10.05.2020
Просмотров: 1048, комментариев: 0

Не допустить искажения истории …

Совсем немного времени остается до Дня Победы.  Вот уже 75 лет мы живем в мирное время, но люди, испытавшие на себе все тяготы и лишения сурового лихолетья, каждый год в  этот день со слезами на глазах вспоминают военные годы.

В Джидинском доме-интернате проживают бабушки и дедушки, которые застали годы войны, будучи детьми и им, конечно же, есть что рассказать сегодняшнему юному поколению. В годы Великой Отечественной войны многие из них трудились наравне со взрослыми.

Своими воспоминаниями поделилась Ермакова Елена Михайловна, 1921 года рождения. 

– Я родилась в большой семье,  отец и мать мои были тружениками  и нас привлекали к работе со скотом и в поле с самого раннего детства. Когда объявили войну, отца и трех старших братьев, вместе с другими мужчинами нашей деревни, забрали прямо с поля, во время работы. Началась тяжелая пора, несмотря на то, что наша деревня была отдаленной, мы также трудились на благо фронта - отправляли муку, мясо. Голодно было и у нас в деревне, но за счет работы со скотом, мы были обеспечены молоком и творогом, худо было с урожаем, картошка больше напоминала крупный горох.

Наша мама воспитывала семерых дочерей и двух племянников. Дом был небольшой, на ночь пол застилали соломой,  тряпками, чтобы всех разместить на ночлег. На время сбора урожая в деревню приезжали военные, они работали на комбайнах, помогали выкопать картошку, заготовить сено. Каждый в семье знал свою работу. Ложились спать, как только стемнеет, и рано утром уходили – кто на заготовку сена, кто на пастбище, кто на скотный двор, кто в лес на заготовку дров, до самого вечера. Последние военные годы мы с мамой работали на дорожном – эксплуатационном участке, возили на дорогу гравий, засыпали ямы, сильно уставали.

Многие  наши земляки не вернулись с войны, были среди них и женщины, и совсем молодые девчата. Не вернулись с войны ни отец, ни братья. За все военные годы лишь одно письмо-треугольник, отправленное отцом с фронта, согревало нашу надежду на то, что родные живы и здоровы. День Победы мы праздновали в райцентре. Конечно, было радостно, кто-то из женщин плакал от счастья, кто-то пел…

Трудное детство выдалось на долю детей войны, закалила она нас на всю жизнь. И мы никому не позволим искажать историю Великой Отечественной войны, каждую крупицу военных лет сохраним в своих сердцах и сердцах своих соотечественников.

Малых Наталья Лаврентьевна, 85- летняя жительница интерната, помнит пережитые  годы Великой Отечественной войны, даже самые незначительные события той суровой поры, потому говорит: «Не дай бог никому пережить то, что досталось нам».

– Мне было всего шесть годиков, когда отца, Трифонова Лаврентия Еремеевича, вместе с другими  мужчинами из нашего поселка забрали на фронт. Отец был охотником, поэтому воевал  снайпером. Мама оставалась одна с семью маленькими детьми, мы с дедушкой ходили в лес, откуда возили сухие поваленные деревья. Нашу лошадку Серуху забрали  в колхоз, поэтому в телегу приходилось запрягать корову.

Мама выращивала много овощей, я и мои младшие братишки с речки носили воду, чтобы поливать их. Еды было мало, поэтому картошку начинали копать рано, едва она успевала вырасти. Корова давала молоко, а еще на столе было немного хлеба, который мама делила между нами, а сама не ела. Года были тяжелые, но люди дружными, соседи помогают друг другу, кто, чем мог. Мама постоянно работала, белила и мыла склады, выращивала, сушила и продавала табак, собирала в лесу ягоды. Я во всем помогала ей, одна ходила в лес по грибы, которые потом обменивали на мыло, соль, ткань, заварку, иногда получалось принести домой кусковой сахар- это было самое сладкое воспоминание моего детства. А еще я помню, как доила нашу корову Маньку, а она была очень упрямой, постоянно лягалась. Я ей ноги свяжу, чтобы не дергалась, а она постоит немного и ляжет, не слушает меня. Я плакала, но никого на помощь не звала, все сама делала. Из-за отсутствия денег одевались мы плохо, босоногие ребятишки грели ноги, наступая в свежий коровий навоз.

И вот прозвучали долгожданные слова об окончании этой проклятой войны, отовсюду зазвучала музыка, песни, все соседи вышли на улицу, радовались. Через некоторое время с фронта вернулся отец, от ранения в плечо у него перестала работать рука. Много он нам рассказывал о том, как часами сидел на высоком дереве в засаде, откуда стрелял по немцам, и как брал их в плен, и как караулил пленных, о боевых ранениях, о своих медалях и орденах. Для себя я отметила то, что несмотря на нужду во всем, люди были очень сплоченные, дружные, никто не пьянствовал, не ругался. Сейчас же у людей все есть, а они чем-то не довольны, в магазинах ругаются, соседи друг с другом не знаются. Нельзя так, нужно жить миром.

Шура –санитарка

Продолжая публикацию серий историй жителей Джидинского дома-интерната для престарелых и инвалидов, заставших  годы Великой Отечественной войны детьми, хотим поделиться с читателями воспоминаниями 89-летней Александры Даниловны  Будковой, которые сохранились в архиве дома-интерната.

 Для нее, как и для многих заставших это страшное время, война стала переломным  моментом в жизни. Судьба распорядилась так, что маленькая Шура, как называли в детстве нашу рассказчицу, жила в неродной семье.

– Ко мне относились как к прислуге. Когда вся семья усаживалась за обеденный стол, меня просили уйти в комнату, чтобы они могли покушать без моего присутствия. Было очень обидно, но от меня ничего не зависело, так и жила я  с неродным отцом в качестве работающей по хозяйству.

Когда началась война, к нам в дом пришла медсестра из больницы и попросила мою мать отдать меня в госпиталь в качестве санитарки. Я была согласна, но мать утверждала, что от меня там не будет толку, но медсестра настояла. Кроме работы в госпитале нам,14-летним девчатам, приходилось копать окопы. За работу нам выдавали кусок ткани на платье и три куска мыла, но многим из тех девчат «платья» и не пригодились, с немецких самолетов их постреляли, многих ровесниц я пережила. Госпиталь тоже бомбили, я чудом выжила, помню - оглушило меня так, что страшный шум вмиг замолк. До сих пор перед глазами отверстие во всю стену палаты, и как хорошо, что в тот день из этой палаты были все выписаны.

Самое главное, что в памяти моей сохранился тот долгожданный день, когда над немцами была одержана победа. Мы с девчатами бегали по коридорам госпиталя и стучались в двери палат с криками: «Война закончилась! Мы победили!». Солдаты вышли из палат, кто-то выполз, потому, как не было ног, и все стали обниматься. Мы плакали от счастья, радости не было границ, хотелось кричать, бежать, хотелось, чтобы на планете не осталось никого, кто бы не знал о нашей общей победе над фашизмом. 

 

Эти  воспоминания из детства не стираются в памяти наших жильцов, ставших к старости одинокими и больными. Потому мы всячески стараемся обогреть их души.

 

А. Бадмажапова. 

Джидинский дом-интернат

для престарелых и инвалидов.

Комментарии