09.11.2016
Просмотров: 3344, комментариев: 0

Киму Раднаеву — композитору, педагогу, человеку…

Джида Ким Раднаев Юбилей

Когда его хоронили, духовой оркестр уже не играл в нашем селе. Оркестранты разъехались, да и просто, —  не в чести стала духовая музыка с отменой демонстраций и митингов. Звучало скорбное и торжественное «Адажио» Томазо Альбинони в магнитофонной записи из окна первой в процессии автомашины. А как же без музыки? Ведь провожали композитора… Счастливое детство и ранние горькие потери, горше которых не может быть для ребенка; трудная, окрыляющая надеждами юность и головокружительный успех молодости ; полная творческих успехов и неустанных свершений на благо района и республики зрелость и спокойная , наполненная семейными заботами и радостями старость . Такой со стороны или на первый взгляд выглядит жизнь этого замечательного человека. Но жизнь была разной…

Когда он — 13 летний мальчишка из пограничного села Нижний Бургалтай был выбран высоким жюри запевалой большого сводного хора на заключительном концерте 1-го Республиканского смотра художественной самодеятельности, какие чувства испытывал он, недавно внезапно ставший сиротой при живых родителях? Всегда выделявшийся из всех ребятишек своим чистым и наглаженным видом, теперь он стал как все маленькие жители улуса, родители которых были заняты нескончаемым сельским трудом дома и в колхозе. Единственный сын интеллигентных, занимавших уважаемые должности родителей, стал одним из 5-ти ребятишек в доме своего дяди – животновода. Впоследствии он всегда с любовью и благодарностью вспоминал семью, его приютившую, но это недоумение ребенка перед несчастьем, неумение его понять своим умом, но сумевшим прочувствовать всю глубину этого горя – нанесло отпечаток на всю его дальнейшую судьбу. Кажется всегда, даже в самые счастливые моменты в своей жизни он всегда боялся неожиданного предательства судьбы.

Всю его творческую жизнь можно, наверное, разделить на несколько отрезков. И первый из них, может быть, самый значимый – композиторство. 1956 – 1963 – годы активной композиторской работы. Самые известные его песни, популярные республике в 50 – 60 годах были написаны именно в этот счастливый период в содружестве с поэтами Д. Ульзытуевым и З.Гомбожабай. Это песни, тонко передающие поэзию родных джидинских степей, ее раздолье и величие, рисующие картины мирного труда наших земляков, их чувства. Это: звучавшие по всей республике «Залуушуулай марш» ( 1 место в республиканском конкурсе молодежной пенсии), «Хабарай дуун», «Уряал», «Байгал тухай дуун», «Пионернуудэй марш» (позывные радиопередачи «Улалзай»);, «Эдир наhан» ( 2 место во Всероссийском Конкурсе молодых композиторов), «Дуулим харгы», «Ажалай соло» и др. Почему после такого успешного творческого прорыва наступает затишье и фамилия Раднаев все реже звучит рядом с названиями новых бурятских эстрадных песен? Когда впоследствии ему задавали вопрос о том, почему он не пишет новых песен, он смеялся и отшучивался: «для этого надо снова влюбиться, а лучше моей Шуры нет!» Шура – Александра Михайловна – муза и ангел–хранитель всей его жизни, бывшая рядом и в дни взлетов и падений, делившая с ним радости и печали. Надо сказать: большая удача для мужчины, особенно связанного с творческим трудом, когда рядом находится такая женщина.

В другие годы в содружестве с Гунгой Чимитовым были написаны песни: «Инзагата» и «Шаасай дуун».

Следующий значимый отрезок жизни – педагогическая деятельность. 10 лет он преподавал в Петропавловской детской музыкальной школе музыкальную литературу и фортепиано. Сам беззаветно любивший музыку, он умел передать эту любовь своим ученикам, избегая при этом какого либо давления, навязывания своих вкусов, взглядов. Все как один ученики отмечают то, что за все годы обучения (5 лет — баянисты, 7 лет- пианисты) не слышали чтобы Ким Дамчеевич повысил голос, или как то показал свое раздражение или досаду на учеников. Всегда — ровный, спокойный, уверенный, внимательно и с большим, неподдельным уважением относящийся к юным музыкантам. На моей памяти Ким Дамчеевич – педагог, имеющий наибольшее количество учеников, выбравших профессию, связанную с музыкой. Среди них Филиппова Надежда Ивановна – заслуженный учитель Республики Бурятия, Григорьева Татьяна Семеновна – Отличник народного просвещения России.

Вот что рассказывает одна из учениц Кима Дамчеевича — Татьяна Семеновна Григорьева, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, «Отличник народного просвещения России».

«Благодарю судьбу, что мне довелось учиться у прекрасного музыканта, педагога, композитора Кима Раднаева. Его уроки проходили интересно и непринуждённо, он необычайно внимательно относился к каждому ученику.

Вначале я стеснялась и побаивалась его, но, благодаря его мудрости и тактичности впоследствии с большим удовольствием бежала на уроки фортепиано.

Вспоминаю один парадоксальный случай, за который стыдно до сих пор. Я иду на его урок в музыкальную школу с нотной папочкой, а девочки одноклассницы — на новый фильм в кинотеатр. Афиша красивая, фильм детский, и я не устояла, пошла в кино! Уже смотрю фильм, а рядом со мной на свободное сидение тихонько присаживается Ким Дамчеевич, здоровается со мной. От стыда я даже «извините» не смогла произнести! Он так же тихонько встал и ушёл из зала. Не пожаловался на меня родителям, не ругал меня, ни разу мне этот случай не припомнил! Понял, что в ту минуту кинематографическое искусство было для девчонки важней!

Я благодарна Киму Дамчеевичу за то, что он помог мне найти себя и состояться в музыкальной, педагогической сфере.

Много лет я работала с супругой Кима Дамчеевича Александрой Михайловной Навильниковой в детском саду «Теремок». Эта семейная пара настолько была интеллигентной и скромной, что оставила в моей памяти только добрую память и приятные воспоминания.

Татьяна Семёновна Григорьева, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, «Отличник народного просвещения РФ».  г. Усть- Илимск, 2011г. 

Только однажды я пришла к нему на урок с невыполненным заданием. Он, послушав мою игру,  тихо спросил: «Ты не готовилась, Лена?» ...До сих пор я не могу понять, - что было в этом его вопросе? Точно могу сказать, что не было в нём ни осуждения, ни злости, ни раздражения. Но после я никогда не позволяла себе прийти к нему на урок, не сделав домашнего задания…

Долгие годы оставалось для меня загадкой и то, почему он разрешал мне и, наверное, другим своим ученикам, по - своему интерпретировать произведения классиков. Например, тихую и печальную «Осеннюю песнь» П. Чайковского я играла громко и трагически. И, несмотря на замечания и, может быть, возмущения своих коллег, ставил мне пятёрки. Теперь я думаю. что Он, позволял своим ученикам — деревенским ребятишкам становиться  соавторами великих творцов. Наверное, поэтому по его стопам пошло так много его учеников…

Потом многие годы он возглавлял Джидинский отдел культуры. Это при нём был построен наш знаменитый культурно - спортивный комплекс, открыты новые Дома Культуры в районе, на новый высокий уровень поднялась вся культурно- просветительная работа в Джиде. Но это уже отдельная тема для другой статьи.

А сегодня, накануне его 80-летнего юбилея, я невольно задумываюсь:

…для чего пришел в мир этот необыкновенный человек: воспеть в музыке родную степь? или воспитать учеников, несущих новому поколению его любовь к искусству музыки? Или чтобы поднять культуру в одном отдельно взятом районе на такой уровень, на который можно и нужно равняться сейчас в 21 веке? Или же для того, чтобы создать прекрасную семью, обрести свое продолжение в грядущих поколениях?

Когда я смотрю в юные лица его внуков, вижу, как светом и полнотой жизни светятся их глаза, я верю — Ким Раднаев еще вернется. Он продолжит свою песню, создаст еще не одно произведение, воспевающее этот прекрасный мир рукой своего талантливого потомка…

Елена Якимова, учитель музыки высшей категории, заслуженный

работник культуры РБ.

Перепечатано с сайта Muzikavshkole.ru

Комментарии