02.02.2016
Просмотров: 3135, комментариев: 1

Дорогая мама, живи, ты одна у меня осталась!

Джида Бальчугова Прасковья Кирилловна

Постарела мама моя,

И болеть что­то стала часто,

То рука болит, то нога,

То давление скачет опасно.

И ушел из жизни отец –

Много лет, как его не стало.

Дорогая моя, живи,

Ты одна у меня осталась.

Этим стихотворением из газеты «ЗОЖ» я хочу начать рассказ о своей дорогой и любимой мамочке Бальчуговой Прасковье Кирилловне.

Моя мама родилась 10 ноября 1932 года в селе Чермутай в семье Хохловых Александры Афанасьевны и Кирилла Яковлевича. Она была первым ребенком в семье. Те годы были тяжелые. Голодные. Наша бабушка родила четверых, а выжили только две дочери – Прасковья и Анастасия. Когда маме было всего шесть лет, умер отец. Моя бабушка в 24 года осталась вдовой. Перед самой войной она вышла замуж за вдовца и родила сына Петра, но когда ему было всего одна неделя от роду, началась Великая Отечественная война. Муж ушел на фронт и не вернулся, погиб.

Моей мамочке в начале войны было всего неполные девять лет. В школе ей учиться практически не пришлось. Мама рассказывала, что приходила на уроки всех раньше и, немного пописав и посчитав, уходила домой, чтобы ехать на работу или в лес за дровами с матерью. Несмотря на то, что не смогла окончить даже двух классов, наша мама очень хорошо считала в уме, быстро слаживала и умножала, умела читать.

Как  я уже отмечала в те годы жизнь была трудной. Ездили по дрова на быке, которого брали в колхозе в порядке очередности. Обуви нормальной почти не было. Мама надевала большие валенки, которые бабушка выменяла у заключенных на станции Джида. Пока доезжали до леса, она промерзала «до костей» разводили костер, грелись, рубили дрова.

Летом сажали большой огород. Со слов мамы, одного только табака сажали до тысячи штук. Сама мама никогда не курила. Табак меняли на муку, соль, другие продукты, спички. Собирали бруснику, другую ягоду и тоже меняли на продукты. Занимались сбором колосков на полях, пололи сорняки, копали картошку и т. д. бригадир поднимал всех в четыре часа утра и все шли на работу. Доили коров, так как не было обуви – ноги грели в коровьих шевяках­лепехах.

Война шла жестокая. И, как назло, плохо уродилась картошка – побило градом. Хлеб сдавали фронту. Был план на сдачу масла сливочного, яиц. Вязали варежки и отправляли на фронт. Весной собирали мерзлую картошку и перетирали ее на крахмал. Как выжили? Мама всегда с благодарностью вспоминает свою маму. Говорит, что как бы плохо не жили, голодными никогда она детей спать не ложила. Если ничего нет, то молочком обязательно напоит. А летом варили из молока и муки «затируху»… По окончании войны мама была уже полноправной колхозницей.

Мама всегда с большим волнением рассказывает и плачет, вспоминая тот день, когда они узнали о победе над фашистами. Женщина возила на поле семена пшеницы и кричала сквозь слезы: «Бабы – победа!». Затем всем насыпала по небольшому тазику пшеницы.

Во время войны люди жили дружно. В небольших перерывах во время работы или по дороге домой с работы всегда пели песни…

После войны мама работала помощницей чабана – сакманщицей, выезжала за пределы района на заготовку кормов, занималась другими колхозными неотложными делами. И всегда в конце года у нее было всех больше трудодней, получала за добросовестную работу премии в виде отрезов на платье и т. д.

После войны ее мама, наша бабушка, вышла замуж за фронтовика и родила еще трех дочерей и двух сыновей. Моя мама помогала их растить.

В 1954 году наша мама вышла замуж за моего папу Глеба Ивановича. После свадьбы они прожили всего десять дней и папу призвали в ряды Советской армии – мама ждала его три с половиной года.

Жили они дружно, любили и уважали друг друга. Работали оба в колхозе имени XX партсъезда: папа шофером, мама – телятницей на ферме. Работали они без выходных, выходили на работу даже в праздники. Мама все время, и зимой, и летом, не снимая резиновых сапог, уходила на ферму в пять утра и возвращалась поздно вечером. И сейчас она еще удивляется – отчего у нее так сильно болят ноги?!.. К сожалению, папа ушел из жизни в 2004 году после тяжелой болезни. В течение десяти месяцев он лежал прикованным к постели и мама, ухаживая, находилась рядом с ним неотлучно.

Мамочка родила пятерых детей, но сейчас нас осталось только двое. Старший брат Иван умер очень рано, в 37 лет. От него остались шесть сыновей. И папа с мамой их растили, учили. Четверо из них получили высшее образование. В 47 лет внезапно умерла наша сестренка Татьяна. Еще одна девочка умерла маленькой, в трехлетнем возрасте.

Много горя пережила наша мамочка. Но она не падает духом. И, хотя ей уже много лет и ходит с тросточкой, умудряется сажать и картофель, и овощи, и цветы. У нашей мамы огород всегда утопает в цветах. Поэтому я говорю, что у нее одновременно гостят двенадцать месяцев. У всех цветы уже давно завяли, а у нее цветут до самых заморозков. Огород поливает сама. У нее в огороде не увидишь ни травинки – все прополото.

Сейчас у мамы 11 внуков и 12 правнуков. Для каждого из них она всегда найдет ласковое слово, и внуки отвечают ей любовью.

Я хочу от имени всей нашей большой родни поздравить нашу дорогую маму, бабушку. Прабабушку с Новым годом, Рождеством, праздником крещения. Год обезьяны по лунному календарю – ее год. Поэтому у нее все должно быть хорошо. Я хочу закончить свой рассказ теми же стихами из журнала «ЗОЖ»:

Много вынести в жизни пришлось

Поколенью годов тридцатых:

Как ушли отцы на войну,

Вы остались в доме за старших.

Вы пахали, валили лес,

Хоть и было вам по пятнадцать.

И кормили вы хлебом фронт,

И отцов кормили, и братьев,

Чтоб быстрее война кончалась.

Дорогая мама, живи, ты одна у меня осталась!

Дочь Галина.

Комментарии

Я присоединяюсь к поздравлению. Тётю Пану хорошо знаю, она мама моей любимой подруги Татьяны, так рано ушедшей от нас. Здоровья,счастья вам, милая тётя Пана, живите долго. Вы заслужили счастье.

Ирина
03.02.2016, 16:27
Оставить комментарий