22.01.2020
Просмотров: 1247, комментариев: 0

Ёлка - символ рождества Христова

В преддверии празднования Нового года и Рождества Христова в музее «Джидинская народная картинная галерея» проводятся культурно-массовые мероприятия с интерактивными элементами на тему «Гостья нового года – Елка».

Мал кто из нас задумывался почему на Новый год наряжают именно елку. Появление нарядной елки связывают с рождением Иисуса Христа. Предание гласит, что приветствовать новорожденного хотели не только люди, но и весь животный и растительный мир. Они все пришли к пещере, где была Дева Мария с младенцем. Среди чествующих была и маленькая елочка, которая проделала свой путь из северных стран. Елочка боялась зайти в пещеру, она стеснялась, так как у нее нет пышных листьев, крупных, плодов   или ярких цветов, у нее только колючки, которые могли сделать больно младенцу. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ангел-хранитель наблюдал издалека за елкой, он тоже сжалился над деревом и украсил ее тысячами звёзд, елочка возгордилась и привлекла свое внимание младенца, и ангел нарек ель символом Рождества Христова.

Новый год в России стали отмечать 1 января 1700 года по указу Петра I. Он же велел, в подражание голландцам, украшать ворота и двери домов еловыми ветками. Игрушек на этих ветвях не развешивали, а елки ставили в основном на крышах питейных заведений. Первая же елка, украшенная свечами, игрушками и гирляндами, была установлена в Петербурге в 1852 году — считается, что обычай этот завела супруга императора Николая I Александра Федоровна, родившаяся и выросшая в Пруссии. С этого момента наряжать елку на Рождество стало очень модно. Украшениями для елки были  орехи, фрукты, конфеты, печенье.

В 1848 году в Германии был изготовлен первый стеклянный шар – прототип современной елочной игрушки. Долгое время немецкие стеклодувы хранили секреты своего мастерства в тайне, поэтому до XX века елочные игрушки производились только в Германии, откуда их экспортировали в другие страны: Англию, Голландию, Францию, Россию. На рубеже XX века за один стеклянный шар торговцы игрушками просили 20 рублей, а за набор могли взять и 200. И это при том, что за 20 рублей в те времена можно было купить корову, за 200 – дом под Петербургом. Альтернативой дорогим стеклянным украшениям стали ватные игрушки. Их можно было купить в магазине, а можно было изготовить самостоятельно.

В 1925 году в Советском Союзе обычай отмечать Рождество был запрещен. Но вот 28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла статья первого секретаря обкома партии Павла Постышева под названием «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». С этого момента начинается эра советской елочной игрушки. Новый год стал настоящим народным праздником. А игрушки – массовыми. В 1950-1960-х годах открылось сразу несколько фабрик елочных игрушек – в Москве, Ленинграде, Клину, Кирове, Киеве. Появились новинки: игрушки на прищепках. Елочные украшения в эти годы были самые разные. В 1950-е, после выхода фильма «Карнавальная ночь», очень модны стали стеклянные часы, стрелки на которых застыли на «двенадцать без пяти». Во времена Хрущева – фигурки космонавтов и початки кукурузы. А в 1970-е – ракушки, домики с заснеженными крышами, прожекторы и шарики под названием «радиоволны». В 1980-е годы были очень популярны игрушки, созданные по мотивам сказок.

Сегодня елочные украшения – это не только аксессуары, которые служат для оформления новогоднего дерева. Некоторые игрушки являются эксклюзивными и изготавливаются в единичном экземпляре. Эти украшения стоят немалых денег и служат предметом зависти и вожделения многих коллекционеров. Ценными считаются игрушки из тонкого прозрачного стекла, расписанные вручную.

История наряжения елки и изготовления елочных игрушек - объемная и познавательная. Весь этот материал и многое другое представляется нашим юным посетителям в процессе мероприятий, дети и взрослые имеют возможность увидеть игрушки разных времен и поколений, так как большинство их представлены в нашем музее.

 

Анастасия Лапина.

Комментарии