погода
Белеет церковь одиноко
Автор выражает благодарность А. Ф. Ощепкову за предоставление некоторых материалов для написания этой статьи.
Об истории Баян-Хосунской Николаевской церкви можно писать и рассказывать очень много. Судьба у неё была и счастливой, и трагической. Пожалуй, ни одной церкви не сыскать со столь сложной во всех отношениях жизнью. Но прежде чем рассказывать, что-либо об этом храме, следовало бы сначала пройтись по истории возникновения села Баян, где и была возведена эта церковь.
Сохранились сведения о том, что село основали казаки, прибывшие из-за Урала между 1730 и 1750 годами. Позднее сюда были направлены польские ссыльные, наказанные русским царём за многочисленные восстания на родине. Казаки и поляки привезли с собой свою культуру, в том числе возделывания огородов, умение перерабатывать плоды и овощи для хранения их на зиму, а так же загогтовкии и употребления в пищу копченостей, соленостей. Но не это главное, что вывело Баян в число богатых сёл Забайкалья. Ссыльные поляки, привезли с собой семена и секреты возделывания и выращивания табака. Вот эта продукция и стала «золотой жилой» для поселенцев. В то время русло реки Джида находилось ближе к горе Загунцар. А в пойме реки возле самого села располагались богатейшие пойменные луга. Они и стали плантациями для табака. До переселенцев, эта продукция доставлялась в Бурятию из Китая, преодолевала огромное расстояние и стоила соответственно больших денег.. Поэтому более дешевый и хороший табак из села Баян сразу же стал пользоваться спросом у населения. По словам старейших жителей, табака здесь производили до десяти сортов. В октябре-ноябре снаряжались обозы для отправки продукции в соседние волости и в Монголию. Бывало, в ямшину с табаком направлялось из этого села до 40 подвод. Кроме того, новые возделанные поля давали очень хороший урожай пшеницы, овса и ржи. В селе не было «богатеев» и купцов, однако многие крестьяне и казаки жили зажиточно, в том числе и польские окрещённые переселенцы. Это такие семьи, как Правдинские, с ударением на первое «и», Пан-Фединские, Хорошевские, Пшинские, Шринские, Глэдышевские, Селетские. Среди казачества зажиточностью выделялись семьи Ощепковых, Сукнёвых, Кондаковых, Григорьевых, Шишмарёвых. Кстати, самым большим семейством в селе считались семьи Ощепковых. Среди них были не только богатые казаки, но и свящённослужители. Впоследствии польские фамилии трансформировались и стали называться на русский лад. Сейчас потомки тех крестьян носят фамилии Пашинские, Правдины, Панафидины, Хороших, Шарины, Гладышевы. Ещё в 1940 по 1953 год на кладбище за церковью мы, школьники Баянской школы читали на могильных камнях польские фамилии и имена - Юзеф, Феликс, Феофан. Так вот, как раз эти православные зажиточные крестьяне и казаки стали инициаторами строительства каменной церкви. Старожилы понимали, что строить каменную церковь за рекой будет очень накладно. Но деревянные церкви часто горели. Сгорела и первая небольшая Баянская церковь, построенная казаками в 1778 году. И, надеясь на божье милосердие, на помощь верующих, всё же решили рискнуть на строительство каменной церкви, к тому же не маленькой.
В 1789 году было освящено место для строительства и заложен первый камень под фундамент. Впоследствии окажется, что место подобрали самое лучшее. Церковь восстала на возвышенности, была видна издалека, а колокольный звон разносился по руслу реки Джида далеко за пределы Баяна. Строили храм долго, испытывая большие трудности с доставкой стройматериалов.
Многие старики и старушки долго помнили место захоронения первого священника под большой гранитной плитой. Они же постоянно передавали из уст в уста, с какими трудностями возводилась эта церковь, как помогали миряне тем, чем могли. Каждый житель окрестных сёл считал за честь принести на себе или привезти на телеге хоть сколько-нибудь кирпичей. К слову сказать, в селе Капчеранка были построены специальные печи для выделки и обжига кирпичей на церковь. Для того времени путь из этого села до Баяна был не из лёгких. Чтобы доставить оттуда хотя бы один кирпич, надо было приложить немало усилий. А ведь кирпича потребовалось не одна тысяча. Поэтому и доставляли его разными способами, и даже пешком несли в сумах на плечах. Кирпич так же подвозился из Читы, Верхнеудинска и Иркутска на конных подводах. Строилась церковь на яичной кладке, то есть на каждый килограмм раствора требовалось до 10 штук яиц, а вернее, яичного белка, желток же доставался строителям. Конечно, это легло на семьи Баяна и близлежащих поселений. И не было случая, чтобы кто-то отказался давать на строительство куриные яйца. За свой счёт баянцы привозили из городов архитекторов, отделочников и даже художников. Боялись в чём-то ошибиться, сделать не так, как этого требовали церковные каноны и архитектурные правила. Словом, строительство было всенародным. Огромную помощь оказали в возведении церкви ламы Гэгэтуйского и Дырестуйского дацанов. Старики говорили, что Гэгэтуйский дацан выделил не только подводы для доставки лесоматериала, но и часть подготовленного для своих нужд, леса. Дырестуйский дацан помог в покупке некоторой церковной утвари и постоянно оказывал материальную поддержку. Ощутимую помощь оказали церкви Иркутской и Читинской епархий. Большинство икон было подарено верующими других приходов. Но самые дорогие иконы приобретались за наличные в городах Иркутске, Чите и Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) Для этого специально снаряжали отряды казаков при всём обмундировании и оружии. Даже дети хоть в чём-нибудь да помогали строителям. «Храм по кирпичику вырастает, а боженька знает, кто помогает»- так говорили детям далёкие наши предки.
Общая длина церкви без крыльца составляла
Руководил храмом попечительский совет. Например, в 1868 году председателем попечительства был избран отставной зауряд-сотник Шишмарёв, а членами казаки Карпов и Григорьев. Они организовали капитальный ремонт наружного и внутреннего облика церкви, огородили церковное кладбище, увеличили жалование псаломщику до 100 рублей в год. Миссионерами в разное время служили Лука Матвеевич Сукнёв (с 1860 по 1869 гг.), Валериан Громов, Дмитрий Писарев и другие. По сути дела, Баянскую церковь в буквальном смысле этого слова можно было назвать главенствующей, хотя кафедрального звания она не имела. Одновременно храм мог вместить до 500 верующих. А к 1810 году (по данным архива НПЦ) село Баян разрослось и насчитывало около 600 дворов и более 2 тысяч жителей или местных поселенцев, как принято, было называть тогда всё население. К сожалению, имя первого священника осталось неизвестным. Зато в последующем часто встречается фамилия Ощепковых. Например, с 1885 по 1905 год псаломщиком Баянской церкви был Матвей Алексеевич Ощепков. Интересно привести одну запись из архива церкви о добровольном крещении местных бурят. Орфографию сохраняю полностью: «По приказу Его Императорского Величества, предъявитель сего Сартаулова роду ясашный Гонбо Табонаев от роду 19 лет по самоизвольному желанию и усердию сего 1840 года февраля 5 дня Троицкосавского заказа Верхнеудинского округа Баинхосунской слободы Николаевской церкви священником Иоанном Ощепковым в православное исповедание приведён, наречено ему имя Иннокентий. Иннокентия Ощепкова из прежнего состояния поклада исключить и пречислить к христианскому обществу по собственному его избранию и получить трёхлетнюю льготу от платежа всех податей, для чего и дан сей билет при Баинхосунской слободе Николаевской церкви за подписанием моим и приложением казённой печати марта 19 дня 1840 года».
В 1886 году по инициативе тех же миссионеров в центре села Баян была построена церковно-приходская школа. Более чем за сто лет здание сохранилось в первозданном виде и ныне оно перевезено в село Булык. Сохранились так же сведения о некоторых учителях. И среди них была Анна Прокопьевна Лазарева. Она выучила и воспитала немало знатных людей Баяна. В 1936 году по республике прокатилась волна «красных агитбригад». Комсомольцы совместно с отрядами ОГПУ, НКВД «отлучали» от веры всех подряд. Высмеивали тех, кто крестится, ходит в церковь и читает молитвы. Высмеивали-то ещё, куда ни шло. Служителей церкви, просто истязали, расстреливали без суда и следствия, а всю церковную утварь ломали, жгли и разворовывали. Эта волна докатилась и до Баяна. Последнего священника Баянхосунской Николаевской церкви Дмитрия Алексеевича Зуйкова с позором спустили с колокольни и провезли на голом одре телеги по улицам Баяна. По слухам, он был впоследствии расстрелян. Не берусь судить строго тех баянских молодых активистов, которые сбрасывали колокола и кресты с отливающей белизной церкви. Их было шестеро: кто утонул в том же году, кто умер от болезни, кто погиб в первые дни войны. Бог им судья!
Огромное спасибо за статью.
Моя бабушка Серафима была крещена в Церкви , что в Баяне
Потом пришло время запустения, когда Храмы превращали в зерносклады и мастерские
Когда наступило время свободы вероисповедания в начале 90-х годов и в середине 90-х годов стали возникать христианские собрания и церкви.
Храм Христианской церкви был построен и открыт к осени 1997 года по улице Кирова 2, недалеко от почты в селе Петропавловка.
В 2007 году был построен и открыт Новый Храм Православной Церкви.
Свою задачу мы считаем выполненной. В годы возрождения христианства в 90-е годы и 10 лет с 1997 г по 2007 г многие духовно жаждали , получили в подарки Библии, Евангелия, Новые Заветы, духовную христианскую литературу,... во имя Отцаи Сына и Святого Духа.
Ныне мы призываем всех христиан, в том числе и наших прихожан, посещать Православный Храм и приобщаться к Православию!
С уважением Юрий Поддельский, руководитель МРО "Христианской Церкви"
ОБРАЩЕНИЕ О ЕДИНЕНИИ С ПРАВОСЛАВИЕМ протестантов здравых
опубликовано 1441 день назад http://blagoslovi7.mylivepage.ru/forum/126/2299_ОБРАЩЕНИЕ_О_ЕДИНЕНИИ_С_ПРАВОСЛАВИЕМ_протестантов_здравых
Цитата
ОБРАЩЕНИЕ О ЕДИНЕНИИ С ПРАВОСЛАВИЕМ протестантов и евангеликов
Обращение ко всем Христовым душам
и наипаче к соотечественникам и землякам
В этот 2007 год от Рождества Христова - знаменательный единением Русской Православной Церкви из двух разобщённых частей в одно духовно целое,
руководствуясь словами Спасителя Иисуса Христа данные нам в Библии в Евангелии от Иоанна в главе 17:
11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.
…
17 Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.
….
21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, -- да уверует мир, что Ты послал Меня.
22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
23 Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
….
25 Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.
26 И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.
обращаюсь ко всем Христианам в том числе к Евангельским и к Протестантам, в том числе из Забайкалья и из нашей родной Бурятии – к единению с Православием .
Это единение необходимо совершать
- на основании единой веры в Спасителя Иисуса Христа, который пролил Кровь за грехи мира , умер и воскрес по Писанию.
А также
- на основании Библии – богодухновенного Священного Писания;
- На основании веры в Отца и Сына и Святого Духа – Святой Троицы;
- На основании понимания Таинств, в том числе Крещения во имя Отца и Сына и Святого Духа для прощения грехов и Причастия к истинным Телу и Крови Господней во оставление грехов;
- На основании Православного Никейского Символа веры (обязательно без филиокве) :
Верую во единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
И во единого Господа Иисуса Христа, единородного Сына Божия, от Отца рождённого прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, и чрез Которого всё сотворено, сошедшего с небес ради нас, людей, и нашего ради спасения; воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося, и распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, и воскресшего в третий день по Писанию, и вознёсшегося на небеса, и сидящего одесную Отца, и снова грядущего во славе судить живых и мёртвых; Его же царствию не будет конца.
И в Духа Святого, Господа и Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном достойного принять поклонение и прославление, говорившего через пророков.
И во единую Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.
Исповедую единое Крещение во оставление грехов, ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.
Поначалу многое в реформации в средневековой Европе было воспринято в православном мире как должная реакция обновления и оздоровления, как ответ на загнивание западной католической церкви. Но затем реформаторское движение не объединилось с православием. И сейчас сам протестантизм стал загнивать и очень сильно.
Мы же ныне призываем здравые христианские протестантские церкви завершить это единение с Православием в единстве веры . Наша страна – Россия может стать лидером и примером всему миру.
Особенно сейчас, когда появились в мире глобальные ранее невиданные угрозы и новые атаки греха на духовность, нравственность, на Божии устои. Имея патриотические и национальные корни , общую историю , традиции, культуру, мировоззрение
и веру, пронесённую через 1000 лет от времени крещения Руси- призываем к единению. Слышащий – да услышит, видящий – да увидит.
Да поможет нам Бог!
19 декабря 2007 года от Рождества Христова
Подпись: Юрий Поддельский
Бурятия Россия
Комментарии: 1 Просмотров: 267
blagoslovi7
blagoslovi7 Джидинский О ЕДИНЕНИИ С ПРАВОСЛАВИЕМ
575 дней назад Цитата Сообщить о спаме
О ЕДИНЕНИИ С ПРАВОСЛАВИЕМ
Да благословит Спаситель Иисус Христос всеми благословениями тех, кто способствует истинному единству Церкви Божией !
Как настоятель прихода «Прославления Святой Троицы: Отца и Сына и Святого Духа» , как попечитель христианских прихожан по Джидинскому району Бурятии , как руководитель местной юридической христианской организации — я, Юрий Павлович Поддельский, призываю всех верующих во Христа к духовному единению с Православием, к открытому провозглашению единства нашей веры с верой православного народа. В первую очередь это обращение направлено к тем, кто проходил крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа и таинства через нашу Церковь , а таковых более 1000 человек. Все Вы призываетесь к духовному единству с Православием, чтобы свободно и по совести посещать Православные Храмы, православные службы, ходить на исповеди, на миропомазания, и подходить к таинствам. В своё время мы обсуждали это с благочинным (беседы проходили в Улан-Удэ) в 1995-96 годах (тогда ещё в Бурятии не было отдельной епархии) и положительно устно решили вопрос о взаимном признании крещений во имя Отца и Сына и Святого Духа... Ныне в Бурятии уже есть отдельная епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата и призван на служение Владыка Савватий - епископ Улан-Удэнский и Бурятский. Ныне в нашем Отечестве Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл . (Патриарху же Алексию Второму и Митрополиту Лавру искренне пожелаем Царствия Небесного!) Призываю всех верующих к духовному восприятию данных авторитетных православных иерархов , также рекомендую смотреть в день субботний «Слово пастыря» , рекомендую читать Библию в православном синодальном переводе на русский язык.
Публикуемое ниже обращение было лично мною передано в руки православному благочинному по Бурятии Олегу Матвееву в своё время, после знаменательного объединения православных церквей-сестёр! Оно было также опубликовано и в Интернете. Считаю будет хорошо открыто призвать верующих в нашем районе к единению с православием через местную газету.
«Обращение ко всем Христовым душам и наипаче к соотечественникам и землякам
В 2007 год от Рождества Христова - знаменательный единением Русской Православной Церкви из двух разобщённых частей в одно духовно целое, руководствуясь словами Спасителя Иисуса Христа данные нам в Библии в Евангелии от Иоанна в главе 17:
11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. … 17 Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. …. 21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, -- да уверует мир, что Ты послал Меня. 22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. 23 Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. …. 25 Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. 26 И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.
обращаюсь ко всем Христианам в том числе к Евангельским и к Протестантам, в том числе из Забайкалья и из нашей родной Бурятии – к единению с Православием .
Это единение необходимо совершать - на основании единой веры в Спасителя Иисуса Христа, который пролил Кровь за грехи мира , умер и воскрес по Писанию.
А также - на основании Библии – богодухновенного Священного Писания;
- На основании веры в Отца и Сына и Святого Духа – Святой Троицы;
- На основании понимания Таинств, в том числе Крещения во имя Отца и Сына и Святого Духа для прощения грехов и Причастия к истинным Телу и Крови Господней во оставление грехов;
- На основании Православного Никейского Символа веры (обязательно без филиокве) : Верую во единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, единородного Сына Божия, от Отца рождённого прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, и чрез Которого всё сотворено, сошедшего с небес ради нас, людей, и нашего ради спасения; воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося, и распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, и воскресшего в третий день по Писанию, и вознёсшегося на небеса, и сидящего одесную Отца, и снова грядущего во славе судить живых и мёртвых; Его же царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа и Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном достойного принять поклонение и прославление, говорившего через пророков. И во единую Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь. Исповедую единое Крещение во оставление грехов, ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь. ------
Поначалу многое в реформации в средневековой Европе было воспринято в православном мире как должная реакция обновления и оздоровления, как ответ на загнивание западной католической церкви. Но затем реформаторское движение не объединилось с православием. И сейчас сам протестантизм стал загнивать и очень сильно. Мы же ныне призываем здравые христианские протестантские церкви завершить это единение с Православием в единстве веры . Наша страна – Россия может стать лидером и примером всему миру. Особенно сейчас, когда появились в мире глобальные ранее невиданные угрозы и новые атаки греха на духовность, нравственность, на Божии устои. Имея патриотические и национальные корни , общую историю , традиции, культуру, мировоззрение и веру, пронесённую через 1000 лет от времени крещения Руси- призываем к единению. Слышащий – да услышит, видящий – да увидит. Да поможет нам Бог!»
Подпись: Поддельский Юрий Павлович
-----------------------------
В газету Джидинку обращение было передано в 2010 году. Но опубликовано было не в газете не по нашим причинам. Здесь на сайте газеты ТВ-Дубль тоже хорошо ! За что признательны!!
Публикуемое ниже обращение было лично мною передано в руки православному благочинному по Бурятии Олегу Матвееву в своё время, после знаменательного объединения православных церквей-сестёр! Оно было также опубликовано и в Интернете. Считаю будет хорошо открыто призвать верующих в нашем районе к единению с православием через местную газету.
Юрий Поддельский
Публикуемые выше обращения