Грузопотоки в мировом товарообороте

Авто

Если говорить об укрупненной структуре грузопотоков в мировом товарообороте, то можно выделить образующие потоки, от которых отходят ветви межрегиональных грузоперевозок.

Если охарактеризовать качественную структуру мировых грузопотоков, то до начала семидесятых годов около шестидесяти процентов грузов составляли продовольственные товары. С началом семидесятых наибольший удельный вес приобретают потребительские товары и сырье. К числу образующих грузопотоков следует отнести сырьевые грузоперевозки из развивающихся стран в страны с развитой экономикой, из которых в обратном направлении идет большой трафик потребительских товаров, и грузоперевозки энергоносителей из нефтедобывающих стран в энергозависимые регионы.

До восьмидесятых годов включительно исходящие сырьевые грузопотоки шли из стран юго-восточной Азии в западную Европу и США. Но время меняется. Меняется и структура международной торговли. Мир разделяется на два экономических кластера. Страны Индокитая и юго-восточной Азии, которые уже перестают быть мировым сырьевым придатком, и страны ЕС и США. Сегодня грузовые перевозки сосредоточены на тех же маршрутах, с той лишь разницей, что основные грузопотоки потребительских товаров изменили знак, и направлены в европейские страны и США.

Отличительным признаком современной индустрии грузоперевозок является контейнеризация. В мировом товарообороте на контейнерные грузоперевозки приходится более половины объемов международных  перевозок. В абсолютном исчислении, по весьма приблизительным оценкам, объем мировых контейнерных грузоперевозок  составляет, по усредненным оценкам экспертов международной торговли, около четырехсот миллионов TEU. Эта аббревиатура означает эквивалент перевозок в двадцати футовых контейнерах. Для того, чтобы получить тонны, результат следует умножить на двадцать. Следуя логике расчетов, весь мировой грузооборот составляет порядка двадцати миллиардов тонн различных грузов в год. За несколько десятков лет на рынке контейнерных грузоперевозок выделились крупнейшие транспортные компании, рейтинг которых возглавляет Maiersk Group.

В России потенциал развития контейнерных перевозок колоссален. Об этом можно сказать без преувеличения, так как степень контейнеризации перевозок отстает от мирового уровня на тридцать процентов.

Основные грузопотоки жидких углеводородов, включая сжиженный газ, исходят из Персидского залива в западную Европу, Японию и США. Крупнейшим мировым экспортером газа, по-прежнему, остается Россия с наиболее развитым трубопроводным транспортом.

К началу нового тысячелетия в общем объеме международных грузоперевозок, на долю морского транспорта приходилось около семидесяти процентов. Сегодня в мировой экономике начинает возрастать значение сухопутных евроазиатских коридоров, которые позволяют сократить длительность грузоперевозок на целый месяц. С развитием сухопутного транзита доля морских перевозок будет снижаться, и по прогнозам экспертов, к 2025 году доли морских и сухопутных грузопотоков уравняются.

Автор публикации URFOTRANS.RU

16.06.2013 Даша Дашиева