02.03.2015
Просмотров: 1167, комментариев: 0

Добродетель – это жизнь. Проснуться живым – это уже праздник!

Джидинский район Гэгэтуйский дацан

19 февраля, весь буддийский мир отмечает великий праздник – Сагаалган, новый год по лунному календарю. Накануне первого дня Белого месяца мы решили вновь обратиться к теме буддизма и рассказать о деятельности в уходящем году Лошади одного из старейших в районе дацанов – Гэгэтуйского.

О проводимой буддистами и верующими работе за 2014 год и о некоторых значимых исторических моментах нам рассказал шэрээтэ лама Гэгэтуйского дацана Аркадий Чойдонов.

– Гэгэтуйский дацан был основан в 1816 году, на будущий год ему исполняется 200 лет, если не считать 49­летнего перерыва в период с 31 мая 1938 года, когда наш Гэгэтуйский дацан  был разрушен и официально закрыт, и до 1987 года, когда  началось движение по возрождению дацана. За это время в  дацане проводилось множество хуралов под руководством Пандидо Хамба лам, сюда приезжали великие ламы, молились, освящали местность. Потому теперь можно смело сказать, что это святое место, куда спускаются все будды, бодхисатвы с буддийских миров, защитники учений, сахюусаны. И верующий человек, который приходит в наш дацан, получает истинное благословение, у него сбудутся все его желания. В современном дацане уже в течение 27 лет ежедневно проводятся хуралы. Когда мы проводим молебен, думаем о том, чтобы все живые существа, которые находятся в шести мирах Сансары, избавились от страданий.

В Учении Будды говорится – помогать всем живым существам. Будда  Шакьямуни сказал, что все живые сущности, в том числе и мы, люди, вращаются в колесе Сансары и страдают. Это первая благородная истина, первая проповедь Будды Шакьямуни. Наша цель – избавить  все живые существа от страданий и довести их до состояния Будды.

Будда Шакьямуни  разделил все живые существа на три личности: низшая, средняя и высшая. Поясню это. Низшая вообще не верит в учение Будды и отрицает его, средняя обращается к Будде только при необходимости, а высшая ставит перед собой цель –  достичь состояния Будды, чтобы принести блага всем живым существам. Мы приходим в этот мир, не контролируя свое рождение, и умираем, не контролируя свою смерть, подобно сухому листу, подгоняемому кармическим ветром. Карма – это результат наших деяний в прошлых жизнях. Мы никогда не знаем, что будет завтра.  

Сегодня мы нередко сталкиваемся с вопросом о добродетелях. Некоторые верующие говорят, что они верят в Будду, приходят в дацан, помогают, а помощи не ощущают: как были, говорят, проблемы, так и остаются. Так что такое добродетель? По буддийски добродетель – это жизнь. Когда человек проснулся живым – это уже праздник,  по буддийски – это победа! Мы же живы, а все остальное, т.е. разного рода проблемы – это ерунда! Если человек научится понимать, что проснулся живым, тогда у него не будет депрессии, ничего плохого не будет. А конец добродетели – это смерть.

– Если уж мы заговорили о теме вечности, скажите, пожалуйста, если человек несет на себе плохую карму, спасет ли его вера?

– Да. Это обязательно поможет. Качество сегодняшней жизни – это результат нашей прошлой жизни. И если мы хотим, чтобы наше положение улучшилось, надо очень верить и раскаиваться за плохие поступки перед тем человеком, кому мы сделали плохо. А еще нужно стараться не совершать десять плохих, греховных, деяний: три телом – не убивать, не воровать, не совершать неправильных сексуальных действий, четыре – речью – не ругаться, не врать, не пустословить, не строить козни, а сознанием совершаются еще три греха – это жадностью, завистью и неведением. Человек, который раскаивается от чистого сердца и просит прощения, очистит свою карму. Если он сумел породить в своем сердце чувство сострадания, и, приходя в дацан, делает подношения, Будда дарует ему благополучие.

Особое значение в жизни буддистов придается празднованию Сагаалган. Первый Пандидо Хамба лама Дамба Даржа Заяев отметил пять истин существующих: Сонгол, Сотник, Саган Дархи, Санага и Сагаалх. Так вот наш великий праздник под названием Сагаалха означает «перешагнуть время».  19 февраля мы все будем праздновать, что перешагнули время, пережили год Лошади, будем радоваться тому, что мы живы. А кризис и другие проблемы – это все неважно, они уходят и приходят. Сколько кризисов до этого было, и сколько еще будет. Главное – что мы живы. А это – настоящий буддийский праздник. Пользуясь случаем, мы, священнослужители Гэгэтуйского дацана, поздравляем всех верующих, желаем, чтобы Учение Будды всегда жило в сердцах, а верующие­буддисты всегда были с нами – телом, речью и душой.

– Аркадий-лама, тема буддизма – очень интересна и познавательна. Предлагаю с нового года по лунному календарю, т.е. уже со следующего номера, открыть на страницах нашей газеты немного подзабытую  рубрику «О буддизме», где Вы будете размещать материалы об истории буддизма. А сейчас расскажите о том, как прожили год, что нового сделано буддистами и верующими Гэгэтуйского дацана?

– За год нашими верующими была проведена большая работа. Одно из значимых событий  произошло в сентябре – освящение субургана, построенного в честь Габжи­ламы Гармажапова Галсана Жабаевича, который был отправлен в ссылку в годы репрессий. В 1938 году, перед закрытием Гэгэтуйского дацана, в штате его числилось 320 лам и хувараков, среди них был дедушка нашего земляка, Виталия Сымжитовича Гармажапова. Спустя годы, внук Габжи­ламы решил в честь своего деда возвести Ступу. Строил он вместе с родственниками в течение двух лет по всем буддийским канонам. И практически на их  средства был проведен праздник Гэгэтуйского дацана. А мы со своей стороны организовали питание и пригласили Бурятский цирк с обширной концертной программой. Это обошлось нам в 55 тыс. рублей. Но, судя по откликам односельчан, праздник удался, а наши верующие получили благословение и порадовались.

Не менее знаковым событием у нас стало и возведение полутораметровой статуи Будды Очирвани, которую возвели наши верующие из села Цагатуй под руководством главы буддийской общины Болота Содбоева, собрав 240 тысяч рублей и изготовив статую в г. Улан­Батор. В ноябре мы ее освятили. Очирвани был, говоря по­современному, личным секретарем Будды Шакьямуни, записывал Учения Будды, изложив их в 108 томах Ганжура. Захватывающую историю об Очирвани поведал нам Хамбо лама Дамба Аюшеев. Первый наш Хамбо лама Дамба Даржа Заяев в возрасте 11 лет ушел в Тибет и, обучившись там,  вернулся через 21 год. На пути мальчика, конечно же, было много трудностей, но он дошел. Лик Будды Очирвани своим невидимым присутствием помогал ему, оберегая от разбойников, от невзгод, от холода и  жары и придавая  силы. Многие ламы уходили в Тибет и оставались там. Но Дамба Даржа постоянно слышал голос, который говорил ему: «Вернись обратно, ты же давал клятву, что, обучившись, ты придешь в этот мир, в это место, и будешь давать Учения Будды». Это был дух Будды Очирвани. Обратная дорога была очень тяжелой, но невидимое присутствие  Очирвани помогало молодому буддисту преодолевать стоящие на его пути трудности. Наш земляк вернулся домой и стал первым Хамбо ламой. Это был 1741 год. Для того, чтобы буддизм был признан официально в Российской империи, необходимо было убедить в этом императрицу  Елизавету Петровну. Через 23 года, в 1764 году, когда он распространил Учение Будды, построил 11 дацанов, и собрал лам, вновь поехал в столицу Российского государства, на этот раз к императрице Екатерине Великой с прошением узаконить институт лам. И убедил ее в этом. И эту магическую силу убеждения, как говорит Хамбо лама Дамба Аюшеев, даровал ему Будда Очирвани.

Еще один объект, который мы освятили в ноябре, это макет буддийского рая «Гандан» размером 12х12 метров. Изготовили его наши верующие из сел Гэгэтуй и Малый Нарын, буддийская община под руководством Даши­Доржи Васильевича Дашиева. 20 семей собрали 500 тысяч рублей, по 25 тысяч рублей каждая. Это семьи Саяна Раднаева, Саяна Жапова, Вячеслава Туруева, Нимажапа Ринчинова,  Балбара Жимбеевича Доржиева, Дугара Цыренова, Менжика Чагдурова, Пурбо Норбоева, Валерия Содбоева, Санже­Суруна Самданова, Баясхалана Чойдонова, Виктора Батомункуева, Гырылмы Юмовой, Даши Дашиева, Даши Цыбикова, Виктора Чойдонова, Баир­ламы Рабжаева, Виталия Будаева, Даши­Доржи Дашиева, Баясхалана Шагжиева. Также большую финансовую помощь оказал нам Баир­лама Дашиев. Всем им выражаем сердечную благодарность.

Также мы отремонтировали соборный храм – Цогчен­дуган. На его ремонт затратили 230 тыс. рублей. Большую помощь в этом нам оказали спонсоры: Петропавловская ЦРБ (руководитель Б.Д. Бубеева),  ИП «Нимфа» (В.Е. Еременко), ИП «СтройДом» (А.П. Бальчугов), ИП «Оксана» (Ю.О. Хандагуров), соржо­лама дацана  Гармаев Жаргал­лама, откликнулись и многие другие наши земляки. Также помогли нам  в благоустройстве дацана Баир­лама Дашиев, уроженец с. Гэгэтуй, работающий в г. Улан­Удэ,  Саян Цыденов, Руслан Доржиев, Александр Рабдаев, также наши земляки, работающие на ЛВРЗ, собрали деньги на 1 окно. Всем им мы очень благодарны за их добрые дела.

Большое значение уделяем мы подрастающему поколению, совместными усилиями с учителями школы приводим в соответствие борцовскую юрту. Запустили систему отопления, изготовили проектно­сметную документацию борцовской юрты, закупили металло­сайдинг. И здесь не остались в стороне наши депутаты Народного Хурала. Комплектующие и направляющие стойки на сумму 16 тыс. рублей выделил дацану Виктор Мункожапович Абушеев, базальтовый утеплитель на сумму 80 тыс. рублей – Сергей Георгиевич Пашинский.  До полной готовности юрты осталось обшить стены под цвет бурятского флага. В этом стилизованном помещении уже тренируются дети, кстати, оно – самая большая в Республике Бурятия, открывали мы ее в 2012 году. Когда проводятся районные соревнования по вольной борьбе, команда Гэгэтуйской школы в общекомандном зачете под руководством тренера Арсалана Борисовича Цыренжапова выходит в победители.

И еще. Мы вместе с верующими построили ретритный дом для медитации  в местности Аршан, расположенной в 25 километрах к северу от с. Гэгэтуй. Раньше там наши ламы отдыхали, лечились, уходили в затворничество. Мы, как бы, восстанавливаем утерянные традиции, набираемся магических сил, чтобы помогать всем живым существам. Дом был построен под руководством Сампила Суруновича Чойдонова, нашего верующего, строительные материалы выделила семья директора школы Пурбо Доржиевича Норбоева, сделать фундамент нам помог Цырен­Доржи Очиров, печку сложил Юрий Намсараев. Кстати, в местности Аршан стоит старый субурган, который строил в прошлом веке дед Сампила Суруновича. Это еще раз доказывает, что просто так ничего не делается, это кармическая связь.

Подводя итоги нашей работы, мы всегда отмечаем, что большие дела имеют успех, когда есть благословение свыше и помощь добрых сердец. Ведь совсем не случайно говорится в русской пословице «Один в поле не воин». Наш Гэгэтуйский дацан строили верующие всего Джидинского района, большую помощь оказали священнослужители  Сартуул­Булагского, Атаган­Дырестуйского, Табангут­Ичетуйского дацанов. От всего сердца благодарю всех!

Мы стараемся принимать участие во всех мероприятиях и откликаемся на все приглашения. В июле, когда на родине Пандидо Хамбо ламы Дамбы Аюшеева состоялось освящение дворца Божества Намсарай, наш дацан от имени верующих подарил статую Божества Сострадания Арья Баала. На ее изготовление было потрачено 70 тыс. рублей. На освящение дворца Белой Тары, откуда ушел в нирвану первый Пандидо Хамбо лама Дамба Даржа Заяев, мы заказали и изготовили изображение защитника учений Махакалы Гомбо Сахюусана, даровавшего знания Дамба Даржа Заяеву в его предыдущих рождениях.

Подробнее хочется рассказать об участии в конференциях по бурятскому языку, проводимых Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым в Иволгинском дацане. На первой конференции наш дацан представляла сборная команда учащихся Гэгэтуйской, Цагатуйской, Верхнеичетуйской, Петропавловской, Булыкской, Малонарынской средних школ. Из 60 команд, а это были представители школ Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края, мы заняли второе место. На второй конференции команду Гэгэтуйского дацана представляли школьники Цагатуйской школы, они заняли 3­е место. Участниками 3-ей конференции были ученики Гэгэтуйской, Цагатуйской, Верхнеичетуйской, Булыкской, Петропавловской школ, районной гимназии, мы заняли 2­-е место. И на четвертую конференцию мы выставляли 4 команды, заняли 6­е место. Наши дети рады, что им представилась возможность быть участниками престижной конференции, получившей статус международной. Правда, мы не справились с одним заданием – создание бурятского словаря. Вместе с учителями мы создали его в электронном варианте, включив 2580 слов. Но этого оказалось недостаточно. Как говорит Хамбо лама Дамба Аюшеев, для хорошего словаря нужно 5 тысяч слов. При этом каждый дацан издает свой словарь, т.к. у каждого свой диалект.  Хочется отметить, что в настоящее время изучению бурятского языка придается особое значение, и мы должны делать все возможное, чтобы наши дети и внуки не забывали свой родной язык. Думаю, коллектив управления образования района, его новый руководитель поддержат хорошую идею, пойдут навстречу этому начинанию и помогут.

Хочется поблагодарить учителей бурятского языка, подготовивших детей к конференциям, и также нашего земляка Баира Цыдыпова, водителя маршрутного такси, который практически безвозмездно возил наши делегации в Иволгинский дацан, где проходила конференция.

Также мы провели цикл лекций на тему о буддизме в Гэгэтуйской, Цагатуйской, Петропавловской № 1, Булыкской, Верхнеичетуйской школах. Приятно сознавать, что руководство образовательных учреждений идет нам навстречу.

В общем, все позитивные моменты я постарался отразить в сегодняшнем интервью. Отрадно, что удалось сделать то, что запланировали на год. Остается коснуться еще одного немаловажного вопроса – кадрового. Мне хочется обратиться к верующим, чтобы они отдавали в дацан своих сыновей, отправляли учиться на ламу. Я, как шэрээтэ­лама, гарантирую, чтобы из этих ребят выйдут образованные, высококвалифицированные ламы. Для нас они будут драгоценностью. Когда в дацане много хувараков, соответственно, будет и сила, и качество. Как сказал китайский президент во время летнего пребывания  в Монголии в своем обращении к монголам: «Одни пойдете – быстро пойдете, вместе пойдем – далеко пойдем». Если мы все вместе – буддийское духовенство Джидинского района, наши верующие, светская власть, – пойдем в одном направлении, мы далеко пойдем.

На сегодняшний день в Гэгэтуйском дацане общее количество  священнослужителей составляет 22 человека, из них 9 лам числится в штате, в Буддийском университете имени Дамбы Даржа Заяева при Иволгинском дацане обучаются 13 студентов, из них 7 человек  – уже на 4-м курсе.

В завершение своего выступления я еще раз хочу поздравить всех верующих  джидинцев с великим праздником Сагаалган и повторюсь, что все, что мы делаем, все это – благодаря нашим верующим и  нашим ламам. И мы им всем благодарны и хотим, чтобы силой наших молитв, наших добродетелей все живые существа избавились от страданий и достигли состояния Будды.

– Спасибо за интервью.

 

Таисия Пашинская. 

Комментарии