погода
Мгновения прошедших лет
В текущем году наша республика отмечает 350-летие добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства. В связи с этой датой государственными наградами были отмечены сотни людей, прославивших своими достижениями Республику Бурятия. Среди них есть уникальные личности, имена которых неизвестны нынешнему поколению только потому, что они трудятся незаметно, кропотливо и настойчиво, идя к своей цели. О них не пишут стихов поэты, не возносят с высоких трибун. Но они – наша гордость, наша яркая звезда на бурятском небосклоне.
Один из них – Тимофей Петрович Лапухин, ученый - агрохимик, доктор сельскохозяйственных наук. Сегодня он трудится заведующим отделом почвозащитного земледелия Бурятского НИСХ СО Россельхозакадемии, неустанно работая на своих опытнических участках. Как известно, Республика Бурятия расположена в зоне рискованного земледелия, потому здесь, чтобы получить урожай зерновых, необходимо применять научные разработки. Этому вопросу посвятил всю свою жизнь Т.П. Лапухин, уроженец с. Желтура Джидинского района. Сегодня он – видный научный деятель Сибири. Но этот успех и признание пришли к нему, спустя не один десяток лет. Всю жизнь он трудился не покладая рук и своим трудом, своими достижениями в области агрохимии доказал, что человек может достичь больших высот, если будет идти к намеченной цели, несмотря на стоящие перед ним преграды и препятствия. Хотя, конечно, может быть, трудности закалили его и заставили двигаться вперед. И об этом хочется рассказать подробнее.
ДЕТСТВО И ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ
Вероятно, об этой части жизни он вспоминает с тяжелым сердцем, потому и не хочет говорить, т.к. послевоенное детство не баловало детей того поколения. Почти каждый, кто рассказывает о тех годах, с горестью говорит о голоде и холоде. У Тимофея Петровича эта ситуация осложнялась еще тем, что семья жила практически без отца. Мама Тимофея Александра Федоровна старалась изо всех сил, чтобы хоть как-то прокормить четверых детей, дать им достойное образование. Это была удивительная женщина, которая ради своих детей готова была на все. Она работала уборщицей и истопницей в школе, и помимо этого не гнушалась никакой работы, чтобы хоть немного заработать. О маме Тимофей Петрович вспоминает с любовью и нежностью, с глубокой благодарностью: «Моя мама, уроженка с. Желтура, была работящей женщиной. Она всегда говорила мне: «Сынок, я буду ходить белить, мыть, выполнять любую работу, ты только учись. Ученому легко жить на свете». Ее мечта была, чтобы я окончил институт. Помню, у меня не было обуви, кирзовые сапоги в то время стоили 11 рублей. Мама сказала мне тогда: «Если мне сейчас 13-ю зарплату и аванс дадут, купим тебе сапоги…» Но я-то понимал, что у нее еще кроме меня трое детей. И пошел на свалку, принес оттуда сапоги, из которых перекроил себе сапоги и сшил. Отец у нас был сапожником и научил меня, за это я всегда был благодарен ему. Такие сапожки хорошие получились! Я в них на танцы ходил с радостью.
Вот такая была сложнейшая семейная жизнь. Мой брат и 2 сестры после окончания 7 класса пошли в СПТУ. А я окончил 10 классов. Школа была для нас буквально второй матерью, там нас поддерживали всячески: кормили обедами. Иначе мы, наверное, не выжили бы, т.к. у нас была одна картошка. Это была Петропавловская школа № 1, великая благодарность за это всем учителям, добрым людям, за их заботу о нас.
После школы меня отправили на учебу в военное училище. Но это было не мое, хотя я казак по характеру. Меня всегда тянуло к земле. Я хотел стать ученым - агрономом и стал им, считаю, что мечту детства осуществил. Учиться было сложнейшим делом. Чтобы как-то выживать, я работал в свободное от учебы время: развозил белье, разгружал вагоны. Летом на время каникул устраивался водителем в лесхоз, на заработанные 70 рублей покупал себе одежду. Еще мы готовили черемуху, продавали ее. Вот так выживали почти все послевоенные дети.
И мне очень хотелось выучиться и зарабатывать, помогать своим родным, чтобы они ни в чем не нуждались. К сожалению, в жизни не всегда получается так, как хочется. Сестра моя умерла в 1970 году. Когда она болела, я каждый день летал на самолете в Петропавловку, прибегал к ней в больницу. В то время в сельской местности не было в продаже мороженого, и я привозил его.
Во время учебы в институте я встретил удивительную девушку. Это была божественная красавица и умница. И она стала моей женой, матерью моих детей, дочери и сына, а еще хорошим другом. Наверное, в жизни такое редко бывает, чтобы в одном лице удачно сочетались все лучшие качества человека. Считаю, что мне повезло, что моей спутницей по жизни стала Тамара Алексеевна, уроженка с. Шигаево Кабанского района. Ее тоже не баловала жизнь, в ее семье было 6 детей, которые также рано познали тяжелый крестьянский труд. В 1970 г. я окончил БСХИ с получением диплома ученого агронома со специализацией «агрохимик-почвовед». Полтора года работал агрономом отделения Кабанской птицефабрики. В 1971 г. перешел в Бурятскую станцию химизации на должность агрохимика, переехав в с. Иволгинск Иволгинского района. Но мне страшно хотелось учиться и я поехал в Москву. В то время у нас была маленькая дочь. Было, конечно, нелегко, но я поступил в аспирантуру им. Прянишникова. И жена всегда старалась поддержать меня, за что я благодарен ей.
Большую роль в моей жизни сыграл доктор биологических наук, профессор, академик Российской академии сельскохозяйственных наук Г.П. Гамзиков. С Геннадием Павловичем я познакомился на защите моей кандидатской диссертации в г. Москва в 1980 году. Он был моим главным оппонентом. Тогда я понял, что встретил человека доброй души – глубокого знатока агрохимии сибирского земледелия. Применение этих знаний на практике позволяет разумно, экономично использовать промышленные азотные удобрения в земледелии Сибирского региона. При этом каждый килограмм азота позволяет получать дополнительно по 10–15 кг зерна. Разработанные Гамзиковым градации обеспеченности растений азотной пищей широко используются сегодня в сельскохозяйственных предприятиях Сибирского земледелия.
Огромную помощь оказал мне Геннадий Павлович при подготовке моей докторской диссертации, за что мне хочется выразить ему глубокую благодарность этими строками: «Учитель мой, молясь твоей благословенной тени, позволь пред именем твоим смиренно преклонить колени!». Большую лепту в мой успех внесла и супруга Геннадия Павловича Ольга Ивановна, низкий ей поклон.
В 1980 году я защитил кандидатскую диссертацию на тему «Влияние азотных удобрений на урожай и качество яровой пшеницы на каштановых и серых лесных почвах Бурятской АСССР». В диссертации представлены результаты изучения эффективности возрастающих доз удобрений в зависимости от фосфорного и фосфорно-калийного фона в условиях степи селенгинского среднегорья и лесостепи Прибайкалья. Мне удалось установить высокое последствие азотных удобрений, определить экономически выгодные нормы внесения удобрений, показать значение азотного удобрения в повышении качества зерна яровой пшеницы в условиях Бурятии.
После защиты кандидатской диссертации меня пригласили на должность заведующего лабораторией агрохимии и плодородия почв Бурятской НИИ сельского хозяйства СО РАСН, где я трудился до 1999 года. А затем возглавил отдел почвозащитного земледелия.
На протяжении почти 20 лет в условиях стационарных опытов много внимания уделял изучению эффективности систем удобрения в севооборотах на каштановой почве и в 2000 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Система применения удобрений в полевых севооборотах на каштановой почве сухой степи Забайкалья». В 2002 году по предложению руководства РБ я работал заместителем министра сельского хозяйства по растениеводству и механизации. В этой должности до 2007 года уделял много внимания внедрению наукоемких технологий в земледелии, повышению плодородия пахотных земель Республики Бурятия, а также продолжал исследования в стационарных опытах Бурятского научно-исследовательского института сельского хозяйства. Работал заведующим отделом земледелия при Л.В. Потапове, отработал с ним 5 лет. Обо мне Леонид Васильевич говорил, что я единственный, кто хорошо «читает землю». Практически мы начали внедрять новую систему земледелия. Ведь без обновления новейшей техники и применения новых сортов селекции бурятской НИИСХ поднять земледелие в Бурятии мы не сможем, т. к. это особая зона, она требует тщательного ухода, как за ребенком, и тогда будут хлеб, корма, но все это должно быть на научной основе.
В Джидинском районе я отработал 10 лет, с 2000 года. А вообще объехал все, кроме северных, зерносеющие поля, начиная с Курумкана до Кижинги, от Закамны до Еравны.
В Иволге я живу и работаю с 1971 года, работаю в НИИСХ. Мы засеваем ежегодно 4 поля по 8 гектаров, собираем урожай, проводим исследования. Вместе со мной работают 4 лаборанта, в том числе мой сын Алексей. Ведем четырехпольный севооборот: пшеница, овес, овес, зерносенаж. Здесь у нас научный стационар, который ведется с 1967 года, там изучают продуктивность растений, плодородие почвы, как изменяются технологические процессы, которые широко внедряются в сельскохозяйственное производство республики. Это очень важно, ведь чтобы сохранить урожай, нужно сохранить плодородие в первую очередь. Не случайно говорят: голодное растение – голодный человек. Поэтому поле должно быть плодородным. Как сохранить плодородие, какими приемами, чтобы оно всегда было урожайным, в любой год. Этими вопросами мы и занимаемся, внедряя научные разработки. В нашей зоне рискованного земледелия нужен особый подход, научный. Важно знать, когда посеять, какие сорта, на какую глубину, какой осуществлять уход за посевами. К примеру, в период засухи удобрения влияют отрицательно, все сгорает и хлеба может не быть.
Все это огромная работа селекционера, который на один сорт тратит жизнь в 20 лет. Я занимаюсь вопросами земледелия: как пахать, как сеять, какие удобрения и средства защиты применять эффективнее. Сложность заключается в том, что засуха из 10 лет 8 бывает ежегодно. Надо суметь к ней приспособиться, использовать летние дожди, все точно рассчитать до миллиметра.
ГОВОРЯТ КОЛЛЕГИ
В диссертации Т.П. Лапухин на основании многолетних исследований внес важный вклад в решение народно-хозяйственной проблемы по регулированию плодородия и продуктивности каштановых почв. Им получена новая информация об особенностях действия минеральных и органических удобрений при длительном систематическом их применении в севооборотах (1967 -1997 .г) автор выявил факторы, ограничивающие эффективность культур в севообороте. Для условий сухой степи Забайкалья Тимофей Петрович решил ряд других важных агрохимических задач. А именно: изучил гумусное состояние, азотный, фосфорный и калийный режимы каштановых почв при различных системах применения удобрений в севооборотах и дал теоретическое обоснование приема рационального использования удобрений; определил баланс питательных веществ в севообороте при различных уровнях насыщения удобрениями; установил коэффициент использования растениями элементов питания из удобрений и количественные параметры общего выноса и затрат азота, фосфора, калия на создание единицы продукции.
Под руководством Т.П. Лапухина подготовлен раздел «Система удобрений в «системах земледелия РБ» (1982, 1989 гг.), «Системы ведения агропромышленного производства РБ» (1986 г), а также рекомендации «Зерновое поле Бурятии» (2002 г), «Стратегия и тактика полевых работ в земледелии Бурятии» (2006 -2008), «Производство зерна, кормов, картофеля, овощей в Бурятии» (2009), им издана монография «Научные основы системы земледелия в РБ» (2008).
Тимофей Петрович опубликовал более 50 научных работ. Он является соавтором следующих наиболее важных публикаций: «Действие минеральных удобрений на урожай яровой пшеницы в степной зоне Бурятской АССР (Агрохимия, 1977 г.), «Действие минеральных удобрений на урожай яровой пшеницы в лесостепной зоне Бурятской АССР» (Агрохимия, 1979 г.), «Эффективное использование удобрений в земледелии Бурятии» (Новосибирск, 1988 г), «Эффективность удобрений в полевом севообороте на каштановых почвах Забайкалья» (Агрохимия, 2005 г.), «Влияние длительного применения удобрений на свойства почв и урожай» (Омск, 2008 г).
Заслуги Тимофея Петровича оценены по достоинству. Лапухин - заслуженный работник сельского хозяйства РБ, награжден Почетными грамотами президиума СО Россельхозакадемии (1995, 2005), министерства сельского хозяйства РФ (2005), Народного Хурала РБ (1999 г.), медалями имени И.И. Синягина и «40 лет Сибирского отделения Российской сельскохозяйственной академии» (2011 г.). Кстати, накануне нашей встречи Тимофей Петрович получил из Москвы 2 тома книги «Агрохимия на рубеже 21 века», где собраны все ученые, так вот там написано: «Среди ученых агрохимиков Бурятии видное место занимает доктор Тимофей Петрович Лапухин».
Вот, казалось бы, и все, что можно рассказать очень кратко об удивительном человеке, выходце из нашего села, выпускнике ПСОШ № 1. Это яркий пример неиссякаемой энергии, стремления к совершенству и достижению цели, к желанию быть нужным своей родине. Казачий род Лапухиных шел со времен Петра 1. Когда их сослали в Тюмень, они приехали в Петропавловку, как говорит Тимофей Петрович, «в древе жизни я – 6-й».
ИЗ РАССКАЗА ОДНОКЛАССНИЦЫ
Ольга Павловна Дунаева, одноклассница Т.П. Лапухина, также рассказала о детских и юношеских годах ученого.
– Мы были детьми послевоенных лет, и этим, наверное, все уже сказано: голод, холод, нищета преследовали почти каждого из нас. Тимофей пришел в наш класс уже в 3 классе, нас из 3 классов осталось всего 23 человека. 4 года семья Лапухиных жила в Баяне, там учителя по полгода не было, потому он учился очень слабо. Жили они очень бедно. Их мать тетя Шура одна воспитывала 4-х детей, работала буквально от зари до зари.
Встречаясь вместе, мы вспоминаем наше голодное детство: выживалимы, наверное, за счет купчи, это была жареная пшеница. Дети из крестьянских семей поджарят ее, набьют карманы. Очень вкусная была. Еще из дома мы приходили с хавушкой, так называли кусок хлеба. Но, несмотря на голод, мы были озорными, не унывали никогда. Ходили мы все в телогрейках, в кирзовых сапогах. Но это было по тем временам нормально. Главное для нас была учеба и работа. А какая жажда к знаниям была у Тимофея! Он занимался настойчиво и терпеливо. Анна Николаевна Таракановская, у которой мы были первыми старшеклассниками, очень удивлялась его упорству. Оценки нам ставили жестко, без поблажек, может, потому и знания были прочными. Мы были очень активными и инициативными: пилили дрова, зарабатывали деньги для школы. Помнится, купили шторы в класс. В первом и втором классах нас учила Лидия Семеновна, потом Татьяна Ивановна Комарь. В те годы было очень много приезжих учителей, менялись они часто.
А еще у нас была развита художественная самодеятельность. Очень радовались мы, когда на немецком языке ставили «Золушку». Танцевали вальс, краковяк, польки. С нетерпением ждали начала учебного года, хотя нашему поколению приходилось очень много работать. К примеру, с пятого класса картошку копали, уезжая на житье на неделю, спали на нарах, веточный корм готовили, кошары чистили, долбили глыбы в зимнее время. Также мы делали кирпичи, работая в местности Боргой Сталин, там был маленький завод. Строили фильмотеку под руководством трудовика Николая Павловича Вершинина. 24 дня в летнее время работали. Жара, солнце печет. Так мы выматывались, очень уставали, заливая фундамент и стены до потолка ложили. Кроме того, всем классом работали на стрижке овец. В общем, есть что вспомнить. И что интересно, наши парни были очень активными и работящими. И никто из ребят никогда не сказал, что не пойдет куда-то работать. Класс у нас был очень дружный. До сих пор мы так идем по жизни, поддерживаем связь.
Тимофей Петрович с шутками и песнями был заводилой всех дел. Будучи очень энергичным и деятельным, много занимался художественной самодеятельностью, спортом. В школьные годы он был членом сборной команды по футболу, выезжал на различные соревнования, неоднократно занимал первые места по пулевой стрельбе. А его артистичность и инициативность не знали предела: сценки, песни с его участием всегда воспринимались на «бис», он был любимцем публики, постоянно выезжал с концертами в составе агитбригады. К тому же, он играл на баяне, выступал с концертами на животноводческих точках и полевых станах во время уборочной страды. Также он играл на трубе, пел, фотографировал. Мы вместе печатали фотографии, у нас было их очень много. В школе как-то была выставка, где они потерялись.
А когда мы были студентами, переписывались все. Иногда по 15-20 писем приходило. Вот такой была наша молодость. Это было голодное, но очень счастливо время.
Вот такие яркие воспоминания из жизни выпускников ПСОШ № 1 1961 года. Эти люди, словно живые боги, творят на земле чудеса, озаряя путь невидимым ярким светом. И мне от всей души хочется пожелать им крепкого сибирского здоровья, чтобы они еще долго-долго дарили свою любовь родным и близким, делились неисчерпаемыми знаниями с новым поколением.
Таисия Пашинская.
Последние комментарии