05.10.2017
Просмотров: 2225, комментариев: 0

Она - из поколения детей войны

Когда-то Родина сделала всё, чтобы защитить детей от военного лихолетья. Но велика была беда, постигшая страну. И в годы фашистского нашествия речь шла, прежде всего, о сохранении жизни: ведь каждый ребёнок был звеном в цепи поколений.

Вера Степановна Борисова в девичестве Головкина, родом из спасённого поколения. 12 сентября текущего года ей исполнилось 80 лет. Родилась она в Шартыкее в семье колхозников. Отец - Степан Иванович имел небольшое личное хозяйство: пашню, скот. Мать – Татьяна Макаровна занималась домашними делами, помогала отцу в полевых работах. Жилось трудно. Семья имела небольшой земельный надел. Все сельхозработы производились вручную. Своего хлеба до нового урожая не хватало. В 1932 году родители вступили в колхоз «Победа», который объединил жителей верхней части села. В нижней половине Шартыкея был колхоз имени Ворошилова. После слияния двух сельхозартелей за колхозом осталось имя советского маршала.

Жизнь постепенно налаживалась, с хлебом не стало больших проблем. Его выдавали на трудодни, да и огород, домашняя живность разнообразили стол. Но вот грянула война. Вера Степановна вспоминает : «Отец ушёл на фронт, в 1942 году не стало мамы. Я осталась на попечение старшей сестры Аксиньи. Трудно жилось в военные годы. Отец пришёл с войны израненный, и в1946 году он скончался.

Сестра выходит замуж за фронтовика Каратаева Дмитрия Корниловича, он вернулся с войны инвалидом. Я стала проживать в их семье. В 1945 году пошла в первый класс, закончила 4 класса. Продолжать учёбу не было возможности. У сестры с мужем появились дети, я стала для них няней. Повзрослев, пошла работать в колхоз. Вначале трудилась на разных работах, потом - на молочнотоварной ферме. Наша ферма находилась в устье урочища Хурай, на лето скот угоняли в Большую Байбу в урочище Галсаново.

Труд доярки был тяжёлым. Рано вставали, чтобы подоить коров, а их в группе было 20. Правда доились не все сразу, часть животных была стельной. После дойки задавали корм, убирали навоз. Его вывозили в коробе, установленный на телегу, складировали в общий бурт, а по весне вывозили на покосы и поля. Телята были отлучными, их поили молоком и обратом три раза в день. После завершения этих работ принимались за сепарирование молока. Полученные сливки сбивали в масло, а чтобы оно не испортилось подвергали кипячению с добавлением пшеничной муки, так получали топлёное масло.

Легче было в летнее время. Не надо было кормить, не надо было убирать навоз. Молоко также перерабатывали на месте, топлёное масло, по мере его накопления, увозили на телеге в Н. Торей на маслозавод.

Коровы были малопродуктивные, местной породы. Надои редко превышали 1000 литров в год. В конце 1950-х годов начались работы по механизации МТФ. В Хурае был построен тёплый коровник, цех по приготовлению кормов, установлены автопоилки. Уборка навоза была механизирована, но оборудование часто выходило из строя. Для доярок был построен большой дом, жили мы в одной большой комнате, здесь же готовили еду. Продукты привозили из дома, молочными продуктами пользоваться не разрешалось. Но всё же иногда на стол ставились сливки. Молоком мы тоже пользовались, его каждая доярка поочерёдно выделяла по литру в день. Использовали в пищу и пахту, которая оставалась после топления масла. У нас на ферме в жилой комнате стоял буфет, в котором находились сладости. Их можно было брать под запись, потом за них рассчитывались.

В эти же годы стали выдавать на трудодни деньги. Суммы были небольшими, но они вселяли надежду на улучшение жизни. На ферме я проработала около 20 лет. Вышла замуж за Борисова Ивана Семёновича. В 1972 году родился сын. В 1990 году он трагически погиб. Его преждевременная смерть подорвала моё и мужа здоровье. Сказались и тяжёлые условия работы на МТФ. Вот уже 10 лет я не встаю с кровати. Кисти рук поразил полиартрит, они безобразно искривлены. Ухаживает за мною муж. Вот такая моя непростая доля». Этими словами завершила свои воспоминания Вера Степановна.

В завершение нашей беседы она прочла стихотворение, в котором нашло отражение её трудовая биография.

Нынче всякий труд в почёте,

Где какой ни есть.

Человеку по работе

Воздаётся честь.

Кто работу сердцем любит,

Кто баклуши не бъёт,

За того народ и люди,

За того … продолжение забыла.

Пригляделась и решила,

И в колхоз пошла.

Брала лён, телят растила,

Птицу развела.

За телят, за эту птицу

Из родимых мест,

Повезли меня в столицу

На колхозный съезд.

Там в Москве, в кремлёвском зале,

Как в каком-то сне,

Самый главный орден дали

За работу мне.

Самый главный орден дали,

За большой успех.

И своё спасибо Брежнев,

Мне сказал при всех.

Вера Степановна! С днём пожилого человека Вас и всех Вам благ.

И.Д. Мельников.

Комментарии