погода
Дошел с боями до Берлина…
С каждым годом все меньше и меньше остается свидетелей страшной войны XX века, унесшей жизни миллионов людей. О многих из них, участниках Великой Отечественной, писали в газетах накануне Дня Победы. Но самые скромные из ветеранов предпочитали умалчивать о себе. «Воевал, было, да что теперь об этом…» – так ответит порой бывалый фронтовик. И только сохранившиеся награды солдата могут рассказать о его фронтовых дорогах.
Федор Михайлович Плюснин, ветеран войны и труда, немногословен, очень кратко говорит о военных годах. Судя по географическим названиям на его медалях: Варшава, Берлин, за плечами солдата – большой боевой путь. Чувствуется, что он отчетливо помнит те суровые годы, но смущаясь, говорит, что воевал как все, что ничего героического и особенного в его жизни не было.
Родился и вырос Федор Михайлович в с. Боций, учился в Георгиевской школе. В 19 лет в 1941 г. был призван в армию. Служил на Дальнем Востоке, в Приморском крае, на берегу оз. Ханка. 19 марта 1943 г. их часть отправили на Западный фронт, там, в Брянских лесах, готовили наступление. Артиллерийский полк, где он был минометчиком, уверенно шел в бой. Свое боевое крещение Федор Михайлович получил на Курской дуге. Много тогда полегло боевых товарищей, страшно было смотреть смерти в глаза. В 1944 г. его отправили на учебу в Московскую область, это 40 км от Волоколамска, там присвоили звание старшего сержанта. После краткосрочных курсов он вернулся в свою часть и так воевал до конца войны. «С боями мы прошли Польшу, Германию, в составе белорусского фронта дошли до Берлина, – вспоминает фронтовик. – День Победы отмечали в Германии. Маршал Жуков Георгий Константинович с женой приезжал, принимал парад, это я хорошо помню. Когда война окончилась, нас отправили дослуживать на остров Рюген (в Балтийском море, крупнейший остров в пределах Германии, во времена ГДР Рюген был закрытой зоной, где размещался военный контингент), где мы жили в бараках, в лесу. Потом мы приехали в Калининград на конях. Наши части отправляли на работу в народное хозяйство. А я 12 июня 1946 года приехал домой. Бог миловал меня, в госпиталях не лежал.
– Кто из земляков служил с Вами?
– Вместе со мной служили Глеб Михайлович Пашинский, Николай Гаврилович Ощепков, они были в кавалерии, а я – в артиллерии, а демобилизовались все вместе. В 1946 г. я демобилизовался, приехал домой, в Петропавловку. Нас в семье было 6 детей: 4 сестры и два брата. В родительском доме в с. Боций остался брат с семьей. Я приехал к старшей сестре в Петропавловку. Сначала устроился работать инструктором в ДОСААФ, потом 10 лет работал завхозом в санэпидстанции, потом трудился в больнице завхозом. Последние годы работал в ЭТУСе, оттуда ушел на пенсию. В больнице работал 15 лет, больничный комплекс мы строили все вместе.
– У Вас семья, дети, внуки?
– Да, женился я на вдове, хорошая была женщина Мария Николаевна из Желтуры, у нее было 2 детей, ее муж погиб на фронте. Мы прожили с ней 40 лет душа в душу, родилось и двое совместных детей. Вместе мы вырастили четверых детей. К сожалению, теперь ее нет, я живу с семьей внука. Рад, что мои внуки и правнуки все приезжали в прошлом году на мой юбилей. А нынче вот в новый дом мы заехали. Правда, работы еще много, но ничего, внук мой молодец, работящий парень, достроит.
Да, Федору Михайловичу есть что вспомнить и чем гордиться. Солдат Великой Отечественной с честью совершил самое главное дело своей жизни – отстоял независимость страны. И после войны бывший фронтовик продолжал показывать образцы самоотверженного отношения к порученному им делу, о чем говорят знающие его люди. Ведь в деревне так всегда было: если человек хороший, о нем отзываются искренне с уважением и почтительно. Федор Михайлович – герой нашего времени. За боевые заслуги он награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», медалью маршала Жукова. Есть у него и трудовые послевоенные награды. Как хотелось, чтобы Федор Михайлович вспомнил и рассказал еще многое о своей жизни. Но для этого, наверное, понадобился бы не один день. А поговорить ему, наверное, хотелось: было видно, как он оживился, почувствовав к себе внимание… За чашкой чая в кругу семьи, в теплой домашней обстановке продолжилась наша беседа. Чувствовалось, что внук и невестка с любовью относятся к деду. И радостно стало за них и светло на душе от того, что не зачерствели души молодых, как это часто бывает в нашей жизни. И пусть в этом доме, в сказочном теремке, поселится счастье!
А в заключение я всетаки хочу сказать, потому что не могу умолчать. Дорогие наши старики, вы – наша бесценная кладезь, наша надежная защита от всех бед, только вот, к сожалению, понимаем мы это слишком поздно. В этой суматошной жизни у нас нет времени, чтобы выслушать вас, поговорить с вами, записать ваши воспоминания о прожитой жизни, из которой складывается история всей страны. Простите нас за это! И живите еще долгодолго и рассказывайте своим правнукам все то, что живет в вашей памяти.
Таисия Пашинская.
Последние комментарии