погода

Детство, опалённое войной

Дети войны – самая незащищенная часть населения сегодня. Несмотря на то, что на их долю выпали тяжелые военные и послевоенные годы, они выстояли! Они трудились, много трудились. Быть может, материальное положение многих из них не обеспечивает достойную старость, но они остаются оптимистами.
Моя мама - Прасковья Николаевна Грыдина (девичья фамилия Мельникова) родилась в 1928-м году 12 декабря в селе Шартыкей. Когда началась Великая Отечественная война, ей было всего 12 лет, и училась она в 5-ом классе. Осенью она пошла в 6-ой класс, но в декабре учёбу пришлось бросить, и она вместе со своей матерью - Маланьей Борисовной пошла на работу. Днем работали в колхозе имени Ворошилова – пасли и доили овец (летом стригли их), а ночью сторожили в сельсовете, который был недалеко от их дома (в настоящее время на месте где был сельсовет, стоит дом Евдокии Александровны Грыдиной). Из молока овец варили брынзу и отправляли её на фронт. Вместе с матерью в совхозе получали 12 рублей.
Семья была большая - 10 человек, в том числе 3 брата и 4 сестры. Пятая сестра умерла, когда ей было всего 1год и четыре месяца. Она заболела корью, а в то время все спали на полу, она откатилась ночью с постели на пол и простыла. Самой младшей из сестёр Тамаре было всего несколько месяцев, когда началась война, так как она родилась в марте 1941–го года. Старше моей мамы были только сестра Анисья (старше на 2 года) и брат Илья (на один год был её старше), а остальные все были младше её.
Отец моей мамы – Николай Никифорович Мельников, был осужден по указу 1948-го года, как тунеядец - за невыработку трудодней, так как он ушёл из колхоза и караулил в райсоюзе. Председателем райсоюза был Черняев. Его хотели сослать в Комсомольск, но ссылки чудом удалось избежать. За невыработку трудодней тогда давали ссылку на 7-8 лет в Комсомольск.
Мать моей мамы - Маланья Борисовна Мельникова и её сын - Илья Николаевич Мельников (брат моей мамы) в 1946 году были награждены медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Эти сведения я взяла в Джидинском архиве. Смотрела акт № 10 от 14 июля 1946 года. В этом акте за № 47 М.Б. Мельникова получила медаль № 389818 и за № 39 И.Н. Мельников - (рядовой) – получил медаль № 389856.
Моя мама вспоминает, что её первой учительницей была Надежда Яковлевна Савельева (Григорьева). Директором школы и учителем был Иннокентий Иссакович Зайцев. Он ушёл на фронт и погиб.
В Шартыкее в школе было 4 класса. После 4-го класса сдавали экзамены. В 5-ом классе учились в Торее. В 5-ом классе тоже сдавали экзамены. «В войну меня учили Эдуард Мартынович Браун и Галина Павловна Нечаева. Пионерами не были. Галстуки не носили. В школу ходила в шубёнке, да в ичигах, которые сшил мне тятя (так она называла своего отца – Николая Никифоровича Мельникова, участника войны с Врангелем)».
Когда война закончилась, председатель колхоза Иван Никанорович Калмынин устроил мою маму на работу в нарсуд секретарём с окладом 180 рублей. Через три года её повысили в должности, а через 5 лет она стала работать судебным исполнителем с окладом в 400 рублей. Всего в нарсуде она проработала 10 лет. Суд был в Шартыкее на месте, где в настоящее время находится клуб. В суде проработала 5 лет судебным исполнителем.
Послевоенное время было очень тяжёлым. Мама получала вначале 180 рублей, потом – 300. А хлеб стоил 40 рублей, носки тоже 40.
На всё была карточная система. В столовой были талоны по категориям. У мамы была вторая категория, т.к. у неё была её мама (Маланья Борисовна) на иждивении. Если по 1-ой категории давали 500 грамм хлеба, то по 2-ой категории - 400 грамм, детям – 200грамм. В столовой пайки были. По 1-ой категории давали кашу рисовую, а по 2-ой - кашу не давали.
В колхозе работали на трудодни. Женщинам надо было заработать 60 трудодней, а мужчинам – 120 трудодней. На трудодни давали хлеб овсяной, муку.
Колхоз в годы войны носил имя Ворошилова, потом он был переименован в колхоз «Коммунизм». В колхозе было две бригады. В войну бригадирами в колхозе были: Клавдия Евстигнеевна Грыдина и Иннокентий Милович Корнилов. В войну были трактора. Моя мама пилила для этих тракторов чурочки. В колхозе кони были, бараны. Хлеб сортировали на зернотоку. В Шартыкее был свой 2-х этажный зерноток, склады были, конюшня.
В войну сажали в огородах табак, лук, коноплю. Коноплю мяли. Из семян конопли делали молоко и им белили чай. Из конопли делали верёвки, пряжу. Из этой пряжи вязали носки, варежки. Верёвками из конопли вязали табак, обувь шили и подшивали. Мялки для конопли делали сами. На мялках табак крошили.
В войну радио не было.
Был в Шартыкее маленький магазин, на месте, где в настоящее время живёт Григорий Васильевич Поломошнов. Продавцом там работала Кристинья Борисовна Зайцева (Ламухина).
Моя мама много знает о жизни военного времени небольшого села Шартыкей. Она говорит, что школа в войну была в одном здании с нарсудом. Колхозная контора после войны была, где дом Дарьи Слесаревой (на этом месте сейчас стоит дом и усадьба Вячеслава Борисовича Дроздова). Больница была в бывшем доме купца Ламухина. Аптека была в этом же здании. Врачом в годы войны работал Филат Афанасьевич Климов. Позднее в этом доме была школа, потом детский сад.
Позднее моя мама работала в совхозных детских яслях техничкой, няней, воспитательницей. Потом открыли рудник «Хурайский», и там мама работала техничкой, поваром, продавцом.
Моя мама, Прасковья Николаевна – мать-героиня. Она родила и воспитала 8-х детей. Она награждена, после рождения 5-го ребёнка медалью Материнства. Её труд приравнен к труду тружеников тыла. Она имеет награды: «Ветеран Великой Отечественной войны», медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», юбилейные медали «50 лет Победы», «60 лет Победы», «65 лет Победы».
Мы с моими внучатами любим ходить в гости к моей маме, пить с ней чай, слушать её рассказы о её жизни, которая у неё была очень трудной. Но в свои 85 лет моя мама полна оптимизма, никогда ни на что не жалуется, всегда всем помогает, даже своим правнукам, которых у неё больше двадцати. Несмотря на свой возраст, мама всё делает по дому сама: стирает, моет полы, готовит еду.
Я хочу, чтобы моя мама жила ещё долго, долго. И прошу у Бога: Дай ей здоровья и счастья.
Т. Ламухина.
Последние комментарии