30.08.2014
Просмотров: 3350, комментариев: 6

Хозяйство держится на трудоголиках…

Джидинский район ООО "ПЗ Боргойский" Н. Шахметов

На сегодняшний день самый сильный кадровый голод испытывает область сельского хозяйства,  одна из главных сфер экономической жизни страны. Так уж теперь складываются рыночные обстоятельства, что найти «качественного» сотрудника для агросектора – настоящая проблема. На страницах газеты мы нередко публикуем материалы о тружениках сельского хозяйства, которые своим неустанным трудом обеспечивают  изобилие вкусных натуральных продуктов на столе горожан. Это поистине золотые кадры, на которых держится хозяйство.

О них еще  говорят: «Счастлив тот, кто с радостью идёт на работу и с радостью возвращается домой». Именно таким человеком и является герой сегодняшней заметки – Николай Усманович Шахметов, главный  инженер ООО «ПЗ «Боргойский». Вызвать его на откровенный разговор удалось с трудом, уж очень он серьезный и немногословный.  Но, оказалось, как приятно и интересно беседовать с этим замечательным, увлечённым своим делом человеком.

Николай Усманович родился и вырос  в с. Нижний Торей в многодетной  семье сельского труженика. С раннего детства ему были известны прописные на первый взгляд истины: как выращивают хлеб, откуда текут «молочные реки» и многое другое. Потому после школы не было раздумий, куда пойти работать и учиться.

– Сколько помню себя, ­ говорит Николай Усманович, ­ всегда  бегал с отцом на работу. Нас в семье было 7 детей, три брата и четыре сестры, и с малых лет мы помогали родителям по хозяйству. Папа,  Усман Галиевич, всю жизнь трудился в совхозе:  заведовал зерноскладом в  Торее,  потом молочным гуртом, также работал в бригаде  полеводов. Раньше все дети, наверное,  были самостоятельными  с детства, летом трудились со взрослыми на огородах  и фермах, а осенью копали совхозную картошку целый месяц.  После окончания  школы мы  уже знали, куда пойдем работать.  Мама моя умерла, когда мне было 10 лет. Может, еще и потому мы рано повзрослели. 

 После  службы  в армии я поступил на рабфак  Бурятского сельхозинститута, год работал на стройке в СМУ­1 в г. Улан­Удэ и   параллельно учился на  подготовительном факультете. В 1991 году, после  окончания  инженерного   факультета БСХИ получил распределение в  Читинскую область,  проработал там 7 лет.  В студенческие годы я познакомился с уроженцем  с. Белоозерск,  с которым мы  вместе проучились 5 лет, вместе ездили домой на каникулы. Это был Павел Артекович Ильин, который познакомил меня с Петром Ивановичем Зайцевым задолго до  окончания учебы. В 1994 году Петр Иванович был назначен директором племзавода «Боргойский»,  и пригласил меня на работу. Но тогда у меня не было мысли уезжать на новое место. В 1999 году он  снова  предложил мне работу, и я переехал в с. Белоозерск.  Сначала   работал инженером по сельхозтехнике, точнее, сельхозмехаником, через 4 года, в  2003­ем,  был назначен главным инженером.  И вот уже 15 лет я живу и работаю в ООО «ПЗ «Боргойский».  Считаю, что это моя вторая родина.

– За 11 лет работы главным инженером Вам есть о чем сказать, с чем сравнивать. За прошедшие годы улучшилась материальная база. Стало ли легче работать?

– Работать легче не стало. Не случайно про  сельское хозяйство  говорят: «Богатым не будешь, будешь горбатым». Материальная база, действительно, улучшилась.  Техника пошла современная.  На данный момент у нас работают тяжелые трактора «Бюллер»,  мы получили новые  комбайны «Тукана», «Полесье», которые заменили нам старые «Енисеи», также  кормоуборочную технику новую приобрели. В этом плане, конечно, получше стало.  Но что это дает?  Ведь ни для кого не секрет,  сейчас у нас тяжелая обстановка с кадрами по всем направлениям. Требуются механизаторы, водители, скотники, чабаны. А наша молодежь не хочет работать. Выпускники школы пытаются уехать  под любым предлогом. Тем более, поступить сейчас не трудно. Преподаватели из Вузов сами приезжают к нам и приглашают выпускников школы. Думаю, от того, что  в республике есть  БГСХА, смысла нет. Ну  где эти кадры­то работают? При таком развале сельского хозяйства в Бурятии  нам бы хватило одного техникума.  Тем более, что там готовят специалистов более практичных, чем в институте. После окончания Вуза приходят к нам на практику молодые люди,  которые работать реально  не могут,  ну, может, они в лучшем случае знают теорию…

– А своих­то, белоозерцев, вы направляете на учебу с условием возврата домой? Да и в сентябре старшеклассники, наверное, принимают участие в  уборке урожая?

– Раньше это было нормальным явлением, школа освобождала   их от занятий на месяц, они работали штурманами.  А сейчас  проблема в том, что ребят  нельзя отрывать от  учебы.  Да и техника стала современной, с  компьютерным управлением. Там должны работать уже подготовленные кадры.  Хотя, конечно, молодые  ребята быстро осваивают технику. Весной  прошлого года к нам прислали на практику  учащихся  Джидинского многопрофильного техникума,  вот их­то и надо было посадить на наши комбайны и трактора.  Но направить  на посевную подростков  тоже нельзя, ведь только знающий свое дело  механизатор может  выполнить эту работу. У техникума тут есть свое учебно­ опытное поле, где учащиеся  работают. Однако этого недостаточно.  Ребятам надо работать с опытными комбайнерами в течение месяца.  На словах делу не научишь, нужна практика.  А  в техникуме  нет таких комбайнов. К тому же, немаловажным фактором является материальная заинтересованность. В сельском хозяйстве  этот вопрос  остается сложным. Вот сейчас, допустим, отставания по зарплате на два  месяца. В основном­то  по этой причине ребята уезжают работать по приглашению, на вахту, например,  в ООО «Бурятзолото»,  «Икат» –  на строительство дорог,  работают в Приморье, в Читинской области, на севере. Но есть и такие, конечно,  кто возвращается назад.  К тому же,  думаю, наверное, должно быть призвание какое­то у человека. Я, допустим, не хочу уезжать никуда  отсюда. После института мне предлагали остаться на кафедре, идти в  аспирантуру учиться, но я отказался, т.к. не могу жить в городе. Видно, сельчанин  по крови.

– А Ваша семья поддерживает Вас?

– Да. Моя жена Надежда Кузьминична работает заместителем главного бухгалтера  в нашем хозяйстве,   у нас двое детей, сын еще учится в школе.  Папы  сейчас уже нет, в родном селе  Нижний Торей живут брат и сестра, они тоже в свое время работали в совхозе.

– Николай Усманович,  уже не первый год я освещаю вопросы племзавода, и замечаю, что Вы являетесь, так сказать, «правой рукой» руководителя хозяйства. Причем, и при Петре Ивановиче было так, и сейчас,  вместе с  Игорем Федоровичем Вы решаете глобальные вопросы. Наверное, именно Вы должны быть первым заместителем директора?

– На деле я  негласно  являюсь заместителем директора по механизации и растениеводству, т.е. курирую все, что связано с полем и техникой. Агрономии  я у Петра Ивановича  научился.  Специалистов такого уровня, каким  был  он, теперь нет.  Мы с ним работали вместе постоянно, начиная с весны.  Петр Иванович отработал агрономом  25 лет. И хотя он был директором, поле не отпускал от себя,  это была его родная  стихия.

–  Кого из специалистов  Вы могли бы отметить, кто работает  долгие годы?

– Игорь Федорович пришел в совхоз в 2000 году. С тех пор мы работаем вместе. А вообще у каждого специалиста – свое направление, встречаемся только утром на планерке.  У нас до сих пор трудятся те, с кем я начинал работать, это наше старшее поколение,  некоторые  из них  и сегодня не сидят без дела.  К примеру, много лет проработал бригадиром Александр Александрович  Елизов, он  сейчас пенсионер, но работает на зерноскладе,  в период посевной и уборочной кампании помогает нам.  Он простой механизатор, все время трудился в поле, можно сказать, неплохой агроном,  хотя у него нет образования. У нас много таких механизаторов, на кого можно положиться.

– Сейчас, наверное, полным ходом идет подготовка к уборке зерновых. Когда планируете начать жатву?

– Мы с Игорем Федоровичем уже объехали  поля,  на 9 тыс. га  засеяны  зерновые.  Высокая дневная температура, продержавшаяся  в течение почти 2­х недель, сильно  «подогнала» хлеб.  Практически к 1 сентября надо начинать уборку на отдельных полях,   передерживать никак нельзя, потому что и зерно может осыпаться,  и погода бывает непредсказуемой. К примеру, в 2012 году снегом завалило пшеницу. А урожай тогда был хороший.

– Твердые сорта пшеницы в этом году высевали?

– Нет. В прошлом году мы выращивали  их на площади 300 гектаров.  Но была засуха, и урожай получили слабенький, потому  специалисты макаронной фабрики решили  пустить все зерно полностью на переработку.  А весной планировали снова  завезти другие семена. Но не удалось  реализовать планы.  В данный момент ООО «МакБур»  не  работает из­за отсутствия сырья. 

– Сеете свои  традиционные сорта, которые идут только для хлеба?

– Мы сеем сорта «Лютесценс»  и «Селенга», у которых клейковина достаточно высокая, потому мука пойдет не только для хлеба, но для пельменей и поз тоже. Мы свою пшеницу в прошлом году поставляли в Улан­Удэ и в Заиграево. А в основном наша пшеница шла на макаронную фабрику. Но, видимо, у них нет средств на закуп пшеницы. В республике ее столько, сколько им надо,  не произведут, а закупать в западных областях России, вероятно,  нет возможности.

– Господдержки сельскому хозяйству нет. Не случайно же за последние 12 лет в районе исчезло 10 хозяйств. Как удается боргойцам удержать свою марку?

– Делаем все возможное. К примеру, проводим химпрополку тщательно,  т.к. грязное зерно никто не купит. В этом году хорошему росту зерновых способствовала благоприятная погода.  Засуха для нас  подобна ЧП. А оросительная система  – дорогое удовольствие.  Мы с Игорем Федоровичем на всякий случай просчитали: 120 тыс. в каждый гектар вкладывать нет смысла. Во времена Советского Союза все это было, но все уничтожили, жалко, конечно.

– Сорта зерновых обновляете?

– У нас здесь есть свои семенные участки, берем элитные семена  сортов «Лютесценс», «Селенгу», овса, ячменя.  В общем, обновляем свои же семена.

– Короче говоря, «варитесь  в собственном соку»?

– Можно и так сказать.

– Травостой нынче хороший.  Сенокосная страда, наверное, подходит к концу? И сенаж идет?

– Уже заготовили почти тысячу тонн сена, в Нюгуе гектаров 40 осталось, и в Тасархое до конца августа будем косить. На сенокосе работают 3 бригады. Сена из донника тонн 300 заготовили. В этом году сенажа поменьше будет.

– Будете продавать сено?

– Да, если будет спрос на сено в тех районах, которые постигла засуха.

– И в заключение самый главный вопрос: готова ли техника  к уборке урожая?

– Пока не  можем о 100­ процентной готовности рапортовать. Техника ­то новая, хорошая. Но  в республике проблема в том, что нет сервиса.   Все, что  нам требуется, мы заказываем по почте. Допустим,  сделали заказ на запчасти на «Тукану», его нам доставляют из Германии.  Нередко к нам приезжают представители торговых  кампаний по продаже сельскохозяйственной техники, предлагают  комбайны «Акросы»,  «Векро», у которых цена приемлемая, но условие жесткое:  наличными – сразу.  Мы  работаем с производителями белорусских комбайнов, потому что они дают возможность сделать платежи в рассрочку.  В Бурятии по этой технике нет  ничего: ни  склада запасных частей, ни  специалистов. Недавно у нас был случай: вышел из строя трактор «Бюллер», компьютер отказал, как потом  выяснилось. Трактор этот мы закупали в 2009 году  в г. Омск на заводе  «Сибхлебпродукт», и когда я позвонил туда,  мне ответили, что  в республике нет специалистов. Представители завода пояснили, что в республике есть дилер, но на деле он может заниматься только продажей товара… Вот так и готовимся к уборочной страде.

– Спасибо за интервью. Успехов Вам, Николай Усманович, и, конечно, удач!

Об этом трудолюбивом и скромном человеке с уважением отзываются  коллеги. Говорят, что он не любит пышных празднеств, говорит, что радостное чувство может быть только от хорошего результата работы.  Например, когда созревает хороший урожай, когда ровными рядами идут по полю комбайны, словно корабли плывут по морю. Такая красивая картина! И на душе – праздник.  Поистине это характер трудоголика.  А.М. Цаганов, заместитель директора ООО «Племзавод «Боргойский», не удержался, чтобы не добавить пару добрых высказываний о коллеге.  «В советское время  и в годы перестройки мы неоднократно представляли людей  к наградам. Но поскольку наш руководитель Петр Иванович считался «красным директором», то все, кто был представлен к наградам, были вычеркнуты из списков, в том числе и Н.У. Шахметов. Но хочу сказать, что Николай Усманович  является лучшим инженером Республики Бурятия. В прошлом году министерство сельского хозяйства признало его достижения,  вручив ему  Диплом первой  степени, в 2006 году он был удостоен аналогичной награды – Диплом  «Лучший инженер Республики Бурятия» 2­й степени.  В нашем хозяйстве Николай Усманович по праву является вторым человеком после директора. По характеру он немногословный, но любую работу делает качественно. На таких, как он, держится наше хозяйство, ООО «Племзавод «Боргойский».

Таисия Пашинская.

Комментарии

Очень интересная информация, прочиталось на одном дыхании, повеяло запахами родной Боргойской степи...Не придирайтесь к словам, уважаемый "Тут мои корни". Люди работают, душой болеют за свое дело,живут, дышат работой. Это подвиг - так честно отдавать всего себя труду.Да еще такому труду - Труду на ЗЕМЛЕ... Не перестану восхищаться тружениками полей.Тяжелый труд, но и отдача - ЗЕМЛЯ благодарит за это...

Джидинец
01.09.2014, 09:35

Хорошо отозвался выпускник о своей родной академии! Браво!! Кстати и Петр Иванович тоже заканчивал БСХИ и гордился этим!!

Гость
08.09.2014, 07:45

полностью согласна с предъидущим коментарием!! Да уж, труженник, нечего сказать!!! читать все красиво, а кто бы на деле приехал и посмотрел вашу химпрополку!!

гость
14.09.2014, 08:00

Простите, так хочется верить в лучшее...

Наталья
21.09.2014, 12:44

На Чака Норриса слегка пошибает!

земляк
24.09.2014, 00:14

Точно! Сначала не заметил даже. Чуть ли не копия! Прикольно, что среди нас есть такие люди.

Иван
24.09.2014, 17:09
Оставить комментарий