29.03.2019
Просмотров: 1462, комментариев: 0

Сеять разумное, доброе, вечное…

Как меняется время! А вместе с ним– и люди. По результатам всевозможных соцопросов профессия учителя по популярности далеко позади таких, к примеру, как банкир, депутат, чиновник. И оттого сейчас, когда мы «мельчаем, хоть в микроскоп нас разглядывай», вдвойне дороже встреча с педагогом, который продолжает сеять разумное, доброе, вечное, а не становится вопреки веяниям времени инструментом, бездумно и холодно предоставляющим услуги по школьному образованию, по принципу парикмахерской или бани. 

О таком Учителе хочется сегодня сказать слова благодарности и восхищения. Уже несколько лет Евдокия Иннокентьевна Медведева, отмечающая в эти дни свой 80-летний юбилей,  живёт в городе. Светофоры… Перекрестки… Скорость… Шум… Суета…   Но статус  – сельский учитель – она с гордостью несёт до сих пор. Учащиеся городских школ постоянно обращаются за консультациями к Евдокии Иннокентьевне.

Сегодня молодые учителя не едут в село, разве что миллионы их сподвигнут. Возможно, это покажется абсурдом – уехать из большого современного города в село, жить и работать совсем не в городских условиях и получать от этого неимоверное удовольствие. Но ведь было время, когда считалось за великую честь работать в сельской школе! Проживать эту трудную жизнь, искать ответы на  вопросы, следовать идеалам и бескорыстно любить детей, гореть с ними! Не сетовать и не роптать, уметь получать счастье от своей профессии.

Это была особая когорта людей–  учителя на селе. Они ехали из далёких городов, лишая себя благ и удовольствий. Для многих Торей стал второй родиной. Не сотрутся со страниц истории школы такие фамилии как  Шулунов,  Трофимовы, Будины, Чупошевы, Ивановы, Грыдины, Саргаевы, Москвитины, Кузнецовы, Медведев,  Матвеева,   Пежемская,  Колмаковы, Прокушева, Далаева – Семёнова,  Ахминеева, Григорьева, Тугаринова,  Щербакова,  Быкова, Мельникова…

Для всех новый год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Профессия учителя  подарила  другую систему исчисления: другие координаты времени и другая точка начала отсчета, строгие определения профессиональных и моральных качеств учителя.

  Слова «учитель» и «сельский учитель» абсолютно разные. Да, принцип работы один – учить, давать знания, наставлять и развивать, но «начинка» и смысл совсем другой. Сельский учитель несет на своих плечах больше ответственности. В огромном пространстве города, среди множества улиц, домов, этажей, квартир и окон человек теряется и его не видно.

В селе ты – как на ладони. Жизнь твоя просканирована со всех сторон. Поэтому в сельской школе помнят учителя, прежде всего, как человека-идеала.

Для многих своих воспитанников Евдокия Иннокентьевна и была идеалом. Она – тот интеллигентный педагог, составляющий  элитарность учительства, которому присущи  непрерывный «труд души», понимание опасности той «духовной расхлябанности», которая сегодня так предательски втягивает в себя современного человека.

Главное в Евдокии Иннокентьевне  – нравственно-психологические и предметно-профессиональные качества.

Первому выпуску Евдокии Иннокентьевны более 50 лет. По - разному сложилась судьба уже немолодых учеников. Но благодарные выпускники никогда не забывают своего Учителя. Звонят. Пишут. Приезжают.

Евдокия Иннокентьевна –  это человек, обладающий умственной порядочностью.  Поэтому и в селе её искренне  уважают.

В селе мы живем одной большой дружной семьей. Наши дома по соседству, мы знаем нужды и проблемы друг друга, мы от души радуемся успехам односельчан, мы всем миром бросаемся на помощь, мы скорбим и смеемся вместе. На селе эта взаимосвязь с учениками  крепче, человеческие качества проявляются ярче. Роль учителя здесь огромна. Не каждый сейчас  может с гордостью сказать: это мое призвание,  я – сельский учитель! Очень хорошо сказала Валентина Кошелева в своем стихотворении об учителе:

«Тетради, культпоходы, совещанья,

Заброшен дом… Мы это вам простим.

Горите вы, путь в завтра освещая,

И факел в вашем сердце негасим.

…Седеющие, с юными сердцами,

Не знающие праздного житья,

Боитесь оценить себя вы сами –

Так вам за жизнь пятёрку ставлю я!...»

О таких учителях теперь говорят: «Люди старой закалки!», значит,  преданные своему делу.

Евдокия Иннокентьевна Медведева (Трофимова) родилась в 1939 году в Нижнем Торее в трудолюбивой крестьянской семье. Родители: Вера Нефёдовна и Иннокентий Григорьевич воспитали достойных, умных, уважаемых и целеустремлённых  детей. Труд учения и ответственности закладывались в семье с детства. Иннокентий Григорьевич прошёл всю Великую Отечественную войну до Берлина, лишь в 1946 году вернулся в родное село. В Торее не так уж много семей, где родители всем своим детям дали высшее образование. А Вера Нефёдовна и Иннокентий Григорьевич Трофимовы выучили двух сыновей и дочь. Илья Иннокентьевич–  единственный в нашем селе сталинский стипендиат, с отличием окончил сельскохозяйственный институт и высшую партийную школу в Новосибирске. Василий Иннокентьевич с отличием  окончил БГУ им. Д. Банзарова и высшую партийную школу в Москве. Будучи студентом, так же получал повышенную стипендию имени Доржи Банзарова. Оба брата достойно работали на руководящих постах.

  Евдокия Иннокентьевна после окончания института приехала на родину дипломированным учителем химии и биологии.  Проработала 48 лет, из них- 28 лет завучем. Это были годы насыщенной плодотворной жизни. Профессионал своего дела, педагог высокого мастерства. Талантливый,  грамотный  руководитель.  Евдокия Иннокентьевна имеет многочисленные заслуженные награды.  Отличник народного просвещения РСФСР, Отличник просвещения СССР, Заслуженный учитель РБ, Ветеран труда. Проработав много лет заместителем директора по учебно-воспитательной работе, Евдокия Иннокентьевна внесла огромный вклад в  развитие образования в селе Нижний Торей.

Методическая работа завуча – процесс многогранный.  Евдокия Иннокентьевна всегда  находила пути совершенствования методической работы в школе. Она работала над формированием  профессионализма учителя, включая в это понятие  не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, его убеждения, установки. Это требовало комплексного подхода к многогранной методической работе.

Залог успешной работы в системе повышения профессиональной компетентности учителя –  это тесный контакт завуча с учителями, четкое представление об их творческих возможностях, человеческих качествах, интересах, стремлениях, профессиональных трудностях. Евдокия Иннокентьевна помогала каждому учителю стать значимой фигурой, овладеть  теми видами педагогической культуры, к которым учитель готов чаще всего только теоретически, она постоянно напоминала, что личность ребёнка формируется личностью самого учителя. И дети старались быть похожими на своих учителей, которые блистали творческими талантами. Много лет надёжным помощником Евдокии Иннокентьевне была Любовь Михайловна Москвитина, работающая организатором воспитательной работы. Слаженная, чётко выстроенная административная  работа обеспечивала высокие результаты Нижнеторейской школы.

  Учитель силён учениками. Есть последователи и у Евдокии Иннокентьевны, кому она привила любовь к учительской работе, а кому - любовь к химии.

Похомова Людмила Георгиевна – директор школы № 35 г.Улан-Удэ; Федотова Надежда Константиновна – учитель биологии, методист РУО; Марков Борис Викторович – врач, Федотов Николай Васильевич- начальник РУО Джидинского района; Дементьева Галина Ифовна - Заслуженный педагог, Ветеран педагогического труда; Чупошева Татьяна Анатольевна –директор одной из крупных школ г.Саратов.

  «Когда деревья были большими…».  С ностальгией вспоминается время пионерии и комсомола…Смотры художественной самодеятельности, хоры, хореография, экскурсии по городам, выставки на ВДНХ, агитбригады,  трудовые бригады, слёты отличников, комсомольские собрания…Эта насыщенная жизнь была лучшим временем в жизни Учителя. Хотя, конечно, и на семью хватало внимания и любви.  Евдокия Иннокентьевна вместе с мужем Михаилом Иннокентьевичем воспитали прекрасного сына Юрия, который  получил высшее юридическое образование и стал прекрасным специалистом.

Уважаемая Евдокия Иннокентьевна! 

Примите поздравления в честь Вашего юбилея!

Ваш труд не опишешь словами,

Ваш вклад в наши души бесценный.

И мы восхищаемся Вами.

Учитель, Ваш подвиг нетленный!

 

Л. Семёнова, учитель Нижнеторейской школы.

Комментарии