05.06.2019
Просмотров: 1655, комментариев: 0

Такая короткая яркая жизнь!

Уходят в мир иной учителя,

Им не успели низко поклониться.

Лишь боль утраты искажает лица,

Когда уже ушли учителя.

Нина Петровна Логинова приехала к нам со Смоленщины, далекого Запада, учить сельских ребятишек. Она родилась 8 октября 1931 года в Смоленской области Ярцевского района, село Лопаткино. В 1953 году, окончив Смоленское педагогическое училище, факультет физической культуры, была  направлена в Бурятскую АССР,  далеко от родных мест. По распределению она начала свою педагогическую деятельность в селе Большой Нарын Торейского района, стала преподавать уроки физкультуры. Затем поступила в Бурятский педагогический институт им.Доржи Банзарова, на заочное отделение факультета химии. Успешно окончив его, с 1959 года начала преподавать в новой Нижнеторейской средней школе  ботанику, зоологию, химию.

Нина Петровна пользовалась заслуженным авторитетом и уважением среди жителей села, коллег. Её отличал высокий профессионализм, ко всем своим ученикам относилась одинаково, уважала личность каждого. А сколько энергии, терпения, сил, труда она вкладывала в каждого из нас, своих учеников.

Высокая, статная, красивая с большими серыми с лёгкой голубизной глазами, русоволосая девушка, покорила своим обаянием жителя села, ставшего ее судьбой. Так Нина Петровна вышла замуж, в семье родились сыновья, вместе с мужем они построили новый дом, в котором в настоящее время проживает сын Вячеслав Михайлович со своей семьёй.

Добросовестно работала Нина Петровна на благо нашего села, ставшее ей второй родиной. Она была очень интеллигентным человеком, способным тонко чувствовать других, она уважала мнение людей и этим самым воспитывала в нас эти качества. Сама была очень ответственной, много времени находясь в школе. В 6,7,8 литера «Б» классах (она была у нас классным руководителем)  мы её очень любили и уважали. Нина Петровна с неуёмной энергией взялась за внеклассную работу, с её лёгкой руки у нас началась общественная жизнь. Мы ходили на гурты и фермы, помогали, чем могли скотникам, пастухам, чабанам, убирались в кошарах, заготавливали ветки берёзы и осины. Этим самым Нина Петровна воспитывала в нас любовь к сельскохозяйственному труду и умение трудиться в коллективе. И простой сельский труд приносил ей радость. 

Нина Петровна была очень настойчивой, справедливой и энергичной, и если какое - то мероприятие задумывала, не успокаивалась,  пока не доведёт его до конца. Много сил и времени отдавала она нам,  и мы ей полностью во всём доверяли. Заботливой, доброй, внимательной и в меру строгой была наша учительница. 

А как мы готовились к политинформациям, которые проводились еженедельно в определённый день до начала уроков. Каждый из 30 с лишним учеников класса в течение всего учебного года выступал перед одноклассниками о политических событиях в мире, стране, республике. Каждый из нас старался рассказать о чем-нибудь интересном, внести свою изюминку в выступление.  Нина Петровна учила нас находить материал, не стесняясь выступать перед аудиторией на свободные темы.

Под руководством Нины Петровны велось облагораживание пришкольного опытного участка. Она показывала ученикам, как правильно сажать саженцы ранеток, смородины, крыжовника. Вместе с учениками делала гряды, высевала семена цветов, овощей, около каждой грядки вбивали в землю колышек с табличкой, с названием посеянных семян. Учащиеся ухаживали за посевами, поливали из леек, радовались появлению первых всходов, наблюдали за тем, как они растут, развиваются. Мы видели результат своего труда, собирая урожай. Нина Петровна прививала  нам любовь к природе и трудолюбию.

Однажды, Нина Петровна приобрела, где-то семена жёлтой акации. Она подарила нам по несколько штук семян, чтобы мы дома посеяли и вырастили саженцы. Я вместе с родителями посеяла их в ведро, вырастили саженцы, пересадили в палисадник и сейчас они растут и радуют нас. Вот так благодаря усилиям Нины Петровны в селе Нижний Торей появились кустарники желтой акации. Со временем акациями были засажены палисадники больницы, детского сада, яслей и, конечно, школы. Когда акации стали плодоносить, работники Торейского лесничества собирали семена и разводили акации в питомниках.

Также Нина Петровна очень любила цветы, в кабинете на окнах их было много, а также высевались семена на рассаду. Дома в её ограде росли и пышно цвели очень красивые цветы. Однажды она пригласила наш класс к себе в гости, угостила самыми настоящими яблоками из своего сада, а мы удивлялись, как это в такие сильные сибирские морозы можно вырастить яблоню, дождаться плодов и такого богатого урожая, под тяжестью яблок ветки низко опускались к земле. Это был сорт стелющейся яблони, на зиму её Нина Петровна укрывала.

Нашему классу очень повезло с классным руководителем.  Вот ещё запомнился такой случай. Пока шли занятия в школе на улице падал густо, большими хлопьями снег. После окончания уроков наш класс гурьбой высыпал из школы, и мы стали играть в снежки на территории школьной ограды. Случайно снежок попал в Нину Петровну, выходящую из школы, и мы встали, как вкопанные, приготовились к тому, что Нина Петровна нас будет ругать, а она поставила сумку с тетрадями на крылечко, смеясь звонким переливчатым смехом, скатала снежок и бросила в нас, тут уж началась настоящая игра в снежки. Снег попадал за шиворот, в лицо, рукавички мокрые, но мы были радостные, когда закончилась игра, мы весёлые и румяные пошли по домам. Ни это ли счастье– играть вместе со своим классным руководителем!

 Раньше кабинетной системы обучения в школе не было,  наш класс учился в кабинете химии. Этот кабинет уже был оборудован необходимым методическим и наглядным материалом, по ботанике, зоологии, химии. Гербарии растений, которые мы позже дополняли своими работами, скелеты, макеты внутренних органов человека и многое другое, а заведовала этим кабинетом наш классный руководитель Нина Петровна. Она постоянно занималась самообразованием, интересно и занимательно проводила уроки. Вот вспомнилось практическое задание. На урок ботаники нужно было принести тонкую межслойную оболочку репчатого лука, и мы её рассматривали под микроскопом. Это нужно было видеть строение клеток. Очень интересная картина! Или, например, во время уборки урожая капусты Нина Петровна дала задание найти и собрать 20 личинок бабочки – капустницы, этим самым будет меньше бабочек и гусениц, поедавших капусту.

Уроки химии –  это периодическая система химических элементов таблицы Менделеева, формулы, кислоты, окислы, реактивы, спиртовки, колбы, мензурки.  Нина Петровна знакомила нас с химическими соединениями,  проводя лабораторные работы. В подготовке работ на уроке принимала  участие  моя одноклассница Валентина Леонидовна Пикашкова, лаборантка по химии. Вот такой эрудированной, стремящейся узнать больше нового в преподавании была Нина Петровна, наш классный руководитель.

Затем Нина Петровна была назначена заведующей учебной частью. Уроки химии она продолжила преподавать в нашем классе. Интересно проходили общешкольные линейки, выстраивались на спортивной площадке классами, буквой П. В то время в нашей школе училось много детей, более тысячи человек. Ученики приезжали из сел Армака, Алцака, Хулдата, Нарына, Верхнего Торея, Тохоя, Желтуры, Копчеранки, Горохона, Тэнгэрэка.

25 мая 1976 года Нижнеторейская средняя школа готовилась к общешкольной линейке, посвященной последнему звонку. И тут мы все узнали страшную весть, что жизнь Нины Петровны трагически оборвалась. Ей было всего 44 года. В последний путь пришли провожать ее учащиеся, учителя, все жители села. Покоится Нина Петровна на Торейском кладбище.

Сорок третий год, как она ушла из жизни в мир иной, а торейцы  помнят ее по-прежнему. Мы, бывшие ученики, часто  вспоминаем Нину Петровну. Это был настоящий учитель, посвятивший всю свою короткую жизнь, нам, торейцам. 

Людмила Климова (Федотова), 

 выпускница Нижнеторейской средней школы 1964 год. 12-ый выпуск .

Комментарии