26.10.201705:01
Просмотров: 2211, комментариев: 0

"В качественном плане наш техникум процветает"

"В качественном плане  наш техникум процветает"

В каждом номере нашей газеты, начиная с июня, идет реклама о наборе выпускников школ на обучение в Джидинский многопрофильный техникум. «Долгоиграющее приглашение» навело на мысль о недоборе студентов. Видимо, некоторые молодые люди не имеют представления о том, какое на самом деле это прекрасное учебное заведение, где можно получить не только специальность, но и старт в большую жизнь. Правда, для этого необходимо проявить себя.

Примеров тому, с чего начинали великие люди – множество. Владимир Войнович - писатель, издавший сотни увлекательных рассказов, начинал свою трудовую деятельность с работы пастухом в колхозе, окончил ремесленное училище, работал на стройке. Вячеслав Тихонов - народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР  и РСФСР  (и т.д.) окончил в свое время ремесленное училище и работал токарем  на заводе. Даже Юрий Гагарин – космонавт с мировым именем – имел рабочую профессию формовщика- литейщика и гордился этим всю жизнь. Несмотря ни на что, все эти люди преуспели в жизни, сумев найти и оправдать свое истинное призвание. Это из сообщений интернет-сайтов. А у нас есть свои примеры, когда выдающиеся личности, начинавшие свой  жизненный путь с ПТУ, добились большой карьеры, признания в обществе.

Накануне Дня учителя мы побеседовали с неординарным человеком, стартовавшм в юности с ПТУ и через десятки лет получившим  ученое звание – профессор. Это Алексей Цырендоржиевич Идамжапов. За  достигнутые  трудовые  успехи на посту председателя Комитета Народного    Хурала   Республики   Бурятия   по   международным   и региональным  связям,  национальным  вопросам,  делам  общественных организаций и религиозных объединений он награждён орденом Дружбы.

Пройдя через коридоры власти, с богатым опытом и огромным багажом знаний,  Алексей Цырендоржиевич вернулся в родной район и возглавил  Джидинский многопрофильный техникум. А в свободное от основной работы время он занимается научными трудами. Вполне понятно, что для  делового человека дорога каждая минута. Тем не менее, А. Идамжапов  согласился дать исчерпывающее интервью газете.

– Алексей Цырендоржиевич, нашу беседу начнем, наверное, с профессионального образования.  Не секрет, что студентов в ПТУ стало меньше.  На Ваш взгляд, причиной тому являются демографические показатели или экономический спад в районе?

– В свое время в сфере образования была допущена поспешность с ликвидацией начального профессионального образования, на котором держалось государство. Ведь это были первичные рабочие профессии, а  любое государство, как известно, держится на рабочем классе и крестьянстве. Если бы у государства было все высокотехнологичным и  роботизированным, опирающимся на науку и технику, то человек как потребитель, свою жизнь устраивал бы как оператор. В  связи с такой перспективой  было ликвидировано начальное профессиональное образование и введено среднее.  Что такое среднее профессиональное образование? Это когда человек получает образование выше начального, но не дошедший до высшего, т.е. специалист среднего звена, как менеджер, организатор, технолог, но при этом он будет работать только на узком участке производства.  А этого узкого участка у нас сегодня нет. Получается,  мы обратно скатились вниз, особенно в сельском хозяйстве –  быть может, на уровень 40-х годов. Сегодня нет новых формирований, которые заменили  бы коллективные хозяйства. А время требует, чтобы мы готовили высококлассных специалистов, между начальным и средним профессиональным образованием.

Это, конечно, проблема. И, когда мне предложили возглавить техникум, я охотно согласился. Приехал не просто трудоустроиться,  а с целью  помочь своему району. Ведь свою трудовую деятельность я начал в этом образовательном учреждении как специалист. К сожалению, я 16 лет не был в районе и вижу, что произошла очень большая внутренняя миграция, в районе  практически не осталось коллективных хозяйств, и ни глубокой, ни частичной реформы не  было. Все хозяйства распущены на самоопределение.  В общем, тут нужна помощь.

И я решил: какой бы глава района ни избирался, с любым найти хорошие отношения и помочь в подготовке кадров  начального звена, поскольку наш техникум относится к  среднему профессиональному образованию. Ну и в то же время хочется передать свой опыт молодым людям, получившим специальность по нашему сельскохозяйственному профилю. Благо, учебный процесс в техникуме отлажен еще  до меня. Мой предшественник Цырегма Чагдаржаповна 10 лет плотно и продуктивно отработала и пожелала перейти в заместители и теперь ведет весь блок воспитательной работы. А в основном мы сосредоточились на практико- ориентированном обучении. Что это такое?  Чтобы наши студенты стали специалистами не только теоретически,  а именно – чтобы они умели работать на земле по полученной в нашем техникуме специальности.

С этого учебного года нам оставили  специальности:  «тракторист- машинист», «техническое обслуживание», «сварщик», «хозяйка усадьбы». Смущает последнее название  – «хозяйка усадьбы» . Вообще это очень хорошая специальность, но название – неудачное, где-то на федеральном уровне   придумали его.  А в действительности эта специальность – руководитель малого предприятия сельскохозяйственного направления. Если бы было такое название, люди бы шли к нам с удовольствием.

Но мы делаем все возможное для этого. В частности, учебное хозяйство приводим в порядок, строим,  создавая компактное малое предприятие. На этом примере,  обучая  хозяйку усадьбы, трактористов-машинистов и сварщиков, показываем, как можно строить бизнес в сельской местности. Для этого у нас есть учебное поле, 180 гектаров мы уже освоили, пустили в оборот, все разработали. Надо сказать, это очень трудоемкий процесс: старую технику отремонтировали, отладили и довели до такого состояния, что она работает без большого сбоя. И что мы в итоге получили? При  таком дефиците бюджета  по всем направлениям нам тоже нужен дополнительный доход. Мы еще курсы водителей всех категорий, начиная от «А», полностью обучаем. И, чтобы подтянуть материальную базу, обучая людей, нам нужно зарабатывать.

Кроме того, мы очень надеемся, что земля  будет работать. В этом году   засеяли 61 га зерновми,  но 10 из них потеряли вследствие прошедших  ливней. Посевы очень сильно замыло, поскольку земля  находится на водоразделе бывшего колхоза им. XX партсъезда. Также мы посадили картофель на площади полгектара. Правда, урожай в этом году получили неважный, где-то около 10 тонн накопали, это около 17 ц с 1 га, но для нашей потребности это –двукратное перекрытие. Часть урожая мы реализуем, и своему  учебному хозяйству в том числе – на корм животным. Думаю, это нормальный урожай по нынешнему году.  У нас в районе не так много люди сеют. В этом отношении у меня особый подход, поскольку в этом деле я считаю себя хорошим специалистом. И на этом примере учить людей – такая у меня задача. Об этом мы ведем разговор на всех уровнях:  главы администрации района, министерства образования Республики Бурятия. Именно здесь среднее профессиональное образование всегда должно быть практико- ориентированным. Мы же просто так не можем готовить специалистов,  не знающих, где они  будут работать,  просто теоретически за счет лекций в тренажерных условиях. Считаем, что этого недостаточно. Нужно, чтобы люди видели результат и заражались этим. Студент должен видеть всю технологию:  как  готовится техника, как делаются посевы, как за ними ухаживать в летнее время, как проходит уборка, как готовятся пары. А поскольку это учебное поле, мы стараемся, чтобы через него прошли  как можно больше студентов, проводим эксперименты. И наши ребята  очень охотно идут на это. Ведь каждый человек в молодом возрасте любит разбирать, собирать, отладить, завести, заглушить и т.д. Таким образом, он получает первичные навыки. Но при этом большую тревогу у нас вызывает техника безопасности, поскольку наша техника очень старая. Сейчас буду ставить вопрос перед руководством, перед учредителями, т.е. министерством образования, чтобы нашу технику обновили, т.к.  те же комбайны выпущены в 80-х годах, и мы практически это восстановили, трактор вообще из двух-трех тракторов собрали.

– Проблема недобора в ДМТ существует?

– Не касаясь недобора, хочу сказать, что помимо того, что мы обучаем студентов, у меня лично есть инициатива, чтобы в течение зимнего времени как можно больше взрослого населения  прошли однодневные, двухдневные курсы, семинары.  На это и глава администрации охотно соглашается, и мы действительно будем готовиться к этому с привлечением специалистов администрации, юристов, землемеров, экономистов, технологов, чтобы все они были вовлечены в это большое  общее дело – подготовка кадров. После радикальной экономической реформы в новейшей истории России эта часть начала очень сильно страдать, везде появилась коммерциализация, за каждым шагом человек видит рубль. И нужно не допускать этого, поскольку это государственное имущество – Джидинский многопрофильный техникум стоимостью 60 миллионов рублей передан нам на оперативное управление. И он должен работать на весь район. Основная наша уставная деятельность – обучать студентов, однако  наш устав не запрещает  нам охватывать и взрослое население. Это качественно новая профориентационная работа, потому обучаться будут жители нашего района. Для этого надо использовать присутствующий потенциал: и интеллектуальные, и материальные ресурсы.

Почему недобор в техникуме? Потому что  молодые люди, более мобильные, имеющие силу, в поисках своего счастья уезжают из района. Потому что потеряны  рабочие места, которые были ликвидированы в результате переходного этапа. Произошел залповый роспуск всех коллективных хозяйств, что в сельском хозяйстве чревато трагическими последствиями.  Другое дело, закроются какие-то промышленные предприятия, огороженные забором, там  станки под крышей, – можно любые реформы проводить. Все это безболезненно быстро проходит: станки смазали, пыль протерли и запустили, подключили, все заработало. А в сельском хозяйстве  целые десятилетия уходят,  если землю один-два раза не обработать, то это уже залежи, надо делать все заново, соответственно,  двух-трехкратный расход всех ресурсов увеличивается. Поэтому молодые люди уезжают, и, естественно, увозят с собой  детей.

Соответственно, падает  рождаемость. Хотя я не могу сравнивать сегодняшнее состояние с тем периодом, в который страна попала, в том числе и наш район, так сказать, в демографический спад. В советский период, до 90-х годов, в нашем районе рождалось полторы тысячи детей, потом рождаемость упала до 490 детей, это в 1995-96 годы. Это как раз тот период, когда я работал главой администрации, конечно, озвучить эту цифру мне стыдно, народ, наверное, надеялся, что я в какой-то степени спасу это положение. Трижды избирали меня в органы власти: дважды – в Народный Хурал республики, главой администрации района, но в любом случае я чувствую свою ответственность. Я свое отработал, а дальше– хоть что – такая мысль никогда не возникала. То, что я был главой района, я чувствую и видел своими глазами страдания своих земляков. И сегодня тот период наступает. Наш район не стал добирать тот уровень рождаемости, поскольку устойчивость в обществе еще не сформировалась, у людей есть опаска, сегодня в мире не все так стабильно и спокойно. Люди, хотя это не озвучивают, все равно каждый беспокоится за будущее своих детей. Поэтому набор будет зависеть от того, насколько качественно мы будем выполнять свои функциональные обязанности.

Задавшись этой целью, я решил несколько повысить режим работы. Коллектив поддерживает меня, никто еще не сказал, что требования большие, работать тяжело. Свою задачу мы понимаем, и я как директор, имеющий достаточный опыт работы, хочу именно такую помощь оказать. И чтобы в дальнейшем любому человеку на моем месте работать было комфортно.

– Алексей Цырендоржиевич, Вы ведь тоже начинали свое обучение с ПТУ? И спустя годы, достигли таких высот. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

– После окончания 8 класса Верхнеичетуйской школы я учился в Верхнежиримском среднем профессиональном училище № 2, сейчас он разрушен до руин. После окончания ПТУ  работал в колхозе трактористом, комбайнером, шофером, отслужил в  армии два года.  Потом окончил  заочно институт, работал агрономом отделения в Верхнем Ичетуе, затем–  главным агрономом. Председателем колхоза  им. Доржи Банзарова  7 лет отработал.  Затем по рекомендации Владимира Бизьяевича  Саганова два года отработал начальником отдела контроля земельных ресурсов Республики Бурятия, в новом организованном Госкомземе. Потом  вернулся в свой родной колхоз,  поработал еще год. И после этого меня назначили главой администрации района. Помимо этого еще я закончил аспирантуру кафедры общего земледелия БГСХИ, успешно защитился, став кандидатом сельскохозяйственных наук по специальности «Агрофизик». В районе я отработал главой 6 лет, за это время джидинцы  избирали меня депутатом Народного Хурала РБ. Потом я возглавил Комитет по международным и региональным связям Народного Хурала РБ во втором созыве на постоянной основе. За это время я закончил Российскую академию госслужбы при Президенте Российской Федерации, учился на кафедре «Национальные федеративные отношения». После окончания академии был приглашен на должность руководителя Комитета по межнациональным вопросам Администрации президента РБ при президентстве Леонида Васильевича Потапова. С 2004 по 2010 годы  работал директором Бурятского аграрного колледжа. После получил контракт в МИДе Российской Федерации, отработал три года заместителем директора Российского Центра науки и культуры при посольстве Российской Федерации в Монголии. Участвовал в 14 международных научно-практических  конференциях, в зону моей ответственности входило продвижение имиджа России и Монголии, я отвечал за продвижение русского языка, образование, науку, за дела СНГ. Вот такие были мои полномочия. Я отработал 3 года и вернулся.  Около двух с половиной  лет был советником министра образования и науки РБ А.В. Дамдинова и после этого вернулся домой. Сейчас я человек пенсионного возраста,  мне 65 лет. Ну, естественно,   женат, у меня две дочери, один внук и две внучки.

Такова  моя биография. К сказанному хочу добавить, что я не только сельскохозяйственной наукой занимаюсь,  в последнее время увлекся востоковедением. Это очень богатая и даже малоизученная наука. Я плотно взялся за нее в  период работы в посольстве Монголии, сотрудничал с Академией наук Монголии, с Институтом международных исследований. И одним решением ученого совета с внучкой  Антона Деникина, Натальей Бабич, профессором Торонтского университета, я стал профессором Института международных исследований Академии наук Монголии. Поэтому за мной пожизненно закрепилось ученое звание – профессор.

И я продолжаю эту работу в свободное от основной работы время. Составляю энциклопедический словарь Джидинского района. Думаю, первая часть этой книги увидит свет в  2018 году.  В своей исследовательской работе использую архивные материалы Джидинского района, республиканского архива, Бурятского научного центра,  подшивки газет, исторические материалы библиотек. Это очень кропотливая работа, в которой все данные должны сопровождаться источниками. В своем словаре я стараюсь охватить геологию, историю, биологию, зоологию и самый сложный участок – люди. Это те люди, которые достигли профессиональных высот от рабочего-строителя, механизатора, чабана, агронома, комбайнера, всех профессий сферы культуры, торговли, управленцы, государственные и политические деятели, те же военные Джидинского гарнизона. Также большой интерес для меня представляют все авиационные происшествия, в общем, все то, что на сегодняшний день ушло в историю. У меня достаточно большой личный архив. Не исключаю, возможно, могут закрадываться неточные данные, но  это – те источники, откуда я беру информацию.

–  Алексей Цырендоржиевич, скажите, пожалуйста, какая работа ведется в ДМТ по созданию благоприятной обстановки в общежитии для студентов?

– Скажу сразу: делается абсолютно все возможное. В частности, стараемся  подтягивать материальную базу –  то, что есть. Когда я принял весь имущественный комплекс, он был в достаточно хорошем состоянии. Цырегма Чагдаржаповна, будучи директором, привела в соответствие бытовые условия: комнаты облагорожены, евроокна  поставлены, внутреннее отопление отремонтировано. Нет претензий и к работе столовой, все  здесь соответствует требованиям санэпиднадзора. Полный набор продуктов  питания мы теперь уже производим сами: овощи, картофель, то, что по СанПину нам разрешается. Животноводство также поставили на хороший уровень,  свои потребности в говядине, начиная  с 2018 года, будем полностью закрывать сами. Муку пока не будем поставлять, хотя в этом году получили зерно хорошего качества. В общем, все, кроме рыбы, макаронных изделий, производим у себя. 

Что касается учебного корпуса, здесь пока похвастать нечем. Но что отрадно: на сегодняшний день социальный стандарт и температурный режим для обучения соответствуют нормам.  Что касается дисциплины и комфортного проживания студентов, в этом отношении мы работаем, находясь со всеми службами в тесном контакте, начиная от отдела опеки, комиссии по делам несовершеннолетних, отдела полиции, прокуратуры. И сказать, что все у нас хорошо, пока  сложно. Это вопрос длительный, поскольку произошла деградация некоторой части общества. В этом году у нас обучаются 20 детей-сирот. Все они – сироты  при живых родителях. С ними мы работаем. Но мне хочется подчеркнуть, что к нам должны приходить дети воспитанные, а мы должны их только обучать, совместно в комплексе это называется образование. Однако, к сожалению, мы  получаем детей без первичного этапа подготовки к обучению. Поэтому у нас трудятся педагоги дополнительного образования, есть воспитатели, которые занимаются с подростками.

Для того, чтобы заинтересовать их, мы делаем все возможное. К примеру, сейчас  проводим в библиотеку высокоскоростной интернет, планируем увеличить количество компьютеров. Время меняется. Сейчас люди, к сожалению, мало читают книгу, просматривают все в электронном, интернетном варианте. В этом, конечно, есть громадные положительные стороны. Но и здесь же  человек получает определенную деградацию. Поясню. Если мы за свою жизнь читали книги не томами, а тоннами, этим самым  вырабатывая тренировку своих возможностей, фиксации фактов, то сейчас молодые люди абсолютно самоустраняются  от этой проблемы. Каждый человек ходит со своим индивидуальным чипом,  в любую секунду вытаскивает и начинает искать информацию в своих гаджетах. Но если в один прекрасный момент они  заблокируются, что будет?  А мы, люди старшего поколения, еще сегодня продолжаем держать в голове информацию сорокалетней давности.

– Еще совсем недавно ДМТ назывался казачьим техникумом. Как поставлена работа с казачеством на сегодняшний день?

– Только на культурно-фольклорном уровне. Понимаю, казачество – это целый пласт истории, культуры, связанный с большими государственными интересами. Но сказать, что у нас в связи с казачеством произошли какие-то радикальные изменения, не  могу. Потому что по казачеству нет программы обучения в министерстве образования  ни в республике, ни в России. Казачий техникум нигде не зарегистрирован. И назвать себя казачьим техникумом нам не позволяет устав, все-таки это наша внутренняя конституция,  и я, как директор, должен придерживаться уставной деятельности. А так нам никто не мешает заниматься популяризацией казачества, пропагандой казачьей культуры. Мы придерживаемся традиций, проводим  различные мероприятия по казачеству, у нас есть и  руководитель казачьего ансамбля.

– Какие-то инновации появились в техникуме в последние два года?

– Инновации происходят в нашем обществе постоянно. Что касается нашего ДМТ, есть у нас ТОП-50 – это специальности, востребованные в новых рыночных условиях. Все то, что сегодня мы делаем, идет в плане инновации. Тех же трактористов-машинистов, которым мы раньше просто плакатницы крутили,  теперь обучаем в компьютерном варианте: моделирование, разборка, сборка и т.д. Но это только за счет собственных доходов. ТОП-50 – это новые специальности для нового времени, по нему люди проходят обучение. Но все оборудование должно меняться полностью.  К примеру, наш комбайн, 1986 года выпуска, ходит не хуже  современных «Тукана» и «Полесье», которые сегодня бороздят на полях бывшего совхоза «Боргойский». Понятно, что за 31 год что угодно может заржаветь, но мы  отладили свою технику.

Считаю, инновация должна происходить, прежде всего, внутри человека, в душе, в голове человека. Люди иногда поставят у себя все новое, самое современное и говорят, что у них инновации. Но это на них не работает. Прежде всего, сам преподаватель должен стать инновационным. В этом отношении у нас все отлажено: подготовка кадров, аттестация на формат нового качественного преподавания предмета. Хочу отметить, что наши преподаватели – профессионалы в своем деле:  готовятся к уроку, приходят с хорошим материалом. И воспитательную работу стараемся поставить на качественно новый уровень. И я благодарен  всему коллективу за хорошую работу. В качественном плане  наш техникум процветает. Не каждый руководитель осмелится так сказать.

И, завершая нашу беседу, пользуясь случаем, мне хочется от чистого сердца поздравить все сообщество учителей Джидинского района с праздником. Пожелать им творческой работы, чтобы они постоянно находились  в творческом поиске. Крепкого им здоровья!

– Спасибо за интересную беседу, Алексей Цырендоржиевич.

Таисия Пашинская.

Комментарии