04.05.2018
Просмотров: 1684, комментариев: 0

Из глубины веков…

Из глубины веков…

В 1630-х годах под руководством Атаган-Шарайда монголы, проживавшие возле реки Сэльбэни, близ границ Алтан-Хангая, прибыли в наши края. Среди них были крупный начальник по имени Далай хулгэ, Сэхир-батор, Хайха батор, также ламы, имеющие высокий сан. Всего более 40 айл (семей).

Атаган-Шарайда имел двух сыновей. Сыновья имели по три жены каждый. Шесть невесток Атаган-Шарайды родили шестерых сыновей, те стали шестью отцами рода Атаган.

Жены и сыновья первого сына Атагана:

Шаралдай ахай – мать Шарайда  Атагана,

Ухаганта ахай – мать Удагаатан Атагана,

Бэерхуу ахай – мать Бэенхэн Атагана.

Жены и сыновья второго сына Атагана:

Хубита ахай –мать Хутагта Атагана,

Зуггуй ахай – мать Зунэгшин Атагана,

Авалиг ахай  – мать Авангат Атагана.

8 отцов рода Ясанай:

Атаган (Дырестуй, Боргой, Темник, Тамча, Джидинский Енхор).

Сартул (Гэгэтуй, Цагатуй, Нарин Ичетуй).

Хатиган (Тамча, Темник, Селенгинский Енхор).

Узоон (Убур Зоохэй, Нолхон, Селенгинский Енхор).

Гутал (Буумаг).

Олзон (Оронгой, Баянгол).

Сонгоол (Кяхта, кудара, Алтай, Ара Харлун).

Гурбан Табангут (Ичетуй I, Хоронхой II,  Харьяста III)

ххх

О расселении и прибытии в долину Джиды атаганов, сартулов, сонголов и другитх племен необходимо писать . Историю начала Атаган-Дырестуйского дацана  по существующему преданию начал писать к 100-летию Жигмытова Д.Ж. с 2010 по 2018 годы.

О начале отсчета дацана с 1774 по 2014 годы, к сожалению, пока нет данных.  Но 250-летие необходимо отметить в 2024 году в местности «Хужир»  (Голубого Дракона). Многие мои земляки, прочитав в газете  «ТVдубль» и «Джидинская правда»  мои материалы, были очень рады и просят  писать и дальше об истории нашего села.   Хочется поблагодарить за  поддержку зам. главы МО «Джидинский район» Е.В. Кулюшину, председателя Совета ветеранов района К.З. Какуркину, начальника ОСЗН Н.К. Дроздова и специалиста Д. Д. Гомбоеву, директора  районного музея Н.С. Беломестнову, которая неоднократно помогала советами.

К сожалению, не принимают участия в  изучении летописи, истории родного края те люди, которых это касается в первую очередь.

 

Историю родного края должен знать каждый!

Все дальше  уходят годы,  имена и лица людей стираются из памяти.  Но история родного края должна жить в веках, передаваться из поколения в поколение.

Об этом всегда говорил мой отец Доржи Жигмытович Жигмытов, проживший яркую, плодотворную жизнь. Он был непосредственным участником и свидетелем происходящих в стране событий и перемен,  всегда был в числе первых. Он одним из первых вступил в ряды Ленинского комсомола, был секретарем комсомольской ячейки, организатором первой сельхозкоммуны. В дальнейшем он в разные годы трудился на руководящих должностях в райкоме комсомола, МТС, лесхозе, редакции газеты, отделе культуры. По мобилизации  ЦК ВКП (б) был призван в  ряды Красной Армии и служил в политуправлении 17-й армейской группы г. Улан-Батор в Монголии, принимал активное участие в боях на реке Халхин-Гол. Вследствии полученной контузии стал инвалидом, потому во время Великой Отечественной войны не приывался на фронт, а  работал председателем колхоза «Социализм». По его инициативе были собраны средства  на строителтьство танковой  колонны, которая успешно воевала против гитлеровских захватчиков. Также в течение  всей  своей жизни мой отец писал стихи, статьи в районные и республиканские газеты о родном крае, о людях.     

Вот таким уникальным человеком был мой отец,  Доржи Жигмытович Жигмытов. В нашем  селе Дырестуй установлен памятник землякам, среди них – и фамилия моего отца. К сожалению, там допущена ошибка: перепутано имя отца и нет отчества.  Об этом я уже не раз говорил главе поселения.

Б. Жигмытов, с. Дырестуй.

Комментарии