24.05.2015
Просмотров: 1639, комментариев: 0

"Не гаснет в памяти свеча"

Джидинский район Ц.Ц. Сагалеев

Есть такие люди, по которым другие вымеряют свою жизнь. И если судьба сведет кого-нибудь на дороге с таким человеком­ о многом приходится задумываться. Если твои волосы припорошила седина, время согнуло плечи и глаза утратили свой блеск, то непременно спросишь себя: а так ли я жил, как тот человек? Если за плечами у тебя полжизни, то непременно порадуешься встрече с ним: она вдохнет в тебя силу, вольет энергию, заставит другими глазами смотреть на мир. Если ты только начинаешь свой жизненный путь, то ищешь встречи с таким человеком, чтобы узнать о нем, быть похожим на него, стать вровень с ним.

Был у меня такой человек. Только не нужно искать встречи с ним. Он всегда был и будет рядом. Мне хочется написать о судьбе истинного сына Отечества, отважного воина, не сломившегося в тяжелые годы войны, познавшего все ужасы фашистского зверства и выстоявшего. Это мой дедушка.

Цыбен Цыбикович Сагалеев родился 12.02.1912 году в улусе Боргой. С детства смышленый мальчик с отличием окончил начальную школу первой ступени в родном селе, и был направлен в Тамчинскую семилетнюю школу в числе своих сверстников­ одноулусников. После окончания Тамчинской школы Цыбен поступил и с успехом закончил Бурят­ монгольский педагогический техникум.

С 1930 года началась его педагогическая деятельность. Мой дед работал в Селенгинском районе, Читинской области, а с 1934 года ­ директором Боргойской начальной школы, у себя, в родном селе. Он внес большой вклад в развитие образования и воспитания детей Боргойской средней школы. Ежегодно выпускались ученики с отличными знаниями и после успешно поступали в учебные заведения республики. Так же в школе очень хорошо были развиты художественная самодеятельность и спорт. Дети выезжали с художественными номерами на различные конкурсы, принимали участие в спортивных состязаниях, где очень часто занимали призовые места.

Но над страной надвигалась черная туча, вокруг молодой Советской страны усиленно наращивалась военная мощь. И в 1941 году моего деда, Сагалеева Цыбена Цыбиковича, отправили на фронт. После первого года военных действий, как человека образованного, деда назначили политруком 12-го железнодорожного батальона 21 бригады на Ленинградском фронте. Дедушка вспоминал: «Знакомство с личным составом началось с взаимных расспросов. Солдаты спрашивали меня, кто я, откуда прибыл, с какого времени на фронте. Постепенно прошли неуверенность и скованность. Ко мне подсели командиры расчетов. Они говорили, что к бою готовы, надежно укрыты. Осталось отдать команды. Сон не шел. Думал, какая ответственность лежит на мне за каждого солдата. Как я поддержу боевой дух? Как настрою? А может, буду сочувствовать и сопереживать вместе? Думалось о чем­ то необычном. Всю ночь слышны были треск пулеметов, редкие орудийные выстрелы и разрывы. Здесь это считалось в порядке вещей, и в землянке крепко все спали». Лишь только позднее все они узнали, что в это время готовилась одна из крупнейших операций в Великой Отечественной войне­ прорыв блокады Ленинграда ударными группировками двух фронтов­ Ленинградского и Волховского.

Дед Цыбен рассказывал, что вечер 10-го и весь день 11-го января прошел в хлопотах: различных проверках, его беседах солдатами как партийно­ политического работника, словом, велась всесторонняя работа по подготовке к наступлению. Ночью послышался в воздухе гул наших самолетов, которые шли на бомбежку обороны немцев. И где­то около 10 часов утра 12 января была подана команда: «К бою!», а затем и­«Огонь!»

Как рассказывают родственники, дед не любил вспоминать именно те дни под Ленинградом, видимо, настолько были они тяжелыми, горестными. Он говорил, что готовил сводки об освобожденных населенных пункта, о количестве убитых и пленных немцах, о героических подвигах наших бойцов. 18 января, по его словам, был незабываемый день, когда прорвали кольцо блокады и в районе рабочего поселка №5 соединились два фронта­ Ленинградский и Волховский. Была невероятная радость, когда Ленинград получил прямую связь с автомобилями и железной дорогой с другими областями страны. Это была незабываемая победа, победа над ненавистным врагом, победа над страхом, победа над смертью…

За бои под Ленинградом Цыбен Цыбикович был награжден орденом Отечественной войны 2-ой степени, медалью «За оборону Ленинграда» и другими военными наградами. Венчал успех военного пути моего деда орден Боевого Красного Знамени, врученный ему в Кенигсберге.

Ни одна война не обходится без потерь, горькая утрата не прошла стороной и моего деда Цыбена. Не вернулся с войны его единственный младший брат­ Даши, который погиб на полях сражений в 1942 году, воюя командиром пулеметной роты в составе Калининского фронта.

В начале 1946 года, после демобилизации, приехал солдат домой. Приехал на свою родину, в свой родной дом, о котором все эти долгие и трудные годы, не переставая думал, мечтал, грустил и надеялся.

После военных лихолетий дедушка вернулся к своей любимой работе, к своему мирному и благородному учительскому труду. Бессменно работал в родном селе директором школы до 1972 года. Даже когда дед ушел на заслуженный отдых, он не мог сидеть без дела, не трудясь. Он 25 лет проработал внештатным корреспондентом газет «Буряад Yнэн», «Джидинская правда».

И к боевым наградам прибавились еще несколько, не менее ценных, ведь мирный труд был посвящен и отдан детям: «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель Бурятской АССР». Он был награжден почетной грамотой Верховного совета РСФСР, Бурятской АССР, РК КПСС.

А какая награда ждала дома? Жену моего деда звали Екатерина Хамитовна, она родила ему 4 детей: старший сын –Мэлс, второй­ Сергей, после­ Цыбан и младшенькая дочка –Цыпелма. Дед Цыбен вместе с супругой вырастили и воспитали 4 детей, 17 внуков, 25 правнуков, на которых они всегда смотрели с особой теплотой и большой любовью. Вот такая большая, дружная и любящая семья.

Много поколений уже выросло на земле с тех пор, как закончилась та война, самая страшная и разрушительная за всю историю человечества. Уходят из жизни ветераны, уходят те, кто воевал, но не уходят из памяти живущих воспоминания о тех суровых днях и бесстрашных людях. Вспоминают ветераны, делятся горькой памятью сейчас с нами, кто не видел, не испытал того, ЧТО перенесли они.

И ведь удивительное дело: живет рядом с нами человек, работает, а мы и не знаем или не знали до сих пор, что человек этот – Воевал, что человек этот по–настоящему – Герой, что это ОН защищал нас, живущих сейчас. Защищал…Своей кровью…Молодостью…Жизнью…

Каждый из них, того не подозревая, писал историю своей страны, историю родной земли. Такой человек всегда был рядом со мной. И я считаю, что мой дед Сагалеев Цыбен Цыбикович, с честью и мужеством прошедший все тяготы и невзгоды той войны, внес и свою лепту в историю своей страны.

В честь моего деда названа улица в селе Боргой. В Боргойской основной общеобразовательной школе создана Книга памяти о моем дедушке. Ежегодно проводится районный турнир по вольной борьбе на призы имени Ц.Ц. Сагалеева.

Моего дедушки с нами давно уже нет, но память о нем всегда будет с нами. Мы очень гордимся им всей семьей. История деда, победа деда заставляет задуматься о многом. Я думаю, что главное и неоценимое для всех поколений – не растерять то, что они нам подарили, жизнь не прожить впустую, без пользы. 

М. Буянтуева, учитель Боргойской ООШ.

Комментарии