18.10.2019
Просмотров: 1670, комментариев: 0

Радовались не только люди, но и сабдаки, и божества на небесах…

В Иволгинской долине 13 сентября и на следующий день, 14 сентября, в местности Хурай Булаг, что в долине Джиды, в одно и то же время – в 18:30 часов – многие люди наблюдали чудесное явление: в этих в удаленных друг от друга примерно в 270 километров местностях Бурятии, появились две красивейшие радуги. Они объяли многоцветным нимбом Иволгинский дацан и новый Цогчен дуган Сартуул-Булагского дацана, в котором завершался хурал-молебен по его освящению. Это был знаком величайшей радости божеств и выражения ими одобрения деятельностью жителей Джиды во главе с ширээтэ ламой дацана рода сартуулов Баяржап ламой Раднаевым по восстановлению исторического дацана «Гэдээн Пунцоглинг», самим 17-м Хамбо ламой Лубсан-Нимой Дармаевым, который таким образом дал нам понять, что эти два дацана находятся под его особым покровительством. Именно так расшифровали это знамение буддийские священнослужители, ведь Дармаа Хамба был хувараком-послушником Сартуул-Булагского дацана, многие годы служил здесь, затем стал его настоятелем на многие годы. Ему же суждено было стать основателем Иволгинского дацана, потом, в течение 10 лет возглавляя буддийскую Сангху, сделать его центром буддизма в России.

 

Праздник открытия и освящения дугана. День первый   

В благодатные осенние дни, 14-15 сентября, в духовно-религиозной, общественной жизни нашего района произошло большое событие – завершилось строительство Цогчен дугана, главного храма Сартуул-Булагского дацана, и при большом стечении народа совершен обряд его освящения. Для проведения величественного хурала-молебна «Дашинима равнай» накануне праздника прибыли священнослужители Иволгинского дацана во главе с Пандидо Хамба ламой Дамбой Аюшеевым, также ширээтэ-ламы практически всех буддийских монастырей этнической Бурятии, в числе которых был также настоятель Санкт-Петербурского дацана Буда лама Бадмаев, уроженец села Нижний Бургалтай.

Обширный обряд освящения нового дугана и всей территории дацана начался ранним утром и продолжался весь световой день. На хурале присутствовали множество людей; приехали жители из всех сел Джидинской долины, гости из других районов, городов Улан-Удэ, Закаменск, Кяхта и т.д., в числе которых предприниматель и меценат Виктор Абушеев, депутат Народного Хурала Сергей Георгиевич Пашинский, министр культуры Соелма Дагаева и др.

Во время перерыва основного хурала, то есть «Дашинима равнай», в течение полутора часов был проведен обряд «Жинсрэг» – Огненное подношение» (обширные подношения божествам через огонь). Этот молебен очищает местность от всего негативного, дурного, исправляет кармические ошибки, он полезен для тех людей, у которых сглаз, порча, разного рода болезни, устраняет препятствия и т.д. Этот сложный обряд проводится в немногих дацанах, да и лам-священнослужителей, умеющих его проводить, пока мало. Поэтому тем джидинцам, которые весь первый день праздника открытия и освящения дугана провели на территории дацана, можно сказать, повезло…  

С 17.00 часов продолжился молебен «Дашинима равнай», который завершился в девять часов вечера. По словам лам, освящались все объекты, находящиеся в дацане, в новом дугане: статуи, изображения божеств, сахюусанов, четок и др. Именно в это время прошел небольшой дождь, и на закатном небе появилась радуга необычайной красоты, удивившая и восхитившая всех находившихся на территории дацана. (С описания этого события начато данное повествование).

 

Немного истории

Сартуул-Булагский дацан является одним из старейших буддийских монастырей Бурятии – он был основан по некоторым данным в 1770-х годах, по другим в 1805 году. До полного своего разрушения и сожжения в 30-х годах прошлого века, дацан состоял из большого Цогчен дугана, десяти деревянных сумэ, многих других строений. Он, без сомнения, представлял собой величественный буддийский храмовый комплекс. По легенде в фундамент Цогчен дугана были вложены лекарственные травы, применяемые в тибетской медицине. Все храмы были возведены без единого гвоздя.

Служили в дацане несколько сотен лам и послушников-хувараков. Можно сказать, он был центром всей жизни жителей, и не только людей рода сартуулов, но и других, во множестве населявших обширную и богатую Джидинскую долину.

Дацан рода сартуулов был известен и знаменит тем, что дал Российскому буддизму пятерых лам с ученой высшей степенью Гэбшэ Лхарамба. По словам Хамба Ламы Дамбы Аюшеева, среди буддийских священнослужителей Бурятии есть сто с лишним лам, имеющих высокое звание Габжи, но только из Сартуул-Булагского дацана вышли целых пять Лхарамб. Раньше, чтобы заслужить это высочайшее звание буддийской философии, мало было одних только знаний и умений, а еще нужны были значительные средства, может быть золотом, чтобы ученого ламу допустили к экзаменам-диспутам в монастырях Тибета. Соискателю, говоря по-современному, необходимо было выйти победителем в философских диспутах с десятью тысячами ученых лам в одном только монастыре. А, чтобы стать Гэшэ Лхарамбой, нужно было побывать и «сразиться» в шести тибетских дацанах. Таким образом, претендент на это высшее звание вступал в диспут по буддийской философии с 60 тысячами буддийскими учеными-священнослужителями!

То обстоятельство, что из числа священнослужителей Сартуул-Булагского дацана вышли целых пять Гэшэ Лхарамб свидетельствует о высокой духовности, религиозности, также… зажиточности людей рода сартуулов, приносивших в свой дацан большие подношения. Богатые и щедрые прихожане, значит, богатый дацан, который имел возможность направлять своих лучших лам в монастыри Тибета для обретения высочайшего звания, говоря по-современному, профессора буддийской философии.

Также 24-й Хамба лама напомнил о том, что из стен Сартуул-Булагского дацана вышли два иерарха буддийской Сангхи России – восьмой Хамба лама Чой Василин и основатель Иволгинского дацана 17-й Хамба лама Лубсан-Нима Дармаев. Многочисленных прихожан, внимавшим словам нынешнего иерарха Сангхи на официальном открытии дугана, поразил его рассказ еще об одном ламе Сартуул-Булагского дацана, который целых три года жил в затворничестве в полной темноте. Он, предварительно вырыв глубокую яму прямо на территории дацана, поселился в ней, дав клятву-обет в  течение трех лет не видеть солнечного и иного света. «А не видеть никакого света такой длительный период – это гарантированное ослепление», – подытожил Хамба лама Дамба Аюшеев. Таким образом, джидинцам есть чем и кем по-настоящему гордиться, и, рассказывая о деяниях великих сородичей прошлого, заставлять людей удивляться и восхищаться своей родиной…

 

Праздник. День второй

Второй праздничный день официального открытия Цогчен дугана дацана «Гэдээн Пунцоглинг» или «Обители, полной совершенств и благодеяний» начался с молебна-хурала почитания четырехликого Махакалы Гомбо Шальши, гения хранителя-сахюусана дацана, подношения мандалы Хамба ламе, благословления всех присутствовавших шарилом (мощами) Дармаа Хамбы. Утренний молебен завершился обрядом «Даллага». В рамках официальной части выступили Хамба лама Дамба Аюшеев, депутат Народного Хурала Сергей Пашинский, министр культуры РБ Соелма Дагаева, глава района Валерий Цыренов, директор Джидинского многопрофильного техникума Алексей Идамжапов, Евгений Дагбаев, управляющий делами Селенгинской районной администрации, ширээтэ лама Санкт-Петербургского дацана Буда Бадмаев. С добрыми  пожеланиями обратились к ширээтэ ламе Баяржапу Раднаеву также все приехавшие на открытие и освящение дугана священнослужители – настоятели дацанов Бурятии. Все выступившие вручили свои подарки-подношения. Так, настоятель Санкт-Петербургского дацана Буда Бальжиевич Бадмаев обязался оформить алтарь дугана. А это – очень сложная и ответственная работа, поэтому его выступление-обязательство было воспринято с большим одобрением Хамбо ламой, всеми джидинцами.

Затем на специально оборудованных прямо на территории дацана аренах одновременно начались соревнования по национальной борьбе, стрельбе из бурятского лука, состязания по «Сээр хугалха», разбиванию хребтовой кости, конным скачкам. На большой сцене прямо перед новым дуганом начали свой обширный концертный марафон профессиональные и  самодеятельные артисты из города Улан-Удэ и со всей Джидинской долины. Высокий тон задали известные певцы Бурятии Болот Сандипов и Виктор Лубсанов, народный ансамль «Дэбэснэм», ансабль народного танца из столицы республики «Ликование». Праздничный концерт шел практически весь день при большом количестве зрителей.

Интересно, азартно, увлекательно прошли соревнования по борьбе, стрельбе из национального лука, разбиванию хребтовой кости, конным скачкам на разные дистанции. Померились силами все сильнейшие на сегодня юные и взрослые борцы из районов Бурятии, Иркутской области, Забайкальского края,  представлявшие свои родовые дацаны. Абсолютным победителем среди юношей-борцов стал Тумэн Бодиев, представитель Курумканского дацана, а абсолютным чемпионом среди мужчин –  богатырь из Аги Балдан Цыжипов. Наилучших результатов среди джидинских атлетов добились неувядаемый Бато-Жаргал Банзаракцаев, ставший победителем в весе до 75 килограммов, занявший второе место в этом же весе Буян Цыренов, и третий призер в категории 63 килограмма Зоригто Ульзутуев. Самым метким среди стрелков-мэргэнов оказался Тумэн Галсанов, представитель дружной команды Цээж-Бургалтайского дацана Закаменского района, а среди женщин не было равных Доме Иринцеевой (Иройский дацан). В состязаниях по старинной мужской забаве «Сээр хугалха», разбиванию рукой хребтовой кости, отличился юный атлет из села Жаргаланта Селенгинского района Арсалан Халзанов (Загустайский дацан). В финальном споре с таким же юным нижнебургалтайцем Бимбой Чердоновым (представитель команды Сартуул-Булагского дацана) гость из Селенгинской долины оказался более удачливым. Во время проведения  благотворительной лотереи прошли соревнования по скоростному разбиванию трех хребтовых костей (на время по секундомеру). Победителем стал Эрдэни  Будаев из с. Цагатуй.

Праздник, посвященный официальному открытию и освящению Цогчен дугана Сартуул-Булагского дацана, строительство которого велось ровно четыре года, удался на славу!

 Баяр Цыбиков. 

 

Комментарии