Поезда в борьбе с огнем

Культура и общество

Пожар – стихийное бедствие, с которым справиться очень трудно. Лесные пожары 2009-2010 годов показали насколько губительно действие разбушевавшейся стихии там, где отсутствуют технические средства борьбы с огнем. Безусловно, пожарная авиация, специализированные насосные станции пожаротушения, пожарные поезда и подобная спецтехника обеспечивает эффективную борьбу не только с возгораниями, но и развившимися масштабными пожарами. В этой связи нельзя не упомянуть работу, ведущуюся в Республике Коми, где, в комитете по обеспечению мер гражданской защиты, находится на обсуждении проект мероприятий направленных на создание безопасных условий для населения при чрезвычайных ситуациях. Эта государственная программа предусматривает и меры пожарной безопасности. Сроки ее реализации – 2013-2020 года.

Следует остановиться на работе «Ведомственной охраны железнодорожного транспорта РФ», в подчинении которой находятся пожарные поезда. Эти специальные составы, стоящие на путях станций: Микунь, Воркута, Сосногорск, Инта и Печора, не раз были задействованы для локализации и ликвидации пожаров, возникавших на территории Республики Коми, как в прошлые пожароопасные периоды, так и в настоящее время. По данным пресс-службы СЖД в 2012 году эти мобильные комплексы уже одиннадцать раз принимали участие в тушении пожаров, возникших, как на объектах железнодорожного транспорта, так и на территориях близлежащих лесных массивов. За период 2011 года подобных выездов было 23, 15 из которых осуществлялись для тушения возгораний в полосе отвода. В таких ситуациях остро встает вопрос своевременного информирования и принятия соответствующих мер. Отработка оперативного реагирования происходит на совместных с подразделениями ГПС МЧС РФ пожарно-тактических учениях.

Одна из основных задач - это поддержание высокой технической оснащенности комплексов и готовность выезда в любое время. В их состав входят насосные станции пожаротушения, минимум две постоянно пополняемые цистерны с водой. Они оснащены электростанциями АБП "Вепрь". В обязательном порядке в комплектацию входит ручной и механизированный спасательный инструмент "Простор", комплект осветительного оборудования "Световая башня", стационарная насосная станция тушения пожара дополняется мобильной мотопомпой "Хонда". В наличии должны быть пожарные стволы, комплекс комбинированного пожаротушения УКТП "Пурга". Это и другое специальное оборудование, которым оснащаются пожарные поезда, регулярно модернизируется и обновляется.

Для обеспечения бесперебойной и надежной связи при ликвидации чрезвычайных ситуаций используются поездные стационарные и переносные радиостанции, а также сотовые телефоны. Пожароопасный период – это время максимальной готовности, в который, пожарным поездам приходится работать особенно напряженно. Они незамедлительно приходят на помощь. С благодарностью вспоминают жители станции Чуб расчет пожарного поезда, дислоцирующегося в Микуни, который в мае 2012 года дважды выезжал на ликвидацию возгораний домов и хозяйственных построек. Аналогично, пожарный поезд, дежурящий на станции Воркута, 17 июня по тревоге отправился на тушение гаражей и подсобных строений в поселок Сивая Маска. Оперативное прибытие и слаженные действия пожарного расчета, не позволили огню перекинуться на жилые дома.

Вопрос профилактики и ликвидации пожаров не теряет своей актуальности. В 2011 году, РЖД совместно с Академией наук РФ, разработан проект пожарного поезда нового поколения, который реализован с помощью двух предприятий - ОАО "Рузхиммаш", и ОАО "Вагонреммаш". Новейшее оборудование позволяет тушить пожары самых сложных категорий. К 2026 году планируется обеспечить все железные дорог России этим уникальным оборудованием.

29.05.2013 Олзо Дугаров