Какими бывают рельсы

Наука

Рельсы представляют собой стальные профилированные полосы, предназначенные для движения локомотивов и вагонов на железных дорогах и в метрополитене, по трамвайным путям и монорельсовым дорогам. Также по ним перемещаются подъёмные краны, крановые тележки, вагонетки для перевозки рудных материалов и другие передвижные и поворотные конструкции.

Рельсы р-24 являются верхней частью пути. Они укладываются на опоры и скрепляются с ними, образуя рельсовую колею, которая принимает на себя непосредственное давление колёс.

В нашей стране рельсы выпускаются на Нижнетагильском и Кузнецком металлургических комбинатах и маркируются заводскими знаками. Узкоколейные рельсы марки Р-24 широко применяются в строительных отраслях для прокладки путей в подземных шахтах, для мостовых кранов и т.д.

Железнодорожные и трамвайные рельсы Р-50 нужны для бесстыковых и звеньевых железнодорожных путей. То же самое назначение имеют рельсы Р-65, но они изготавливаются из стали конверторного, мартеновского или электропечного производства. Кроме Р50, на трамвайных путях используются желобчатые рельсы ТВ-60. Стандартные рельсы дешевле желобчатых, и укладываются они на незамощенных путях. Замощенные пути требуют создания специальной конструкции, в которой около рабочих граней делаются желоба для гребней колесных пар. Трамвайные рельсы имеют более сложную несимметричную форму, поскольку для образования желоба нужна «губа». Отсюда их более высокая стоимость.

Для укладки в кривых желобах такие рельсы должны иметь увеличенную ширину «губы». Трамвайные рельсы обычно свариваются между собой в непрерывные рельсовые нити. Для сварки можно применять электроконтатный, электродуговой, термитный или газовый способы. Бесшеечные рельсы, имеющие низкий профиль, используются значительно реже, так как необходимость уменьшить высоту верхнего строения пути возникает только в мостовых конструкциях.

11.09.2013 Дондок Бужинаев