погода
К тайнам предков...
Верхний Торей - прародина известных деятелей науки, культуры нашей республики.
Местность Сартагтай стала уголком посещения паломников, где на самом верху горы вырыта небольшая землянка размером полтора метра на два. Находиться в ней можно только в полусогнутом положении. В ней в годы сталинских репрессий скрывался от НКВДэшников лама Лубсан-Нима Дармаев, настоятель Сартуул - Булагского дацана, создал Иволгинский дацан, который стал возрождением буддизма на территории Бурятии в послевоенные годы. Деятельность пандито хамбо-ламы Лубсан-Нимы Дармаева - это его человеческий и духовный подвиг во благо веры и людей.
264 ступеньки наверх к землянке на Сартагтайн Хунды сделаны мирянами - жителями с. Верхний Торей, которые крепко хранили в тайне местонахождение Дармаева, приносили ему пищу и одежду. Чтобы уберечь его от лишних глаз, они сделали от самодельной печи трубу из бересты, которая шла под землей и выходила наверх на расстоянии сто пятьдесят метров от землянки из тарбаганьей норки.
Эта землянка-свидетель жизни священнослужителя, в каких нечеловеческих условиях жил он в период сталинских репрессий. До этого Лубсан-Нима ламбагай побывал в одном из лагерей Гулага, испытал нечеловеческий труд на строительстве железной дороги близ Наушек и ежедневно смотрел в лицо смерти.
Из этого убежища он добровольно выйдет и сдается властям в 1943 году. Советская власть, учинившая с середины двадцатых годов прошлого века жесточайший террор против священнослужителей всех религий, в начале войны обратилась к их помощи, чтоб они объединили народ, поддержали его дух. Так повернулась судьба, в послевоенной стране Лубсан - Нима Дармаев станет двенадцатым по счету с момента признания буддизма в России пандито хамбо-ламой Центрального духовного управления буддистов СССР и первым настоятелем появившегося после разрушительных 30-х Иволгинского дацана.
Какой ценой ему удалось возродить дацан, объединить лам и верующих мирян, выстоять в годы жестокого партийно-административного диктата. В 1960 году вернулся он глубоким стариком на родину и отошел в мир иной во время медитации.
Бадма-Ханда Гочеева.
Последние комментарии