26.11.2016
Просмотров: 3498, комментариев: 1

Важнейшее из всех искусств…

Джида Год кино Л.И. Перевалова

Этот год провозглашен годом Российского кино, и я хотела рассказать о киномеханике Людмиле Ивановне Переваловой (Стрельцовой), человеке очень доброжелательном и открытом, который никогда не стремился выделиться из толпы.

Она родилась в феврале в 1953 году в селе. Желтура. Закончила 8 классов, затем по окончании школы в 1968 уехала в г. Иркутск, где поступила учиться на киномеханика. Прошли годы учебы, после этого направили работать в Гэгэтуй. В 1971 году приехала работать в Дырестуй. Проработав там один год, перевелась на работу в поселок Джида, где вскоре вышла замуж за местного парня. С Переваловым Анатолием в мире и согласии вырастили троих детей.  Сын Коля после службы в отделе  полиции уже вышел на пенсию, на данный момент работает в ЧОПе, дочь Татьяна работает в магазине товаров верхней одежды, а младший Игорь работает в полиции и все живут в  Улан–Удэ. Муж Анатолий также временно работал в клубе директором одно время, внештатно подменял сотрудников, ремонт делали своими руками. Он вспоминает, что директор Джидинского кинопроката Дампилов  Николай Содномович предлагал не раз устроить его на постоянную работу, но так как у него не было диплома, когда пришел новый специалист Сухорукова, ему пришлось уйти. Поселок Джида в то время «производил впечатление»: жизнь кипела, работало много организаций. И помимо этого в воинской части проходили различные мероприятия.

В поселке работало два клуба. Это клуб железнодорожный и поселковый. Поселковый клуб начал строиться в 1961 году силами Закаменского рудника или (Перевалбаза), строился примерно вместе с комбинатовскими складами. В выходные устраивались субботники, на которых сельчане помогали строить ограду, палисадники, сажали насаждения. Клуб строили на месте барака старого, а жителей, которые там жили, переселили в двухэтажные дома. Клуб, по ее словам, когда строили, жители помогали, кто как мог. Как вспоминает Людмила Ивановна, «народ ходил хорошо, а особенно – на индийские фильмы, которые привозили редко, и за ними предварительно ездили в село Дырестуй.». «Давали фильм на два дня, везешь из Дырестуя эти банки». Ей приходилось перетаскивать порой отнюдь нелегкие бабины с кинолентами на своих плечах и в жару, и в холод: договаривались с кем-нибудь, - вспоминает Людмила Ивановна. В то время им давали план, как и везде. Было всякое, но в основном план всегда выполнялся, в один год даже заняли первое место по району по валовому сбору. Работа с детьми-зрителями занимала существенное место в кинообслуживании. Для детей было излюбленным занятием - бегать в клуб, смотреть новые фильмы. Цена детского билета – 5 копеек – делала кино предельно доступным для любого ребёнка. Для детей снималось в то время большое количество прекрасных, добрых фильмов, даже многие взрослые с удовольствием смотрели эти фильмы. Работали в поселковом клубе, где проводились дискотеки силами клубных работников.

На работе было всякое, где технические неполадки или еще что–либо. Зачастую на показ фильма договаривались с железнодорожным клубом. Сотрудничали с военнослужащими, брали у них фильмы, они – у нас», - говорит Людмила Ивановна.. Проходили различные мероприятия собирались ребята, играли на гитаре, на барабанах, Зарубин Сережка у них был свой, можно сказать, ансамбль. цирк приезжал заезжий с лилипутами, приезжала Маргарита Владимировна Володина — народная артистка РСФСР, проходила встреча с летчиком–истребителем Иваном Никитичем Кожедубом – Героем Советского Союза. Собирались ребята из тех, кто служил в воинских частях. Как вспоминает муж Людмилы Ивановны Анатолий Федорович: «На любой фильм ходили как на праздник, телевизоров не было, радиола и то не у каждого. Включат радиолу танцуют. Интересно жили, и что интересно, пьяных почти не было».

В клубе всегда, как и во многих, наверное, клубах, было холодно, поэтому в 1992 году пошла работать в Сельхозтехнику уборщицей, затем устроилась на Перевалбазу и уже оттуда вышла на пенсию.

После нее еще год работала Валя Перевалова. Затем клуб закрылся. Было бы странно, если в наши дни вдруг на улицах появились афиши, гласящие о том, что состоится показ фильма. Но тогда старшее поколение помнит время, когда люди собирались в клубе, в предвкушении фильма, делились новостями. Это, можно сказать было место встречи, отдыха, да и просто выходили «на людей посмотреть и себя показать». На данный момент в век информационных технологий интернета – время, когда меняются моральные ценности и стереотипы, когда экраны телевизоров наводнены мыльными операми и боевиками, навалится иногда ностальгия  по прошедшим временам, когда можно было сходить в клуб на показ новых российских  фильмов, фильмов, несущих добрый позитив и хорошее настроение. Киномеханики были в свое время истинными проводниками культуры на селе, ибо, действительно, хорошее кино воспитывает человека, облагораживает  душу. И остается нам выразить свою признательность всем тем, кто, несмотря на трудности в их работе, оставался верными своей профессии.

Сотрудники Джидинского Дома культуры, работавшие при ней: Федотова Елена Алексеевна, Немченко Людмила, Мангирова Людмила Ефимовна, Валя Цыдемпилова из Боргоя, Куваева Тамара Сергеевна, практикантка Нина Зарубина, Дампилов Н.С.

О. Дансорунова, библиотекарь п. Джида.

 

Комментарии

Здравствуйте, добрые люди! Прочитал, очень и очень всё написано точно так, как было в жизни.
я из тех, кто бегал на детское кино за 5 копеек.перед самим фильмом всегда смотрели киножурнал какой-либо тематический. Да, да, да - общались, встречались, дружили.Ну и всякое бывало... А киномеханик Людмила (тогда ещё без отчества) иногда разрешала заходить в помещение, где это самое кино в аппаратах крутилось, и посмотреть в дырочку в стене,т.е. в зал на экран и на головы зрителей. Это было нам, деревенским детям, высшее удовольствие там побывать и посмотреть на процесс показа фильма. Это всё история уже... Большое спасибо за статью, Ольга! Пишите ещё что-нибудь про историю Джиды

Абориген
30.11.2016, 16:01
Оставить комментарий