11.10.2014
Просмотров: 1861, комментариев: 0

Образ ее будет жить в наших сердцах вечно!

Джидинский район Бураева А.Г.

Родной моей школе исполняется 120 лет. Сколько учителей  прожили свои жизни в ее стенах, сколько учеников выпустила она за годы своего существования! И, наверное, каждый из нас, выпускников прошлого столетия, может с гордостью говорить о том, что мы учились в Петропавловской школе. И у лучших учителей, которые всем сердцем стремились вложить в нас крупицу добра, любви к жизни и, главное, дать прочные знания. И пусть мы не стали «звездами» по жизни, но, считаю, состоялись как граждане России.

В преддверии большого юбилея нашей школы хочется сказать слова искренней благодарности самому лучшему Учителю на свете. Эти чувства жили в глубине души каждого из нас, ее учеников, во все годы жизни. Правда, горько сознавать, что наши признания,  увы, уже  очень запоздалые.. Так уж, видно, устроен человек: принимать в жизни все как должное, пока ты молод. А осознание приходит тогда, когда уже нет человека, который отдавал тебе тепло своей души. 

Буквально через полгода наша школа будет отмечать  свой юбилей. Как хочется  видеть на торжественных мероприятиях среди старых учителей нашу дорогую и единственную Александру Григорьевну Бураеву, принявшую нас в первый класс в 1966 году. Она очень скоро стала нашей второй мамой, которая вела нас по школьной тропе в начальных классах. Казалось бы, совсем  короткий срок, всего 4 года. Но мы, переступившие порог школы наподобие слепых котят, почти сразу почувствовали в своей первой учительнице  надежный тыл и доброго друга. С первых дней она стала для нас правой рукой, «защитой  и обороной»,  идеалом справедливости и добродетели. Учительница не делила нас на «плохих» и «хороших», никогда не произносила обидных слов, тем более мы не слышали от нее каких­то нареканий. Она, как истинный педагог, понимала, что впоследствии плохие слова  могут стать ярлыком и сыграть злую шутку с ребенком.

Она не принижала достоинства даже самого отъявленного эгоиста. Был у нас в классе  такой неуправляемый «маменькин сыночек», которому все с рук сходило. Как­то этот мальчик  смел стопки тетрадей со стола учительницы. Но Александра Григорьевна быстро справилась с наступившим напряжением в классе и создала рабочую обстановку. Нет сомнения в том, что именно благодаря ее большому профессионализму, наш класс стал лидером в школе. Мы активно участвовали во всех школьных мероприятиях: в сборах макулатуры и металлолома, субботниках по уборке территорий, всегда добросовестно готовились к праздничным датам. И практически всегда входили в число победителей. Нацеливая на успех в любом деле, Александра Григорьевна прививала своим ученикам необходимые качества для активной жизненной позиции и умение реализовать свои навыки. И пусть у многих из нас не было круглых пятерок в школьных тетрадях, а позже в дневниках, – это не важно. Главное – мы усвоили для себя школьные правила, которые и стали для нас ориентиром  в дальнейшем. К примеру, Александра Григорьевна говорила нам, что таблицу умножения мы должны знать «назубок» и отвечать на вопросы даже во сне. А грамматика? Уверена, никто из нашего класса не допустит элементарной ошибки – настолько твердо мы усвоили в детстве правила правописания, к примеру, «жи­ши», «ча­ща» и т. д.

Говорю так, потому, что нередко сейчас сталкиваюсь с серьезными недоразумениями:  человек с высшим образованием приносит текст, предназначенный для опубликования в газете, с режущими глаз грамматическими ошибками. Просматривая  рукопись, невольно хочется спросить: кто вас учил в начальной школе? Думаю, выпускники Александры Григорьевны отличаются  именно тем, что хорошо усвоили «прописные истины».

В нашем классе, как и в любом другом, были и нерадивые дети, которым она уделяла больше времени, чтобы подтянуть их до среднего уровня. Для многих из нас были привычными занятия после уроков, группа продленного дня, а позже – соревнования среди «звездочек». Наша первая учительница прививала нам знания умело, тактично, терпеливо, не вбивая их словно гвозди в каменную стену, а стараясь понять каждого ученика. Она любила нас всех по­матерински, невзирая на то, какими «разношерстными» мы были: была где­то ласковой, где­то строгой, даже очень строгой.

В классе были не только выпускники детского сада, которым уже, можно сказать, было привито чувство коллективизма, но и домашние «отпрыски», «серые мышки», похожие на «гадкого утенка». Но всех нас и не надо было «зачесывать под одну гребенку», так как постепенно под ее чутким  взором мы стали одной дружной семьей, спаянным коллективом.

Мы с большим интересом тянулись к знаниям, каждый урок был новым открытием для нас. На уроках чистописания было слышно только, как скрипят перья на тетрадках да изредка стучат чернильницы­непроливайки.

Большой радостью и гордостью для нас было вступление в ряды октябрят. На торжественной линейке нам прицепили красные октябрятские звездочки. Класс был разбит на звенья, между которыми проводились соревнования. В третьем классе мы  поменяли свои пятиконечные  звездочки на красный пионерский галстук. Началась более ответственная пора в нашей школьной жизни. Александра Григорьевна всегда радовалась нашим успехам, и с улыбкой произносила: «Мои­то...». Четыре года, проведенные  в старой деревянной школе, ставшей для нас вторым домом, пролетели незаметно.

В 1970­м году мы перешли в  новое здание большой школы, где в первое время  растворились в шумной толпе. Здесь все для нас было непривычным: и кабинетная система, и строгая классная руководительница, и учителя­предметники. Но с благословения Александры Григорьевны мы оказались везунчиками или, быть может, у нас к тому времени уже сформировался твердый стержень. И совсем скоро класс стал заявлять о себе: «Мы – «ашники», а значит, должны быть первыми!». Нас учили замечательные учителя, мастера своего дела. Это Софья Григорьевна Табинаева,  Людмила Александровна Муруева, Раиса Ивановна Дагаева, Евгений Иванович Холодков, Мария Ринчиновна Чимитова,  Сергей Дондокович Табдаев, Клавдия Николаевна Пашинская, Лидия Степановна Шатуева. Иногда учителей­предметников  подменяли  молодые и менее опытные, которым  в первое время, наверное, приходилось не сладко с нами. Но наша неизменная  классная руководительница Людмила Тимофеевна Глотова, принявшая нас в 5­ом классе, строго и без лишних сентиментальностей требовала от нас безукоризненного подчинения школьному распорядку. 

За годы учебы в «большой школе», как называли тогда ПСОШ № 1, наш класс добивался немалых успехов. О них каждый учащийся 10 «А» класса 1976­го года выпуска может сказать по­своему. Это незабываемые походы, песни у костра, волнующее вступление в комсомол, шумные комсомольские собрания,  изнурительные сборы металлолома и  много­много всего. Так многогранна и интересна была наша школьная жизнь! Правда, не всегда мы были «паиньками». Бывало, мы срывали урок, стояли 45 минут на ногах, доводили до истерики учителя. Но, тем не менее,  мы везде были первыми, потому что в нашем классе были неизменные лидеры, выводящие класс в число передовых. 

Сегодня, когда за плечами уже целая веха, так больно сознавать, что ничего нельзя вернуть назад, что никогда мы не увидим добрых ясных глаз нашей дорогой Учительницы Александры Григорьевны. Она любила каждого из своих учеников, благословляя их  в добрый путь. Быть может, потому мы были ей так дороги, что у нее практически не было личной жизни?  Нет и еще раз нет! У нее было большое горячее сердце, наполненное любовью к своему делу, к детям, к жизни.  Она излучала свет доброты и сеяла в каждом ученике разумное, доброе, вечное.  Конечно, эта истина стара как мир, но, увы, к сожалению,  не о каждом учителе можно сказать с такой искренней признательностью. Александра Григорьевна была действительно Учителем от Бога.

Не помню, писала ли в те годы о ней наша районная газета. Если да, то, скорее всего, очень кратко, так как приоритетным направлением советского времени было сельское хозяйство, соответственно, страницы почти каждого  номера «районки» буквально пестрели от сводок по производству молока, мяса, заготовке кормов, зерновых культур... О людях, даже уникальных специалистах того времени, газетчики рассказывали мало. Потому сегодня необходимо сказать о заслугах моей первой учительницы. В образовании нашего района Александра Григорьевна отработала 46 лет. В течение 22 лет руководила методическим объединением учителей начальных классов, была внештатным  методистом райОНО. Неоднократно избиралась депутатом Джидинского районного Совета. В 1968 году  Александра Григорьевна была делегатом II Всесоюзного съезда учителей в Москве. Ее любили ученики, уважали коллеги, ценило руководство. Об этом говорят и ее многочисленные награды: почетный знак «Отличник народного просвещения», звания «Заслуженный учитель школы Бурятской АССР», «Заслуженный учитель школы РСФСР»,  Почетная грамота Президиума Верховного Совета  РСФСР,  юбилейная медаль «За доблестный труд», звание  «Старший учитель», присвоенное приказом министра просвещения РСФСР. Стоит добавить, что в советское время получить хотя бы один из всех этих наград было совсем не просто, ее действительно надо было заслужить. Вот такой уникальной личностью была наша первая учительница Александра Григорьевна Бураева.

Каждый раз, когда наш выпуск «ашников»,  сегодня уже бабушек и дедушек, собирается на очередную встречу, мы  перебираем в памяти все песни нашей юности, нашей школьной жизни и обязательно поем самую первую и любимую – «Птичка над моим окошком гнездышко для деток вьет…». Эту песню мы разучивали с Александрой Григорьевной на уроках пения в первом классе. Через  много лет под эту песню засыпала моя  внучка, лепеча после  на своем языке про птичку под окошком. В свою очередь я рассказывала ей о том, что, когда была маленькой девочкой, очень хорошая тетя взяла меня за руку и повела в класс. Это была моя первая Учительница – Александра Григорьевна Бураева. С той поры прошло почти полвека. Образ первой учительницы, словно первой любви, не сотрут в памяти ни годы, ни передряги на жизненном пути. Этот образ  будет жить  в наших сердцах вечно! 

 

Таисия Пашинская.  

Комментарии