10.05.2020
Просмотров: 1349, комментариев: 0

Тянусь к теплу прошедших лет

В этом  году исполняется 49 лет со дня нашего окончания школы. У  нас по-разному сложилась жизнь, но все мы родом из детства, из того благословенного времени, которое  объединило и породнило нас.  Ведь мы ходили в одни ясли и детский садик, делали первые неумелые шаги, а потом бежали вприпрыжку по родным улицам в школу, гоняли на великах, играли в лапту и чижика, выжигалы, казаков-разбойников, а потом в волейбол и баскетбол, спешили каждый день на киносеансы  сначала в сельский клуб, а потом в кинотеатр «Колос».

Первый класс и наша первая учительница Таисия Гавриловна Шишмарева. Деревянная начальная школа. Очень хороший кабинет, чисто, красивые парты и огромные окна на юг. Всегда солнечно и тепло. Мы обожали нашу Таисию Гавриловну, считали ее самой красивой среди всех учителей начальных классов. Впрочем,  дети из других классов вполне искренне считали самыми красивыми только своих учителей.  Аргументом, который перевесил  в споре, стала фраза, что  наша Таисия Гавриловна красивее, потому что  красит губы. И противоположная сторона замолчала, признав свое поражение.

Нам во всем хотелось подражать своей первой учительнице. Особенно в том, что давалось с трудом – чистописанию, каллиграфическому почерку учителя.  Уроки: арифметика, чистописание, письмо, чтение, природоведение, рисование, пение, физкультура, труд.  Однажды на уроке труда нас учили штопать чулки и носки. Вначале был мастер-класс от учителя, потом все, включая и мальчишек, достали принесенные из дому дырявые чулочно-носочные изделия  и принялись, кто как мог, починять. Еще  мы учились делать папье-маше. В какой-то другой урок нам надо было раскрасить ткань узорами, мы рисовали по ней акварельными красками, а еще шили белые воротнички на форму. Мы не только открывали огромный мир знаний, но и приобретали навыки, которые пригодились в дальнейшем.

Вступление в октябрята, в пионеры. Главной нашей задачей была хорошо учиться, те, кому учеба давалась легко, должны были заниматься с  отстающими. Однажды нам  заявили, что если подопечный ответит плохо, двойку получит его наставник. Тогда это казалось справедливым. Ведь девиз «Один за всех и все за одного!» прочно сидел в наших головах. И в то же время в классе каждый год было полно второгодников. У некоторых уже и усы начинали пробиваться, а они все сидели то в третьем, то в четвертом классах. Просидев вот так год у нас, они снова оставались на второй год по третьему разу.

Сбор металлолома, макулатуры, походы, тимуровская работа, куча кружков в Доме пионеров. Многие учились еще и в музыкальной школе. Мы с Настей Трофимовой, Васей Бутаковым, Васей Шишмаревым, Ваней Григорьевым  учились в музыкалке. Помнится, что я  записалась в две библиотеки и во все кружки, какие были интересны, даже в хореографический. Правда, руководитель хореографического кружка Галина Аршанская, увидев, как мы тяжело скачем и отчаянно машем руками вместо плавных движений лебедя, в ужасе закатила глаза. Мы с подружкой Таней Лысовой поняли, что непригодны, и больше не пошли на эти занятия. 

К переходу в «большую» школу мы, конечно, стремились, нам так хотелось влиться в мир старшеклассников.  Наш  дружный  4 «а» разбили, разбросав по остальным пятым классам. От нас осталось только человек десять, остальные ребята были из начальных школ Лапшиново и РТС. Помню, что в первый же день было шесть уроков, и на каждый приходил новый преподаватель.  Математика, русский язык, литература, ботаника, география , история.  Мы были ошеломлены - куча новых заданий и требований, незнакомые учителя, чужие однокашники. Ко всему этому надо было привыкать. И мы привыкли. Всё вошло в свою колею. Нашими любимыми учителями стали Октябрина Макаровна Сухарева, Павлина Сергеевна Бадиева, Ольга Павловна Дунаева. Нравились новые предметы, среди которых первое место по неизведанному  занимала физика.  Помню свое настроение, что открывается огромный мир знаний и что всё впереди!

К тому времени уже начали возводить новую школу. Мы все время бегали смотреть, как идет строительство трехэтажного здания. И вот весной 1967 года новоселье состоялось.

Нас всех переполнял восторг. Всё нравилось в этой школе – от кабинетов до столов, а то, что прямо в классах были раковины, а из крана била струя холодной воды, вообще было за гранью фантастики. Актовый и спортивный зал, специально оборудованные кабинеты физики и химии, библиотека. Мы так стремились в новое чудо 20 века – трехэтажную школу из серого кирпича! И вначале она, действительно, покорила наши сердца. Мы без сожаления расстались со старой деревянной школой. А вот сейчас она почему-то чаще снится, вспоминаются ее деревянные лестницы, темные уютные коридоры, огромные печки в каждом классе, школьный сад, дровник, столярная и слесарная мастерские и пристроенный к ним спортивный зал.

 Переезд в новую школу совпал с взрослением и с неизбежным предстоящим выбором будущей профессии.  Многие после восьмого класса ушли из школы и поступили кто в училища, кто в техникум, так что осенью 1969 года  наш 9 «а» опять был как новенький - появились ребята из других школ. Девятый год обучения пролетел незаметно и беззаботно, в выпускном с самого начала нас настраивали на государственные экзамены, говорили, что надо будет повторить всю школьную программу.  Мы знали это, но никто, конечно, не готовился к экзаменам. Многие полюбили алгебру и тригонометрию. Преподавала эти предметы Христина Григорьевна Бураева, она смогла не только дать хорошие знания, но и внушить  уважение к этим предметам, за что многие наши выпускники до сих пор благодарны ей.

Школьные вечера поэзии, танцы, вечерние сеансы на взрослые фильмы, увлечение новой музыкой и песнями, первая влюбленность, мечтания и романтика – вот наша жизнь в десятом классе. И с каждым экзаменом на аттестат зрелости мы всё дальше и дальше удалялись от нашей школьной жизни… Всё ясней становилась мысль, что больше такой  любви и заботы, которые нам подарили родная школа и  учителя, причем совершенно бескорыстно, мы в своей жизни вряд ли получим.

После школы разлетелись кто куда. Закрутила взрослая жизнь.  Встречались, но нечасто. Те, кто дружил в школьные годы, так и дружат до сих пор. Мы всегда в поле зрения друг друга. Какая-то центробежная сила, которая заставила нас разлететься и разъединиться, сейчас, наоборот, соединяет,  и появляется четкое ощущение, что все мы – одна семья, что мы – родные друг другу люди. Может, потому, что открывали одновременно наш огромный мир,    росли и взрослели в одно и то же время в одном и том же месте – в нашей родной Петропавловке. И сейчас, когда  встречаемся, все наши годы слетают с нас, как шелуха, и вновь мы молодеем, как будто время поворачивает вспять. Мы окунаемся в  волшебное время - в наше Детство, которое дает силы на дальнейшую Жизнь!

В нашем выпуске было много интересных, творческих личностей. Неординарной личностью стал Вершинин Василий Васильевич.

Василий мечтал о море. Откуда у «сухопутного» мальчишки взялась такая мечта? Впрочем, смелых мыслей о своем будущем у нас у всех было много. Но не всем удалось их осуществить.  А вот Василий стал настоящим морским волком.

После окончания в 1975 году Дальневосточного мореходного училища в  г. Находка  работал три года в Управлении «Востокрыбхолодфлот» четвертым, третьим, вторым помощником капитана, затем  трудился в Мурманском Управлении «Севрыбпромразведка» вторым помощником капитана и старпомом. В 1999 году работал старпомом танкера «Юрюзань», через год стал капитаном этого танкера.

На пенсии Василий начал писать рассказы. Не зря говорится, что талантливый человек талантлив во всём. Рассказы настолько понравились, что одноклассники уговорили его издать книгу, которая очень быстро разошлась по друзьям и знакомым. Эти рассказы были опубликованы в журнале «Байкал».

                                         Ирина Глотова,

выпускница Петропавловской средней школы 1971 года,                                                                    

член Союза журналистов СССР. 

 

На снимках: Наш 2 «а» класс со своей учительницей Таисией Гавриловной. 1963 год.

2. Юбилейная встреча выпускников 1971 года. с. Петропавловка, 2011 год.

Комментарии