16.08.2014
Просмотров: 4999, комментариев: 0

Женщина-строитель – это порядок, дисциплина и ответственность!

Женщина-строитель – это порядок, дисциплина и ответственность!

Сегодня распространен миф о том, что женщина не способна стать хорошим строителем, поскольку наверняка не сможет справляться со всеми нагрузками. Но реальность говорит о том, что это совершенно не так. Сегодня женщина может выполнять любую работу без проблем, потому что на вооружении у нее есть все: техника, материалы и т.д. В прошлом веке об этом можно было только мечтать. Однако женщины выполняли очень тяжелую, порой непосильную работу. И причем, качественно и в срок. 

Об этом можно судить  по тем объектам, в строительстве которых принимали участие женщины.  В нашем районе их количество  – несколько сотен. Это школы, больницы, административные здания, жилые дома и т.д.  Да, именно столько важнейших строек было в жизни женщины­ строителя, участника трудового фронта Антониды Александровны Согоновой, отметившей на прошлой неделе свой 80­летний юбилей. Ее день рождения совпал с профессиональным праздником – с Днем строителя. Антонида Александровна отработала четверть века на ведущих стройках района. Перешагнув восьмой десяток, она не сетует на судьбу, не считает накопившиеся болячки, а по­прежнему радуется жизни, гордится своими дочками, внуками и внучками. Все они собрались в родном для них доме, чтобы поздравить любимую маму и бабушку. Антонида Александровна всю жизнь была сильной, мужественной, стойкой, ведь стройка – не для слабонервных, там всякое бывает. И чтобы выдержать все испытания, нужно потратить много сил на преодоление трудностей. Сейчас, вспоминая прожитые годы, Антонида Александровна смахивает непрошеные слезы. Невольно приходят на память строки из стихотворений великого русского поэта Н.А. Некрасова о нелегкой доле русских женщин. Они  обращены к тысячам вдов, матерей, сельских тружениц, и в том числе к Антониде Александровне Согоновой, приехавшей  в Бурятию в далекие 50­е годы. Она очень кратко  рассказывает о том периоде своей жизни, но  из ее скупых фраз вырисовывается большая жизнь: это и строительный бум в районе, и большой дружный трудовой коллектив, и несгибаемая сила воли строителей. 

– Не баловала меня судьба, сиротская доля досталась многим в военные годы, и мне в том числе. Родилась я в пос. Гурьевка Татарской АССР, это в 200 километрах от г.Казани.  Родители мои  рано умерли: мать – в 1942 году, отец погиб на фронте в 1943­ем. Мы с сестрой выросли в детском доме, а брат Иван и младшая сестренка остались дома, у тети. Работать я начала с малых лет, когда мама еще была жива, мы ходили с ней в поле на жатву, она жала пшеницу, мы снопы вязали и ставили суслоны, чтобы с голоду не пропасть, работали наравне со взрослыми. Нужда была, голод. Закаленные мы с детства были, к труду приучены. Надеяться нам было не на кого. Отец сначала ушел на гражданскую войну, потом на финской воевал, а когда началась Великая Отечественная, ушел на фронт, да так и не вернулся. И в детском доме на нас, как говорится, не молились. Как только начинались каникулы, нас увозили на работу по колхозам до начала учебного года. Мы пололи просо, пшеницу и т.д. Там нам доводили норму, а если не выполнишь – наказывали.   Шить и вязать мы учились у своих воспитателей.

Когда я училась в школе, мечтала стать учительницей. У нас протекала речка Вятка, бывало, уйдем купаться, строим из песка домики. А по реке пароходы ходили,  красивая панорама была. Вот так в детстве я песочные домики строила, а в жизни – настоящие, из кирпича и цемента.

Когда я из детдома вышла, мне было 15 лет, надо было зарабатывать себе на хлеб. Вместе с подружками я трудилась на барже, на лесосплаве, мы грузили и пилили лес вместе с мужиками, потом я ушла на завод. В 50­е годы вербовали молодых на работу, но надо было, чтоб двое  рабочих в семье было. Так я с теткой приехала в Бурятию. Мне только исполнилось 18 лет. Здесь я обрела свою вторую  родину, вышла замуж, детей родила. Сначала я устроилась на работу в колхозе им. XX партсъезда, сначала учетчиком на молочнотоварной ферме, потом – дояркой, на стрижке овец работала. Но в колхозе  была сезонная работа, деньги не давали, только трудодни были. А подружка моя работала на стройке, позвала меня. Так в  1964 году я пришла в строительную организацию сначала разнорабочей, училась, осваивала профессию штукатура­ маляра и меня приняли в бригаду. Позже приехала сюда и моя сестра Зоя, которая пришла в нашу бригаду штукатуром­ маляром.

На стройках я отработала 25 лет. Первая моя строительная организация называлась СМУ­5, потом она стала называться  ПМК­ 589, руководителем там был Юрий Иванович Смирнов. Потом его назначили начальником в МСО, а за него остался у нас Андрей Александрович Пластинин.  В 1985 году нашу организацию объединили с МСО, называлась она передвижная механизированная колонна. Сколько раз менялось все, теперь это уже забылось. Я работала штукатуром­маляром, потом стала бригадиром бригады каменщиков. Нас было 8 женщин. Сколько построили мы своими руками, нет ни одного села в районе, где бы мы ни строили. Все трехэтажки, какие есть в Джиде, гостиница, исполком, мясокомбинат, подсобные помещения больницы в райцентре  возведены нашими руками. Всю работу мы выполняли вручную, техники­то никакой не было, на себе таскали  раствор, кирпичи и т.д., ямы копали, крыши перекрывали, в общем, всю и мужскую, и женскую работу выполняли. Нас увозили утром в 8 часов, вечером в 8 часов привозили. И дома надо было по хозяйству управиться, печку затопить, воды привезти. Успевали все, бывало, придешь с работы – горы перевернешь. Видно, молодость брала свое. Теперь вот силы не стало, потому пробурила скважину. Эту квартиру  в ПМК заработала, приватизировала позже, вот так и живу здесь. 

В Петропавловке, когда я приехала, был пустырь в том месте, где сейчас центр. Строили мы на века, старались, чтобы и качество было, и в срок уложиться надо было. А ведь не всегда были материалы. Если сравнивать  то время с сегодняшним днем, хочу сказать, что труд наш адским был. Но мы не унывали. Каждая из нас, женщин­строителей, кажется, и не мылила себе другой жизни, в которой все было бы в розовом свете. Вместе со мной в бригаде работали: Зоя Григорьева, это моя сестра, Таня Саликова, Валя Григорьева, Тамара Красавина, Валя Изюрьева, Валя Паровозьева, Клава Федорова. Много бригад было, сейчас  части строителей уже нет. А возили нас сначала на открытой машине, на кузове ездили мы, зимой и летом. Только в 80­е годы появились автобусы. Бывало, за 70­ 80 километров ездили. Коля Будин был у нас мастером, Андрей Пластинин и его жена работали в нашей организации. Сварщиками работали профессионалы: Сергей Григорьев, Галсанов, Вася Батуев, очень надежными были эти люди в жизни. Трудились мы добросовестно, и за это нас отмечало руководство  разными наградами.

Антонида Александровна достала из своего небольшого архива стопку почетных грамот разных уровней, диплом «Мастер золотые руки». Самая первая награда ее была еще с завода. Много юбилейных медалей – к важным датам, медаль «За трудовое отличие», значки «Ударник коммунистического труда»,  «Победитель социалистического соревнования», значок дружинника.  В ее трудовой книжке  немного записей: «принята», «переведена в связи с реорганизацией строительной организации» и «уволена в связи с выходом на пенсию». 

– Вот и вся моя жизнь, – продолжает моя собеседница. – Нам досталось как от мамки так до ямки, все своим горбом добывали. Но ничего, живем помаленьку,  на судьбу не обижаемся. На родину два раза ездили: первый раз в 1968 году, второй раз – в 1998. И они сюда приезжали к нам, брат и племянники. Друг друга не забываем, общаемся по телефону. Сейчас все новости нам сообщает Коля Будин, сами ­то мы теперь не выбираемся из дома. Изредка выезжаю к дочери, смотрю, сколько сейчас домов обшито, отремонтировано. Жалко было смотреть на заброшенный трехэтажный жилой дом  по улице Свердлова, которая долго стояла разбитой. Мы же возводили. Хорошо, что сейчас  нашелся добрый человек и отремонтировал дом. 

В Петропавловке я прожила более 60 лет. Вышла замуж, родила троих дочерей. С мужем разошлась, когда мне было 30 лет. Так и вырастила их одна. Все дети стали достойными людьми, сейчас у меня 10 внуков, 10 правнуков. Младшая  дочь живет в Армаке, Маша – в Петропавловке, Нина – в г. Улан­Удэ. Дочери мои теперь стали бабушками. Внуки повзрослели. Один внук жил у меня, учился здесь в школе и в училище, сейчас живет и работает на Курилах, он строитель, дороги строит. Второй внук живет в Иркутске, работает инженером­электриком, третий внук служил в армии в г. Ивдель Свердловской области и там остался работать. Старшая внучка работает старшей медсестрой, ей в этом году 40 лет исполнилось. Своей жизнью я довольна. Жаль только, что в День строителя о нас не вспоминают. Но в День пожилых нас не забывают, администрация поселения поздравляет каждый год. И я, пользуясь случаем, поздравляю всех своих бывших коллег­строителей с прошедшим праздником – Днем строителя. Крепкого вам здоровья и долголетия! Не падайте духом и не считайте болячки, радуйтесь каждому дню!

Прощаясь с  Антонидой Александровной,  я обратила внимание на ее ухоженный уютный дом, сад, огород, тепличку, цветы в ограде, и везде – чистота и порядок. Видно, что человек со старой закалкой не может сидеть без дела. Это черта характера женщины­строителя. Не случайно говорят, что там, где работает женщина, – порядок, дисциплина и ответственность. Без их активного участия были бы неосуществимы как великие стройки советской эпохи, так и масштабные проекты современности. С юбилеем Вас, Антонида Александровна!

 

Таисия Пашинская. 

Комментарии