14.02.2013
Просмотров: 2880, комментариев: 0

У каждого из живых существ есть природа Будды

У каждого из живых существ есть природа Будды

Одной из древнейших буддийских традиций распространенных среди верующих буддистов России, является практика проведения трехдневных медитативных затворничеств для мирян под руководством лам. Она называется «Нюнэй хурал» или же «Арьяа Баалын маани». Эта практика может выполняться в любое время, особенно благоприятно совершать ее в благоприятные для буддистов дни ¬ 8, 15 и 30 числа по лунному календарю. Данный хурал может проводиться не только на территории дацана, но и в другом месте, пригодном для проведения молебна. Верующие, пригласив ламу к себе домой, могут проводить затворничество под его руководством.

Сознание человека, проводящего затворничество, изменяется в лучшую сторону ¬ он становится добрее и сострадательней ко всем живым существам. Многие верующие проводят это затворничество ради благоприятного перерождения ушедших из жизни родных и близких. Эта одна из немногих сохранившихся традиций, которую верующие буддисты тайно практиковали в годы гонений на религию. Кроме того медитативное затворничество дает положительный эффект в улучшении физического здоровья и психического состояния сознания. Кроме того, верующие имеют возможность в последующем перерождении получить рождение в Чистой Земле Будды Амитабхи.
В тантрическом тексте под названием «дхарани Одиннадцатиликого Арья Авалокитешвары» ¬ «Арьяа Баала» сказано: «Посредством чтения моей сущностной мантры будет достигнуто состояние бодхисаттвы... ради всех живых существ, кому грозит опасность от воды, огня и различных страданий. Эта моя сущность служит обителью, защитником, прибежищем и другом. Все живые существа, памятующие о моем имени, пребудут в состоянии невозврашения, полностью освободятся от всех болезней и всех омрачений и скверн тела, речи и ума. Тот, кто правильно выполняет ритуал, в награду обретет просветление Будды». Для выполнения медитативного затворничества ламы и верующие тщательно готовят помещение, на алтаре помещаются символы тела, речи и ума бодхисаттвы сострадания Арьяа Баала. На алтаре также помещается изображение Защитника Учения Махакалы, который является гневным воплощением Бодхисаттвы сострадания. На специальном столике перед алтарем ставятся подношения, в центре которых располагается «мандала» Арьяа Баала.
Вокруг «мандалы» расставляются чаши с водой для питья, омовения ног, душистые цветы, благовония, светильники (лампады), чаши с ароматной водой и пища. Подношения должны быть свежими и достойно украшены. Также подносят разнообразные религиозные музыкальные инструменты. Изготавливают три особых подношения «балин» из поджаренной ячменной муки: первый, округлой формы окрашенный в белый цвет, ставится в центре. Он посвящен Бодхисаттве Арьяа Баала. Второй конусообразный красного цвета для Защитника дхармы Махакала, ставится справа. Третий, округлой формы, белого цвета. Он бывает более мелких размеров по сравнению с предыдущими. Он посвящается хозяинам местности. На алтарном столике помещают специальный ритуальный сосуд «бумба», наполненный на две трети чистой водой. В воду добавляют специальные ингредиенты и украшают еловой веточкой.
Вечером, перед первым днем, ламы вместе с верующими, преподносят все подношения, проводят ритуал приглашения, восхваления и почитания Защитника дхармы Махакалы, с тем, чтобы он постоянно присутствовал во время проведения медитативного затворничества, защищая его участников от посягательств, злых духов. Затем проводят ритуал подношения жертвенного балина хозяевам местности, после чего определяют границу, за пределы которой не имеет права выходить участник медитативного затворничества. Первый день является подготовительным днем перед основным днем ритуала. В этот день, его участники утром пьют чай с хлебом и маслом. В обед питаются только молочной пищей ¬ творог, молоко и масло. А вечером принимают только чашку чая. На рассвете, рано утром, умывшись, участники затворничества принимают однодневные обеты до восхода солнца следующего дня. Встав на правое колено, благоговейно сложив ладони, трижды произносят молитву принятия обетов. Молебен подразделяется на три сессии: утренняя, дневная и вечерняя. С той лишь разницей, что, утром принимают обеты и произносят с искренней верой множество молитв для принятия Прибежища в Трех драгоценностях.
Участники молебна начинают с порождения себя в состоянии Бодхисаттвы Арьяа Баала. Благословляют сосуд и подношения, произносят молитвы поклонения, сопровождая ее простираниями. После чего проводят ритуал подношения обширной «мандалы» Бодхисаттвы Арьяа Баала. Затем читают специальную молитву раскаивания пред 35 Буддами, называемую «исповедь бодхисаттвы». Все участники в это время совершают простирания. Затем, благословив ритуальные четки, участники начитывают мантру «Ом Мани Пад Мэ Хум» как можно большее количество раз, созерцая при этом Бодхисатву сострадания Арьяа Баала. По завершении чтения мантр произносят стослоговую мантру Ваджрасаттвы для очищения от ошибок и благословляют воду, которую впоследствии миряне принимают для очищения от омрачений. Затем следует основная Хвала Бодхисаттве Авалокитешваре называемый «Зашитник Мира». Ее повторяют 21 раз представляя при этом, что вокруг собрались все живые существа шести миров и также совершают простирания, читая при этом Хвалу с сильным благоговением и почтением принимая Прибежище в Трех драгоценностях. После чего проводят ритуал омовения ликов Будд, Бодхисаттв, учителей, после которого раздают всем участникам благословленную воду «аршан» из ритуального сосуда «бумба» для трехкратного омовения и пригубляют воду. При этом представляют, что освященная вода очищает от омрачений.
В заключение читают молитвы посвящения добродетелей. В следующие сессии все эти молитвы вновь повторяются, только в конце вечерней сессии произносятся множество молитвенных благопожеланий. В основной день медитативного затворничества начиная с рассвета, участники медитативного затворничества принимают обет молчания, воздерживаются от любых разговоров и вообще не принимают еды и питья, никакого, не исключая даже зернышка или капли воды. Молебен, начиная с принятия обетов, повторяется заново без изменений. Вечером, по завершении вечерней сессии, проводят специальный обряд подношения 108 масляных лампад и читают благопожелания ради благого перерождения ушедших из жизни. В заключительный, третий день медитативного затворничества, молебен начинают в 4 часа утра. Повторяется утренняя сессия, только без принятия обетов и в более кратком виде. Например, мантры можно начитывать не тысячу раз, несколько меньше. Подносят краткую «мандалу». Основную Хвалу Бодхисаттве повторяют семь раз.
По завершении сессии ламы и верующие принимают специально приготовленную смесь, состоящую из молока, чая, прожареной муки, благовоний и лекарственных средств. Затем читают обширные благопожелания, посвящения добродетелей. С благодарственными молитвами провожают Хранителя Учения Махакалу. Читают благопожелания ушедшим из жизни, проводят ритуалы подношения золотого напитка для Будд, бодхисаттв с просьбой о ниспослании благополучия, затем следует ритуал призывания благости.
В завершение молебна трижды произносят молитву, называемую «Гимн Восхваления Цзонхавы».
Ом Ма Ни Бад Мэ Хум» – эту молитву Бодхисаттвы Арьябаалы (Авалокитешвары. – Санскр.) знает каждый из нас едва ли не с той поры, как родился на свет. Привыкли к ней, да так, что некоторые в силу своего незнания недооценивают её силу. Но на самом деле это совсем не так.
Эта мантра наделена множеством значений. Все они сводятся к объяснению смысла совокупности сакральных звуков составляющих её слогов. В ней таится особая энергия, особое значение, сама мантра олицетворяет собой чистоту тела, речи и ума Будды.
По­другому мантру Арьяа баалы называют «шестислоговой». Практика чтения «шестислоговой» с целью освобождения живых существ отражена, в частности, в тибетской практике начитки дхарани «Практика небесной активности Авалокитешвары». Другим, гораздо более распространённым просторечным обозначением этой мантры является «мани», под каковым именем она широко известна и используется тибетскими и бурят­ монгольскими буддистами.
«Ом Ма Ни Бад Мэ Хум»… Начитывая «мани», верующий способен создать огромную причину для того, чтобы закрыть двери в шесть миров сансары (цепи перерождений): дэвов – богов, асуров – полубогов, людей, животных, прета – голодных духов и страшных адов, так как каждый из слогов символизирует определённый мир. Понимая это, начитка «шестислоговой» способствует значительному очищению сознания от негативной кармы, которая, собственно, и заставляет нас рождаться в этом бесконечном мире страданий, менять миры, шкуры, имена, обличия именно в этих шести мирах сансары и может привести к освобождению.
У каждого из живых существ есть природа Будды, тем более у нас – людей. Правильно распорядившись жизнью, человек может достичь свободы от сансары даже в течение одной этой жизни. Ведь на самом деле жизнь в мире людей, где рядом есть Учение Будды, и есть на самом деле самое дорогое и редкое, поэтому драгоценное. Как говорится в великом труде Дже Цзонхавы «Ламрим»: «Хотя, родившись человеком, испытываешь безмерные страдания, это – лучшее место; его трудно найти даже за миллионы кальп». Поэтому рождение в человеческом теле подобно нахождению бесценного сокровища. И если прожить эту жизнь только в погоне за славой, богатством и роскошью, пусть даже просто в безделье, это будет глупейшей растратой драгоценных сокровищ, которых больше уже не найти. Как сказано в Ламриме: «Размышляйте о том, что, если растратить попусту столь важное для высокого рождения и подлинного блага положение, не стараясь денно и нощно созидать причины их обоих, уподобишься возвращающемуся с пустыми руками с острова сокровищ».

Администрация Гэгэтуйского дацана.
 

Комментарии