20.10.2013
Просмотров: 3709, комментариев: 0

Забытая всеми деревня?

Джидинский район Хулдат

Хулдат. Кто не слышал об этой небольшой деревушке и ее проблемах? Наверное, каждый житель района знает, ведь об этом рассказывали и мы, и наши республиканские коллеги не один раз. Телекомпания «Ариг Ус» выезжала туда в прошедшие годы в зимнее время, по ледовой дороге, а в этот раз журналисты и оператор попробовали переправиться через реку на лодке, как это делают ежедневно жители села.

Что побудило нас сейчас выехать в отдаленную глубинку или, как говорят хулдатцы, «забытую Богом деревню»? Да все та же проблема: отсутствие переправы. Правда, теперь это не ощущается с такой остротой, как было нынешним летом, когда вследствие затяжных дождей уровень воды в реке не спадал, а необходимость выезжать в райцентр была почти у каждого жителя села. Об этом они сообщали неоднократно, обращаясь в редакцию газеты. Правда, мы выбрались к ним, когда, по их мнению, опасность миновала. Но все равно хулдатцы очень обрадовались гостям. Ведь это еще одна возможность «достучаться» до властей. А звонить, как говорят они, куда­ либо, – бесполезно: связи нет, а сотовая «ловит» лишь в некоторых местах.

Но прежде чем дойти до реки, нам предстояло пройти через ручей по дрожащему мостику, сооруженному из срубленных тополей. Хулдатцы рассказывают, что приезжавший депутат проходил здесь  «на четвереньках». В общем, надо иметь сноровку, чтобы не свалиться в воду. Одновременно с нами к переправе подъехал «Жигуленок», хозяева которого ездили в райцентр, как говорят, «затариться»: закупили продукты, бензин, товары первой необходимости  и т.д. Доехав до места стоянки, они переобуваются в резиновые сапоги, укладывают содержимое в лодку. А в этот раз уступили свое место гостям, т. к. нам надо было поскорее встретиться с хулдатцами и вернуться назад, ведь солнце клонилось к закату. А вечером плыть в маленькой железной лодке не очень­то приятно. М. П. Тугаринов, встретивший гостей на повороте от трассы, подтащил лодку к берегу, чтобы мы не промочили ноги, и помог ступить на землю. А дальше – еще один ручеек, через который прокинут замысловатый мостик: стул, на нем лежит сломанная доска. «А я скачу тут как козочка», – улыбается пожилая жительница с. Хулдат В.Г. Майорова, глядя, с какой осторожностью шагают приезжие молодые люди. На вид ей более 70 лет, но выглядит она очень бодро и с удовольствием рассказывает нам о жизни в селе.

– Не нужны мы, видно, государству, забыли о нас. Вспоминают только во время выборов, приезжают кандидаты, обещают «золотые горы». Мы устали верить им. Каждый раз надеемся, что повернутся они лицом к нам.  Но нет же: прошли выборы, и опять наступила тишина, выживайте, мол, как хотите. Когда уже начнут строить мост? Говорят, что зимой. Только почему­то не верится уже. Мы, конечно, теперь привыкли к такой жизни: за продуктами или за лекарством плыть надо, кому в больницу, кому – в собес – тоже, вот  молодые мамочки с грудными детьми ездят то на прививку, то еще чего, беременные да больные тоже добираются со страхом. Ведь нет у нас  тут ни фельдшера, ни медсестры. И за что мы страдаем? Ведь не мы сожгли мост, не мы! Зря на нас говорят люди!

– Да, – подхватывает разговор Н.Д. Филиппов, ветеран труда, – сколько можно ждать обещаний от власти? Сколько еще нам страдать без моста? Продукты и почта к нам доставляются из с. Нижний Торей. А главное – мы не можем попасть в больницу, не получаем медицинской помощи (Николай Данилович и его жена Зоя Шагаповна – инвалиды). И все пенсионеры, с которыми мы встретились, высказывали одни и те же жалобы: нет медика, невозможно попасть на прием к врачу, когда приезжаешь в райцентр или в Торейскую больницу. 

Еще, конечно, «кочует» проблема со школой. В с. Хулдат на сегодняшний день 6 учеников, которые обучаются в Нижнеторейской школе. И, конечно же, их путь лежит через реку Джида. А помещение местной школы находится в аварийном состоянии. По программе «Модернизация образования» она была включена в список ремонтных объектов. В зимнее время управлением образования здесь был начат ремонт, установлены окна. Но на этом этапе ремонт был заброшен, помещение, в котором планировалось разместить школу, клуб и медпункт, закрыто до сих пор. Понятно, что немало комментариев по этому поводу высказали хулдатцы. Два школьника находятся на домашнем обучении, занимается с ними учительница Н. А.  Бекетова. Еще хулдатцы были возмущены тем, что власть изыскивает немалые средства в бюджете на реконструкцию стадиона в райцентре, хотя он не является объектом первостепенной важности, а на строительство моста их нет.

Конечно, кто­то из скептиков может сказать, читая заметку, что о хулдатских проблемах  «уж сотни раз твердили миру», но  ничего нового не произошло. Вот в том­то и дело, что за 7 лет (с июля 2006 г.) в бюджете РБ и РФ не нашлось средств на строительство моста.

Приведу небольшую статистику. В 2006 году в с. Хулдат было 66 дворов проживало 216 человек. Сегодня.в 46 домах проживают 145 жителей. В числе выбывших основную часть составляют выехавшие, есть умершие, погорельцы и утопленники,

Хулдатцы просили дать ответ через газету на их вопросы: когда же, наконец, здесь будет работать фельдшер? И самое главное: когда начнется строительство моста? Новоизбранная глава СП «Нижнеторейское» В.М. Мельникова, выезжавшая в составе группы сотрудников  СМИ, пыталась успокоить сельчан, приводя убедительные доводы. И не совсем без внимания жили летом  хулдатцы, как говорит Валентина Михайловна. С.Г. Пашинский, будучи директором ООО «АвтоДом», отправлял свои машины, «амфибии», как называют их хулдатцы,   а когда увидел, какие  «резинки» у лодочника, подарил ему хорошие болотные сапоги.

На обратном пути переправить нас на лодке вызвалась молоденькая девушка Настя Майорова. Видимо, она нередко плавает вместе со своей сестрой через Джиду. Мы, конечно, очень испугались… Но тут подъехали на мотоцикле лодочник Василий Григорьевич  и Михаил Петрович. Затаив дыхание, мы доплыли до противоположного берега.  Лодочник рассмеялся: «Да что вы боитесь так?! Вон вода­то упала совсем...» Для него это привычная работа. Согласился ли бы на его место кто­то из тех,  кто живет на «большой земле»? Вряд ли. И причина тут – не только страх и примитивные условия труда. А в первую очередь тот факт, что зарплата за этот нелегкий труд выплачивается нерегулярно. К примеру, сейчас, как сказал Василий Григорьевич, ее нет уже два месяца. 

Мы попрощались, пообещав ответить на вопросы хулдатцев.  «Прощай, любимый город, уходим завтра в море...» – доносились слова песни из уплывающей лодки. Лодочник помахал нам рукой, придерживая весла на середине реки.

На обратном пути мы перешли по мостику уже твердыми шагами. Для нас эта поездка в с. Хулдат была порцией адреналина. Ведь даже если ты умеешь плавать, то вероятность выплыть из студеной воды небольшая: судорогами сведет тело. (А мы, к тому же, и плавать­то не умеем). Так что о хулдатцах можно сказать, что они – народ героический. За 7 лет, с тех пор, как сгорел мост, соединяющий село с «большой землей», они пережили многое. Было в Хулдате и наводнение, и лесные пожары, подошедшие к краю села, и не раз приходилось смотреть смерти в глаза. У некоторых, конечно, нервы сдали, и люди выехали: «Уже 20 домов вывезено, – рассказывает М.П. Тугаринов, встретивший нас у подъезда к с. Хулдат и сопроводивший до села и обратно (с ним как­то надежнее). Спасибо Вам огромное!

А нам остается пожелать хулдатцам все­таки не унывать. Вы долго терпели, потерпите еще немного. В планах на 2014 год предусмотрено строительство Хулдатского моста. Надеемся, что районное руководство даст исчерпывающий ответ на все вопросы.

Таисия Пашинская. 

Комментарии