30.11.2011
Просмотров: 2283, комментариев: 0

Гостиная избавит от проблем...

Гостиная избавит от проблем...

Для того, чтобы дети проводили больше времени в школе, а не на улице, могли адаптироваться и преодолевать проблемы, связанные с различными проявлениями в поведении, минимизировали негативное влияние асоциальной семьи, требуется специальная организация пространства для этих детей в школе, а также позитивное отношение со стороны учителей и администрации и целенаправленные занятия с ними.

Такой новой организационной формой является социальная гостиная МОУ «Белоозерская СОШ». Родители, благодаря социальной гостиной, избавляются от многих проблем: в свободное от занятий время детей и кормят, и помогают с уроками, и предоставляют психологическую помощь, если такая требуется.

На прошедшей неделе мы совместно с С.А. Хабарковой, руководителем республиканского агенства по делам семьи и детей, а также представителями районной администрации и отдела опеки и попечительства посетили Белоозерскую школу и побывали в социальной гостиной «Вектор». Ее отличие от группы продленного дня в том, что здесь для каждого ребенка разработана специальная программа, созданная на основе психологического тестирования.

Целью работы социальной гостиной является оказание комплексной психолого-педагогической поддержки обучающимся, помощь в возвращении обучающихся, не посещающих школу, в образовательное учреждение, их адаптации к жизни в обществе. Куратор, руководитель социальной гостиной Валентина Рудольфовна Мыдыгмаева постоянно следит за организацией помещения для детей, куда дети могут приходить после занятий в школе, создает здоровьесберегающее пространство, помогает в организации в учебной, досуговой и игровой деятельности детей, вовлекает родителей в решение проблем детей и т.д. В общем, выполняет много различных задач, поставленных для достижения цели.

По окончании встречи мы побеседовали с А.Н. Гармаевой, специалистом агентства по делам семьи и детей в Джидинском районе.

- Арюна Нимаевна, на основании чего была создана социальная гостиная?

- Резкие экономические изменения в России привели к тому, что значительная часть населения оказалась за чертой бедности. Это привело к увеличению числа семей, оказавшихся в социально-опасном положении. Родители в таких семьях не обеспечивают детей необходимой заботой и вниманием, не готовят их к учебной деятельности. Нередко это приводит к тому, что дети часто бывают голодные, не имеют элементарных вещей, приходят в школу неподготовленными. Не имея опыта регламентированной жизни, без поддержки семьи, они довольно быстро оказываются неуспешными, начинают пропускать занятия, после школы часто не возвращаются домой и много времени проводят на улице. Их проблемы, даже острые, зачастую не попадают в поле зрения взрослых. Все это способствует тому, что такие дети рано оказываются вне школы, ищут поддержки в асоциальных компаниях, попадают в криминальные ситуации, а в дальнейшем пополняют собой ряды неблагополучных родителей.

Опыт взаимодействия с семьями, оказавшимися в социально-опасном положении, показывает, что школа играет особую роль в жизни детей из этих семей. Если при плохо заботящихся родителях детям все-таки удается удерживаться в школе, получить помощь и поддержку учителей, то вне зависимости от успеваемости жизнь ребенка становится более структурированной. Так или иначе, у детей, которые посещают школу, формируются навыки регулярной продуктивной деятельности и нормального взаимодействия со сверстниками - то, что, прежде всего, нарушается у детей из неблагополучных семей. В школе они приобретают социальные навыки, меньше чувствуют социальную изоляцию, им приходится планировать время, у них остается меньше причин для проведения времени на улице в поисках общения и пропитания.

Поэтому адаптация ребенка в школе является одним из самых существенных факторов, противостоящих социальному сиротству. Если ребенок удерживается в школе, пусть плохо, но учится, посещает занятия, а тем более, если он учится успешно, то риск его ухода из семьи на улицу и попадания в асоциальные компании значительно снижается, у него есть шанс получить профессию, впоследствии начать жить самостоятельно от родителей. Но самим детям трудно удержаться в школе без специальной помощи, они часто отстают от учебного процесса, им негде и не с кем делать уроки. Плохое поведение и несформированность учебной мотивации нередко приводит к отторжению со стороны учителей.
Для того, чтобы дети проводили больше времени в школе, а не на улице, могли адаптироваться к учебе и находились под присмотром взрослых, которые могут помочь им при ухудшении положения ребенка в семье, требуется специальная организация пространства для этих детей в школе, позитивное отношение со стороны учителей и администрации, и целенаправленные занятия с ними. Именно поэтому в районе был объявлен конкурс социальных проектов. Белоозерская СОШ и РДДТ приняли активное участие. Они выиграли грант по 100 тыс. рублей на развитие материальной базы. Так и была создана социальная гостиная - форма внеклассной работы с обучающимися образовательного учреждения, находящимися в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении.

Всего у нас в районе две социальных гостиных и три реабилитационных досуга. Все проекты начали свою работу с 2010 года. Мы в свою очередь рассматриваем все проектные деятельности, рекомендации.

- Какие дети посещают социальную гостиную «Вектор»?

- Дети, оказавшиеся в социально-опасном положении. Фактически целевой группой социальной гостиной являются дети, которые в силу тех или иных причин не могут находиться дома и, если им не оказать помощь, после школы будут проводить время на улице.

- Какие услуги оказывает социальная гостиная детям?

- Сущность услуг заключается в организации при школе пространства, где дети могут проводить время после занятий в таких условиях, которые могут компенсировать имеющиеся у них проблемы. Социальная гостиная также дает возможность в значительной мере сократить пребывание детей вне опеки со стороны взрослых. Для этого организовано питание, педагогическая, психологическая и социальная помощь, поэтому ребенок может справиться с учебной нагрузкой, разрешить психологические, социальные и другие возникшие проблемы, вызванные неблагополучными семейными условиями. Кроме того, в целевую группу включены дети, имеющие выраженные проблемы адаптации к школе.

- Для того чтобы социальная гостиная функционировала и выполняла свои задачи, необходимо прилагать специальные усилия для привлечения и удержания детей. Что делает для этого данная социальная гостиная?

- Кроме организации питания и занятий, важную роль в социальной гостиной «Вектор» играет создание доброжелательной обстановки, внимательного отношения со стороны взрослых. Это особенно значимо для детей, которые часто испытывают на себе отвержение и негативизм со стороны родителей, педагогов, сверстников и нередко подкрепляют это негативное отношение своим поведением. Досуговая деятельность соответствует возрасту и интересам современных детей, сочетает занятия и отдых.

- Спасибо. А мы в свою очередь желаем педагогам и детям, посещающим социальную гостиную, достичь поставленных целей.

Юлия Бальчугова. 

Комментарии