погода
Увековечить их память!
Все дальше и дальше уходят военные годы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной. Отдавая им дань уважения и признания, наше правительство делает все возможное, чтобы эти старики, потом и кровью завоевавшие победу в этой страшной войне, хоть немного пожили в хороших условиях. Большая работа ведется и по увековечению памяти погибших участников войны. Однако о тех, кто умер в мирное время, практически не упоминается.
Мой отец Семенов Никита Григорьевич, 1909 г. рождения, инвалид Великой Отечественной войны, был призван на фронт в 1941 году. Воевал до 1944го на западном фронте, вернулся инвалидом. При взрыве бомбы получил тяжелую контузию. Его спас друг Сампил, уроженец с. Верхний Торей, вместе с которым они воевали. Он откопал моего отца, который был засыпан землей, отправил его в госпиталь. Так мой отец остался жив, в госпитале он долго лечился, после чего его комиссовали врачи.
После войны Сампил приезжал к нам в гости с подарками. Он был всегда веселым, пел, танцевал, хотя он тоже был контужен. Мы были рады за них.
До войны мой отец работал в колхозе кузнецом, тогда люди этой профессии были очень востребованы, а после войны он шил сбруи для лошадей.
Когда отцы ушли на фронт, в деревне остались женщины, дети и больные старики. Женщины от зари до зари работали в поле. Дети оставались дома. Мы, дети войны, видели холод и голод, Гитлер отнял у нас детство. Из детства осталось воспоминание о заварухе: стакан муки заваривали кипяченой водой, замешивали и ели. Для того, чтобы получить стакан муки для заварухи, надо было насобирать колосков в поле, отвеять их, смолоть зернышки на ручной мельнице. Мы не знали, что такое фрукты, но овощи наши матери выращивали.
Я храню удостоверения к медалям «За отвагу в бою», «За боевые заслуги». Это особое поколение людей, о которых надо помнить, таких отцов в нашей деревне Шартыкей немного. Многие не вернулись с фронта, но нам посчастливилось дождаться отца с фронта, которого мы ждали так долго. Это старшее поколение людей было призвано первыми, были на передовой, получили ранения, вернулись инвалидами и умерли рано. Им надо поставить памятники. А то получается так: кто позднее умер, тем установлены памятники, а кто рано ушел из жизни – им нет памятника. Думаем, надо увековечить память об этом особом поколении людей, на долю которых выпала война, годы разрухи и восстановления разрушенного войной хозяйства. Мой отец был рядовым солдатом, но он с честью выполнил свой долг перед Родиной, за что мы его ценим, любим, уважаем. Вечная, светлая ему память!
Дочь Десятова Мария Никитична.
В России существует проект по увековечиванию памяти близких людей с помощью установки специальной таблички с QR-кодом на памятнике. При сканировании кода человек попадает на мемориальную страницу ушедшего человека, где имеется возможность прочитать его биографию, посмотреть фотографии и видео. Недавно на памятнике Юрия Никулина на Новодевичьем кладбище в Москве была установлена такая табличка с QR-кодом. Внук Юрия Никулина рассказывает об оснащении памятника табличкой с QR-кодом: https://goo.gl/qiA9EP