нужными. Не случайно говорят «Где родился, там и пригодился». Оказывается, еще столько не сделанного, потому мы планируем выезжать сюда. Думаю заняться научной работой. Когда я поступила в аспирантуру, у меня был доступ в архив, там я  проводила много времени,  в национальной библиотеке, просматривала документы по Забайкальскому казачьему войску, научилась читать документы 19 века, материал очень интересный. И по Джидинскому району папка попалась, я читала все буквально взахлеб. А теперь у меня подросли дети, можно уже взяться за работу. 

Интерес к казачеству у меня еще, может быть, потому, что отец мой был военным, сейчас он на пенсии. Родилась я в Иркутске, а жили мы в Джиде. Мое хобби - этнография, у меня всегда интерес к людям других народов, национальностей, какие они, что за люди, их жизнь и быт. 

- Скажите, а одно другому не перечит: преподавать в музыкальной школе и заниматься фольклором?

- Нет. Я училась на отделении «фольклорное пение». И сейчас планирую открыть в школе народное пение, собрала программы. Сейчас я очень рада за булыкский ансамбль «Черемушки». И костюмы сделали, и мужчины в составе ансамбля поют. Очень хочется их посмотреть. Раньше  на первом месте был Желтуринский хор. Жаль, что молодое поколение желтуринцев не поет.

А мы желаем Людмиле Владимировне творческих успехов!

Таисия Пашинская. 

Комментарии