18.04.2015
Просмотров: 2401, комментариев: 3

Память о погибших героях... Это надо не мертвым, это надо живым

Джидинский район 70-летие Великой Победы

Родился мой отец Шишмарев Павел Силантьевич 5 января 1907 года в семье Силантия Хрисанфовича и Пелагеи Федотьевны Шишмарёвых. Родители держали скот, трудились на земле и детей сызмальства приучали к трудовой жизни. Павел был третьим ребенком: старший Матвей (1903 года рождения), затем Николай (1905 года рождения). Школа была начальная, и в неё Павел с Николаем ходили по очереди, особенно зимой, потому что ичиги (обувь) были одни на двоих. Но, тем не менее,  официально он получил начальное образование. Павел рос живым, подвижным, как говорили, отчаянным подростком: с особым азартом заводил своих сверстников на интересные подвижные игры, любил подшучивать, с удовольствием слушал песни, был балагуром, весёлым человеком. Любил коней, смело мог вскочить на любую необъезженную лошадь, умчаться далеко в степь и через некоторое время уже возвратиться к дому, улыбаясь, соскакивая с коня и смиренно похлопывая его по крупу. Взрослые мужики особо восхищались его удалью и отвагой.

В 1926 году Павел женился на Авдотье Васильевне Бальчуговой (уроженке с. Баян). Когда в районе прошла коллективизация, стал работать в колхозе животноводом. В начале 30-х годов вступил в члены ВКП(б), и правление во главе с Сергеем Фёдоровичем Таракановским  назначило его заместителем председателя колхоза «Пятилетка».

Хозяйство было большое. Свиноферма располагалась на территории нынешней Комсомольской улицы внизу, в южной стороне. Заведующей здесь была Шишмарёва Елизавета. Табун лошадей стоял в конце западной части села. Здесь был огромный двор, добротно загороженный, и отдельное помещение для племенных жеребцов, которые находились в стойлах. За табуном ухаживал Кожевников Корнил Егорович. Ферма для крупного рогатого скота была в южной части села («под горой»). Сейчас здесь улицы Речная, Подгорная. Здесь был и луг – выпас вплоть до реки Джиды. Овчарня находилась в западной части, где сейчас улица Колхозная, Чапаева. Заведующим овчарней был Шишмарев Понтелеймон Николаевич. Вот так начинал по­новому строить жизнь своих сельчан колхоз «Пятилетка». В колхозе была одна машина­ полуторка, на которой шоферил Якимов Кирилл Миронович, с ним часто ездил Павел Силантьевич в командировку в город Улан­Удэ за разным оборудованием для хозяйства или на совещания.            

Многие колхозники работали с энтузиазмом, получали за свой ударный труд поощрения от правления колхоза, от руководства района и республики. Грамотами был награжден и Шишмарёв Павел Силантьевич, а его друг и коллега по работе Кожевников Корнил Егорович побывал в Москве на ВДНХ и за успехи в коневодстве получил орден Трудового Красного Знамени. Но вот в самом  начале сороковых годов « в воздухе запало грозой» и подлый фашизм ступил на нашу землю. 3 июля 1941 года перед всем народом выступил глава нашего государства И.В. Сталин, он объявил о страшной угрозе, нависшей над страной и призвал всех защитить своё Отечество. Была объявлена всеобщая мобилизация. В самом начале июля 1941 года отец уехал на заготовку сена в соседнюю Монголию. В место расположения сенокосной бригады  по поручению аймвоенкомата прискакал нарочный и вручил повестки о немедленной явке призывников по месту жительства.

24 июля 1941 года мы провожали своего дорогого отца на фронт. В центре села, где раскатаны были бревна недостроенной школы, группировались призывники. Здесь же стояли рядами машины, собранные со всего района, их было несколько десятков. Провожали своих отцов, братьев, мужей, сыновей – все, от мала  до велика – всё село. Поистине…

«Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой,

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой…».

Остались дома матери, дети, жены, старики. Они должны были ковать надежный тыл.

 У нас в семье осталось четверо детей. Я ­ самая старшая. Мама работала дояркой в колхозе, я училась в 6 классе, брат мой Гоша (1930 г.р.) пошел в 3 класс, второму брату Виктору было 5 лет, а младшей – Галине – всего один год. В начале войны один год я ещё училась (окончила 7 классов), а в 14 лет пошла работать в полеводческую бригаду учетчиком, где бригадиром был мой дядя Александр Силантьевич Шишмарёв. Он по инвалидности пока не подлежал мобилизации. Был он для меня настоящим наставником: помогал овладеть «искусством» замера полей, вспаханной пашни, скошенных лугов, помогал вести немудреную документацию учетчика и овладевать «корольками» на деревянных счетах. Так мы с мамой зарабатывали трудодни в колхозе. Таков был наш  вклад в общее великое дело – дело Победы. В течение 1941 и 1942 года от отца приходили короткие письма­треугольнички. «Нахожусь на передовой. Жив, бьем фрица. Люблю вас. Обо мне не беспокойтесь. Ваш муж, отец – Павел».

С начала 1943 года письма оборвались. И в марте пришло извещение: «Ваш муж погиб смертью храбрых  24 декабря 1942 года». Страшное горе постигло всю нашу семью.

«Как много их, бойцов хороших,

Лежать осталось в темноте –

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте…».

Но живым надо было жить, выживать, а главное, выстоять в этой кровавой схватке с врагом. И наша семья, как и весь советский народ, поднялась, выстояла. Великую дань благодарности, низкий поклон и все высокие человеческие почести мы – дети войны­ воздаем  нашим отцам, братьям, своей жизнью защитившим Отчизну, а также  нашим дорогим матерям – труженицам тыла, которые благодаря неимоверным трудовым усилиям, стойкости, величайшему терпению, вынесли все невзгоды военного времени: помогали фронту, растили детей, созидали разрушенное войной хозяйство.

К таким великим и в то же время простым труженицам относится моя мама – Шишмарёва (Бальчугова)  Евдокия Васильевна.

Во время войны многие наши земляки остались лежать на полях сражений, как и мой отец. Горько было и от того, что мы не знали где погиб отец.  В 1982 году опытные люди посоветовали обратиться в г. Подольск в Центральный архив Великой Отечественной войны. Ответ пришел быстро.

Мы узнали, отец наш погиб во время  Демянской наступательной операции 1942 года. В начале 1942 года войска Северо­Западного фронта, действуя на Старорусском направлении, сумели добиться значительного успеха — окружить основные силы 2­го армейского корпуса 16-й немецкой армии в районе Демянска. Однако ликвидировать немецкую группировку не удалось. Более того, 21 апреля немецкая оперативная группа «Зейдлиц» сумела восстановить сухопутную связь с окружённой группировкой, пробив в советской обороне так называемый «рамушевский коридор» шириной 6—8 километров. Советские войска неоднократно пытались перерезать коридор, но операции не увенчались успехом.

В начале октября 1942 года Ставка Верховного Главнокомандования сместила с должности командующего Северо­Западным фронтом генерал­лейтенанта П.А. Курочкина. Назначенный на эту должность маршал С.К. Тимошенко получил категорический приказ И.В. Сталина в кратчайший срок разгромить демянскую группировку противника.

Из­за осенней распутицы новое наступление удалось начать только 28 ноября. Ожесточенные бои продолжались почти две недели, но ощутимых результатов советским войскам добиться не удалось.  Несмотря на неудачу, 23 декабря войска Северо­Западного фронта в соответствии с директивой Ставки № 170702 от 8 декабря начали новую операцию силами 1­й ударной и 11­й армий с целью «прорвать горловину демянской группировки противника», но к 13 января 1943 года так и не сумели взломать немецкую оборону.  Ввод в наступление 34­й и 53­й армий для разгрома собственно демянской группировки также не принес успеха. Но, в общем,  все эти Демянские наступательные операции принесли ощутимую пользу :

­ помешали противнику сосредоточить свои усилия на взятии Ленинграда;

­ за весь 1942 год противник так и не смог провести задуманную им операцию на окружение войск Калининского фронта;

­ только с февраля по декабрь 1942 года немецкая  Демянская группировка потеряла 90 тыс. чел. убитыми. Оборона этого выступа в 1942 году стала для немцев «маленьким Верденом».

Десятки тысяч советских солдат погибли в этих кровопролитных боях и погребены  в братских захоронениях,  среди них и наш отец.

Мама поставила цель: побывать на могиле своего мужа – Павла, и посмотреть те места, где он воевал и сложил свою голову. И вот летом 1984 года мы с мамой поехали в Ленинградскую область Демянский район в деревню Кастьково на место захоронения. Здесь находится братская могила, где погребено 3 тысячи бойцов, из них 1700 известны, остальные 1300 до сих пор безымянные. В числе известных значится Шишмарёв Павел Силантьевич ­ наш отец. Мы с мамой прожили там двое суток, нас хорошо, очень тепло встретили местные жители, много рассказали. Они свято чтят это памятное место. Всё здесь всегда чисто, ухожено. Мама моя была очень довольна этой поездкой (ей в 1984 году исполнилось 77лет). Во второй раз мы посетили могилу отца уже в 2011 г. Меня возил мой сын Владимир Садовский и невестка. И, наконец, в прошлом 2014 году  летом прямо из г. Тольятти, где живёт  мой старший сын, мы уже вшестером ещё раз нанесли визит памяти моему любимому отцу. Теперь со мной были оба моих сына и сын моего старшего брата. Я рада, что память о моём отце­ фронтовике дальше понесёт уже третье наше семейное поколение. Так надо.  «Это надо не мёртвым, это надо живым». «Пусть помнит мир спасённый, мир вечный, мир живой» дорогих защитников Родины. Теперь уже в лето 2014 г. нас приятно удивило, обрадовало и восхитило то обстоятельство, что место огромной братской могилы выложили мрамором, и по территории захоронения воздвигнуты плиты, на которых посписочно значатся фамилии, инициалы имени и отчества, годы рождения и гибели   всех известных погибших здесь   фронтовиков. Мы были очень благодарны жителям и руководству этих мест, которые по­прежнему чтят память наших отцов. 

9 мая 2015 года в день великого  праздника  70-летия со дня Победы я, несмотря на возраст (мне уже 86 лет), приеду в родную Петропавловку и приму участие в шествии «Бессмертного полка».

Т.П. Садовская (Шишмарева), г. Усолье Сибирское.

Комментарии

Очень интересно это наша история.А фото довоенного маловато, но все равно интересно, и про колхоз "Пятилетка" тоже. Спасибо огромное за рассказ! Здоровья Вам и Вашим близким.

Джида
23.04.2015, 11:43

СПАСИБО ПОЛУЧИЛОСЬ ОЧЕНЬ КЛАССНО

СЕРГЕЙ
28.06.2015, 16:24

Воспоминания Т.П. Садовской(Шишмаревой) замечательные,очень интересные! Мне рассказывал о колхозе "Пятилетка" перед своим 80-летием Яков Николаевич Шишмарев, и сообщал, что там трудились многие Шишмаревы и вот еще драгоценные строчки нашей истории. Спасибо!

Александр Т. Шишмарев
02.09.2015, 19:35
Оставить комментарий