12.07.2017
Просмотров: 5395, комментариев: 2

Тибетский лама – основатель Атаганского дацана

Мой отец, Жигмытов Доржи Жигмытович, живо интересовался историей родного края. Из его рукописей я узнал о том, что много лет назад в местности Хужир у подножия горы Дархан-Уула состоялся первый большой буддийский молебен, преследовавший вполне определенную цель. И именно то событие явилось начальной точкой отсчета истории Атаган-Дырестуйского дацана. В одной из рукописей я нашел имена 15 буддийских священнослужителей, которые были ширээтэ-ламами дацана в период с 1774 по 1900 годы.

По существующему преданию в 1774 году, году Лошади по лунному календарю и следущего за ним году Мыши с одним белым мэнгэ был положен первый камень кирпичного дацана размером 8 на 8 саженей. Перед тем событием у юго-западного подножия горы Дашарай-дабан были поставлены 12 юрт и проведен большой молебен-хурал. С того времени и началось распространение буддизма.

Основателем Атаганского дацана являлся тибетский ученый-лама. По величайшему поручению Далай ламы буддийский священнослужитель по имени Лобом Ранжимба вышел из Тибета и направился на север. Он должен был идти до тех пор, пока не загремит «Хэнгэрэг» (двусторонний рамный барабан, используемый при чтении священных буддийских книг во время хуралов-молебнов), который нес за спиной. По наставлению Далай ламы, именно на том месте, где таким образом будет подан знак свыше, Лобом Ранжимба должен был начать свою миссионерскую деятельность по распространению буддийской религии. Лама шел целых три года. Наконец, священный барабан подал свой голос в местности Хужир, где жили люди рода Атаган. Лобом лама начал искать подходящее место для строительства дацана. В этом деле ему большую помощь оказывал местный лама-перерожденец Шодын Тунгалаг.

Таким образом, тибетский лама Лобом Ранжимба, построивший первый кирпичный дуган у подножия Дархан-Уула, где местные жители проводили обряд поклонения местным духам, стал и первым ширээтэ-ламой Атаганского дацана.

Вторым настоятелем дацана в течение трех лет был Лацап ширээт из рода Туйбоон, Жудба лама из местности Нижний Нюгуй (Мандах-Болоогой).

Третий ширээтэ-лама – Тунгалаг Шарап Мунхын (Шоодын Тунгалаг) из рода Агалай. Стал ширээтэ Атаганского дацана в год Мыши (1792 год) и был им в течение пяти лет.

4-м ширээтэ в течение одного года был Засаг Сайзын из рода Цэхир (1798-й год).

5-й ширээтэ Атаганского дацана – это Жудба Цагаан Нохойн из Дырестуя, рода Хутаган. В течение двух лет с 1799 года.

6-й ширээтэ – Жудба лама Салуугай из Боргоя (Борьё) возглавлял дацан в течение 22 лет с 1801 года.

7-й ширээтэ – Засаг лама Дашиин из Боргоя (Борьё), род Хадаахан – 8 лет.

8-й ширээтэ – Лацап лама Бабаагай из Убэр Сэлэнгэ рода Эдир был с 1830 года в течение трех лет.

9-й ширээтэ – Табаан Дэлгэрын (Чибомбо) из Усуд Нуги (Джидинский Енхор) рода Убагад Атаган – три года.

10-й ширээтэ-лама – Лхасаран Гомбын из Дырестуя, род Хутагад – с 1849 года еще шесть лет.

11-й ширээтэ – Цынгунэй Зоригтын Соном-Ванчик из Боргоя – в течение пяти лет с 1855 года.

12-й ширээтэ – Ламхай Цынгунэй – шесть лет.

13-й – Жамба-Доржи Цынгунэй из Боргоя, род Хадаахан – в течение 22 лет.

14-й ширээтэ ламой в 1888 году вновь был избран Ламхай Цынгунэй из рода Агалдай (Пахлашкин ламхай) – в течение 12 лет.15-м ширээтэ был Юмцэнэй Цыдэпэл ламхай из Боргоя, род Хадаахан.

Каменный главный дуган Атаган-Дырестуйского дацана размером 12 на 12 саженей был построен в начале прошлого века. В 1912 году его рамнай-освящение проводил двенадцатый Пандито Хамба лама Даши Доржо Итигэлов. Во времена безбожной Советской власти в нем располагались машинно-тракторные мастерские.

Помимо имен 15 ширээтэ-лам Атаган-Дырестуйского дацана и предания о его возникновении в рукописной тетради отца я нашел небольшие записи о прибытии и расселении по долине Джиды родов атаганов, сартуулов, цонголов, других племен. Есть довольно скрупулезно собранное генеалогическое древо многих ныне живущих жителей Дырестуя. Мне бы хотелось, чтобы мои односельчане изучили рукопись моего отца, узнали свое родовое древо. Тетрадь Доржи Жигмытовича Жигмытова хранится у меня, его сына Баира Доржиевича Жигмытова.

Баир Жигмытов. с. Дырестуй.

Комментарии

Уважаемый редактор! Статья замечательная. Меня интересует изучены ли записи Доржи Жихмытова "Помимо имен 15 ширээтэ-лам Атаган-Дырестуйского дацана и предания о его возникновении в рукописной тетради отца я нашел небольшие записи о прибытии и расселении по долине Джиды родов атаганов, сартуулов, цонголов, других племен. Есть довольно скрупулезно собранное генеалогическое древо многих ныне живущих жителей Дырестуя. Мне бы хотелось, чтобы мои односельчане изучили рукопись моего отца, узнали свое родовое древо. Тетрадь Доржи Жигмытовича Жигмытова хранится у меня, его сына Баира Доржиевича Жигмытова".Статью о ламах я прочитала. Если есть дополнительные сведения - опубликуйте пожалуйста.

Ольга
27.12.2018, 17:19

Здравствуйте!
К сожалению редакция не располагает такими сведениями. Это авторский материал. Все данные указаны самим автором.

28.12.2018, 05:03
Оставить комментарий