30.04.2020
Просмотров: 823, комментариев: 0

ОДА НАСТОЯЩЕЙ УЧИТЕЛЬНИЦЕ

В текущем году  нашей школе,  МАОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа № 1», исполняется 125 лет. Празднование юбилейной даты будет отмечаться 20 июня. В рамках юбилея школы мы начинаем публикацию материалов об учителях, и в первую очередь, конечно же, о ветеранах педагогического труда, посвятивших свою жизнь школе и ее ученикам. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей  статью выпускницы Петропавловской школы Ларисы Лабарововй, опубликованную в газете «Буряад Унэн» 13 июля 2015 года.

Так случилось, что в шестом «а» классе Петропавловской средней школы Джидинского района в 1962 году мы обе оказались новичками: Галина Никифоровна Якимова - в качестве классной руководительницы, я - ученицы.

В те времена во всех школах «ашки» (классы на букву «а») по сути были элитными, костяк учащихся составляли местные девчонки и мальчишки. Случайно то получалось или нет, но в «а» классы попадали в большинстве своём дети с  приличной поведенческой репутацией и тягой к учебе. Соответственно, и руководству классом внимание уделялось особое. Мне, примерной ученице, «въехать» на колесиках авторитета Нижнеторейской средней школы -  тогда одной из лучших в республике - в коллектив Петропавловской «ашки» оказалось не так несложно, как думалось.

 

В ПЕРВЫЙ РАЗ - «МАМОЙ-ПАПОЙ» В ШЕСТОЙ «А» КЛАСС

Даже теперь, десятки лет спустя, считаю, Галине Никифоровне пришлось намного трудней. Всю осень класс и вслух, и втайне страдал по прежней классной руководительнице Валентине Даниловне Посошковой, выехавшей по личным обстоятельствам в Зауралье. Не было перемены, школьного вечера, чтобы кто-то  из одноклассников не упомянул имя этой замечательной учительницы, за короткое время  крепко покорившей  «ашек» любовью, походами, песнями у костра,  прочими затейливыми выдумками на темы весёлого и полезного досуга.

  Скромную, с негромким голосом новую классную избалованные «ашки», чувствовавшие себя осиротевшими, поначалу демонстративно не замечали, игнорировали. Но вскоре даже самые упертые и, казалось, безутешные, стали замечать, что особо-то жизнь класса не обеднела, занимательный досуг с увлекательными играми, спектаклями, танцами-манцами, играми продолжается. Он  даже стал разнообразнее, к его организации подключились преподаватели русского языка Анна Николаевна Таракановская, немецкого - Валентина Владимировна Сафронова, позже - замечательные пионервожатые, учителя пения, рисования.

  Благодаря стараниям Галины Никифоровны в классе появились группы занимающихся в кружках по интересам, обрели популярность внеклассные часы. Вначале с каким неудовольствием принимали мы объявления с просьбой остаться после уроков! Думали, опять - разборки, поучения, наставления.

И вдруг - интереснейшие рассказы из близкой жизни,  о незаурядных людях, современниках с необыкновенной судьбой, любопытнейшие истории из брошюр, газет, журналов... Ш. Карапетян, В. Гаганова, Т. Ахундова, герои войн и тыла, легендарные разведчики Николай Кузнецов и Рихард Зорге, пионеры - герои Зина Портнова, Марат Казей, Володя Дубинин, мужественные покорители небесных просторов  Мересьев, Кожедуб, Покрышкин, Гагарин... Все, как живые, представали перед нами на классных часах.

На них охотно делилась с нами своей любовью к научной фантастике  замечательная подруга Галины Никифоровны, друг нашего класса, учительница немецкого языка Валентина Владимировна Сафронова. Лучшие фрагменты из произведений А.Толстого, В.Беляева, И.Ефремова, А.Азимова, Р.Бредбери, которые она зачитывала на внеклассных встречах, открывали нам чудный мир приключений и фантастики.

Не забыть волшебных рассказов о музеях, художниках, об их творчестве, которыми по осени щедро потчевала нас учительница литературы и русского языка, другая приятельница Галины Никифоровны - Анна Николаевна Таракановская. Любительница путешествий, она почти каждое лето совершала туристические поездки по городам СССР, кажется, побывала во всех примечательных уголках Советского Союза, благо, тогда это было учителю вполне по карману, а по возвращении, скрашивая наши послеканикулярные дни, обязательно делилась с нами своими впечатлениями от экскурсий, новыми познаниями. На эти интеллектуальные посиделки любили заглядывать другие преподаватели, свободные от уроков.

Позже, уже взрослыми, бывая в других городах, мы, юные слушатели вдохновенных рассказов Анны Николаевны, в первую очередь стремились к посещению тамошних музеев, творческих мастерских художников.

Знакомство с Москвой начинали с литературных музеев и, конечно же, с Третьяковки, Пушкинки, с Ленинградом - с Эрмитажа, а в Прибалтике стремились попасть «на Чюрлёниса».

 

 

ТОЛЬКО СЕЙЧАС ДОШЛО ДО НАС, КАК НАМ ПОВЕЗЛО

Недаром говорят: большое видится на расстоянии. Только  по прохождении энного, часто довольно длительного отрезка времени оказываешься в состоянии начать адекватно достоинству оценивать значение в своей жизни школы, учителей. Постепенно, в меру великости задачи пытаешься охватить, понять всю огромную силу терпения, любви к ученикам, своему делу со стороны школьных учителей, которые наряду с родителями, дополняя, а подчас из-за обстоятельств, и заменяя их, готовили,  вводили тебя в большую, самостоятельную жизнь.

   Чем дальше от школьного порога уводит течение жизни, тем больше у тебя  возможности  узреть, призадуматься, разобраться, что есть в твоей жизни школа, учитель, воспитатель, пестователь, профессионально обученный архитектор человеческой жизни. А если этот учитель, как говорят, Богом поцелован - наделен природным даром душевности и ума -  уж тут и не передать словами, как повезло его ученикам! Не только им - всем, кому посчастливилось находиться просто рядом. Именно из таких учителей получаются настоящие классные руководители, те самые архитекторы, лепщики, строители личностей. Этакие школьные мамы-папы в одном лице. Замечательные учителя-предметники - тоже люди штучные. Но ими можно стать. При способностях, усердии, любви к своей науке. Поэтому и в школах их, слава Богу, встречается немало. А вот истинным руководителем класса нужно родиться. Потому таковых среди педагогов гораздо меньше.

   Одной из таких редких натур является Галина Никифоровна Якимова, в девичестве - Ипатьева. Её, уроженку села Нюки Кабанского района, в нашу Джиду направило само Провидение, не иначе!.. 

  Третий ребенок в крестьянской семье, она появилась на свет 11 марта 1934 года. Отец рано ушел из жизни. Хорошо, что заботу матери о троих детишках разделили дед и бабушка. А тут еще нежданно-негаданно для тихой сибирской глубинки нагрянула война. Великая Отечественная...

  Шестилетняя Галя и её брат наравне со взрослыми работали в колхозе. Полные дни, без скидок и выходных. Садили, пололи-поливали  огород, растили морковь, капусту, огурцы для фронта, пасли коров и телят. Самым желанным блюдом для ребятни в ту пору был жареный на железном листе репчатый лук. Хлеб на долгое время стал редчайшим деликатесом, считанными кусочками появлявшимся пару раз в году.

 Мама ненадолго пережила военное лихолетье, умерла, когда Гале, младшей дочурке, исполнилось одиннадцать лет.

Девочка осталась на попечении старшей сестры Тони, деда Володи и бабушки Дарьи.

Для охочей для чтения любознательной Гали школа стала вторым родным домом.

 

 «ВОЙНА ОТНЯЛА ПЕСНИ У

ПЕРВОКЛАШЕК...»

Вот как рассказывает о своём детстве и юности сама Галина Никифоровна:

  «Четыре класса заканчивала в родной деревне. В 1942 году пошла в первый класс. Училась легко, любимым предметом  была математика, самым почитаемым и уважаемым из учителей - ну конечно, математичка Анжелика Иннокентьевна Хабаева. Закончили  четыре класса семь человек. На переменах пели песни. Всю первую четверть первого класса... Потом в деревню пошли похоронки. И песня ушла из школы. Не вернулась до сих пор. И поныне ругаю войну: отняла  песни у детей...

  Мы жили напротив школы. Совсем  тяжело стало семье, когда умер отец – Никифор Владимирович. Умер, можно сказать, по нелепой случайности. Появился чирей на спине. В больнице разрезали - занесли инфекцию. И осталась мама, Евдокия Абрамовна Бурдуковская, одна с тремя детьми. Алексею - семь, Тоне - пять, мне - годик... Я отца не помню. Говорили, грамотный был...

В войну жили тем, что со своего огорода снимали: картошкой, луком. Вся деревня так жила. Хлеба не было. Всё, что с колхозных полей собирали, отправлялось на фронт. Чтобы семью одеть, обуть, хлеба раздобыть, женщины с огромным мешком картофеля шли пешком пять километров до железнодорожной станции. Как мы, девчонки, радовались, когда однажды двоюродная сестра Наташа четыре ведра картошки выменяла  нам на марлевые, правда, подрубленные, платочки! Еще мы на станцию Дивизионная в Улан-Удэ ездили менять лук на хлеб. За полмешка лука давали одну булку хлеба. При этом нам строго-настрого запрещалось хлебушек до дома трогать, даже малость отщипнуть не имели права... Но не голодали! По 90 мешков картофеля с приусадебного участка собирали.

А в школе учебники от брата и сестры выручали. Тетрадок не было, писали прямо на книжках. Иногда даже на полях произведений В.И.Ленина. Совсем ведь еще несмышленышами были, нужда заставляла...

Брат Алексей, 27-го года рождения, всё пытался сбежать на фронт, но его быстро отлавливали. Третья попытка почти удалась - его поймали на Урале, определили там на завод. В армию попал уже после войны, служил на севере.

Приехал домой, женился, разошлись с женой... Когда его дочь осталась без матери, мы с Сашей решили забрать малышку к себе. Так у нас в семье появилась еще одна дочка - Леночка. Но это я  вперед забежала...

 Когда  училась в пятом классе, умерла мама. Я осталась с бабушкой, дедушкой и с сестрой Тоней. Когда  училась в девятом классе - умер дедушка, через год ушла из жизни бабушка... Остались с Тоней вдвоём. Потом Тоня вышла замуж, стала жить в Кабанске. Я поехала в Улан-Удэ, поступила в Учительский институт имени Доржи Банзарова, на естественно-географическое отделение. Жили мы с девчонками в общежитии, на четвертом этаже, в 64-й комнате, восемь человек, спали по двое... Рай после общежития за виадуком, где стояло 23 кровати в коридоре, десять – по одну сторону, тринадцать - по другую. А ведь жили дружно, учились с прилежанием!»

 

ДЖИДУ ЕЙ ПРИСВАТАЛО САМО ПРОВИДЕНИЕ

 «Не заметили, как стали дипломированными специалистами. Наше трудоустройство правильнее было бы назвать не распределением, а разбирательством. В институт наезжали комиссии, решали - кому куда, где какой учитель надобен. Мне выпало ехать на станцию Джида Джидинского района.

И школы-то как таковой там не оказалось! Просто двухэтажное здание, наверху - жильцы, внизу - пара-другая комнат под классы. В них - пусто, ни одной парточки (5-6-7-е классы впервые были переведены в соседнее село Дырестуй). Кое-как обжились. Учеников с первого по четвертый класс  набралось человек пятнадцать. Дети пристанционных железнодорожников и военнослужащих.

 Проработала год. Следующей зимой вызвали на районную конференцию в Петропавловку. Местные учителя обули валенки, надели тулупы. А на мне - осеннее пальто, резиновые боты. Январь, зима в самом разгаре, мороз лютует... Пока три часа добирались до Петропавловки, едва целиком в ледышку не превратилась... Увели в ближайший учительский дом - к Трутневым. Еле сняла боты, оттерли ноги, с сильнейшей простудой отправили в город  лечиться. Слава врачам - начисто «вымели»  хворь, окончательно оздоровили в санатории.

Но куда выписываться? Ни квартиры, ни родных, чтобы приютили.

          Поехала в Петропавловку. Там нашлось место в вечерней школе, а вскоре перевели в дневную. И на квартиру коллеги определили, к старикам Якимовым - брату и сестре, на Комсомольскую улицу, край Петропавловки, где стояли одни парники, 15 штук.»

 

ПРИГРЕЛИ БУДУЩУЮ НЕВЕСТКУ

У Исаака Федоровича и бабушки Пелагеи был опрятный и довольно просторный дом. Жили вдвоём в ожидании сына и племянника Саши, который отбывал  в армии сверхсрочную.

Когда через год Александр вернулся, в празднично прибранном отчем доме солдата радостно встретили трое - мама, отец и тонкая русоволосая красавица с ласковой улыбкой на лице. Оказалось, сами того не ведая, старики пригрели в доме будущую невестку. Скромный парень с первого взгляда влюбился, хотя виду далеко не сразу подал. Да и девушке  Саша с первого раза приглянулся. Пригожий молодец, косая сажень в плечах, вежлив, видно, что воспитан в строгих правилах. Молодые, не торопясь, сдружились. Через пару-тройку месяцев, согласно времени и воспитанию, к большой радости стариков, поженились.

В счастье и согласии Галина Никифоровна и Александр Исаакович живут вместе уже 57-й год! (прим. 2015 год)

Со школьных лет у нас осталась привычка -  забегать на огонёк к Галине Никифоровне. И всегда она встречает нас как ожидаемых гостей. Хорошая хозяйка, потчует свежим чаем, необычайно вкусными вареньями, печеностями, свежайшим творожком со сливками...

Мы, сельские девчонки, знающие почём фунт деревенского быта, удивлялись про себя: вечера ли в школе готовим, стенгазеты рисуем, заседаем или макулатуру собираем, к очередной экскурсии готовимся или деревья на Шулюке сажаем - Никифоровна всюду с нами. Да еще успевает географию не только у нас - во многих классах вести, а дома - огород, цветники кругом на подоконниках и во дворе, к тому же  живность всякая: коровы, теленок, куры, собака, котята... Плюс дети, муж, старики...

Когда же Галина Никифоровна повсюду поспевает? Откуда в ней столько терпения, доброжелательности, готовности всегда и каждого, даже самого отвязного шалопая выслушать, встречать наши шумные выходки немым укором в глазах вместо крика?

Только сегодня с житейским опытом приходит ответ: дело не только в личной организованности нашей учительницы, а в атмосфере большой любви, что её везде окружала, и которую генерировала собственная её природа. Она всегда любила школу, учеников, свой предмет и умела и умеет дружить. И домашним её тепла и внимания хватает... 

Правда, в отличие от нас, бесшабашных школьных дуралеев, порой достававших её большими и малыми проказами, дома Галину Никифоровну всегда понимают, любят и берегут. Прежде всех и больше всех - все-таки положение обязывает, –  Александр Исаакович.

Сдержанный, немногословный на людях, всегда готовый при необходимости подставить надёжное, сильное плечо. Кормилец немаленькой семьи, человек занятой, инженер, «общающийся» с механизмами на «ты», вернувшись с работы домой и застав жену, увлеченно беседующую с учениками, мог, незаметно прихватив подойник, выскользнуть во двор - подоить заждавшуюся вечерней дойки корову.

С рождения росшие в атмосфере доброты, уважения, неброского, но глубокого взаимообожания, которое нет-нет даже сегодня  почувствуешь при общении со старшими членами семейства, дети Люся, Вова и Лена тоже стали достойными людьми, порядочными, чуткими, работящими. Они нежно заботятся о родителях. Подрастают внуки. С ними мы еще не успели познакомиться, но уверены, что и они станут приверженцами семейных традиций Якимовых, под которыми мы, ученики Галины Никифоровны, подразумеваем все лучшие проявления человеческих качеств,  о каких только знаем,  особо выделяя из них добропорядочность.

 

МИССИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

НЕ ВСЯКОМУ ПО ПЛЕЧУ

В повествовании о Галине Никифоровне не случайно главный акцент сделан на воспитательной стороне её педагогического и человеческого таланта. Ведь воспитание в школьном возрасте является очень важным элементом в формировании личности. И далеко не каждому педагогу, будь он хоть трижды талантливым предметником, эта ответственная миссия по плечу. К сожалению, сегодня в некоторых школах на воспитательную составляющую педобразования стали смотреть сквозь пальцы, пустили дело на самотёк, с облегчением вверив его семье, улице. Точно так же, как госслужащие самоосвободились от бремени  ЖКХ, передоверив судьбы жильцов частным кампаниям, что ввергло отрасль в долгоиграющую неразбериху, а сообщество бедных жильцов - в невольников последней. Только в этом сравнении опасность потери ведущей роли воспитательных функций в школе для общества несоизмеримо грозней  по последствиям.

А настоящему учителю воспитующая роль классного руководителя  отнюдь не обуза,  наоборот - стимул для более полной самореализации. Весь многолетний опыт педагогической деятельности Галины Никифоровны - тому подтверждение. Она - один из лучших географов не только в республике - на всём огромном пространстве бывшего Советского Союза.

Вспомним, сколько прекрасных учителей - предметников работало в Петропавловской школе в 60-70-х годах! Благодаря им неказистое деревянное строение, в котором тогда располагалась наша альма-матер, превратилось в настоящий Дом знаний - теплый, родной, манящий. При воспоминании о школьных временах в памяти тут же всплывают образы замечательных учителей: русского языка и литературы - Анны Николаевны Таракановской, всегда подтянутая, со вкусом одетая, с пшеничной косой - короной на голове - казалось, она сошла с холстов самого Венецианова, творчеству которого посвятила очередную из своих лекций - поэм о российских художниках; математики - Елизаветы Михайловны Баранниковой - сухой, педантичной, но глубоко знающей предмет преподавания, неподкупной; её коллеги - Ричарда Амановича Афанасьева, с чьей подачи математические задачи, геометрические конструкции и теоремы вдруг оживали, обретали объёмы и краски, помнится, как весь класс затихал, завороженно наблюдая за жестами, перемещениями по-кавказски темпераментного Ричарда Амановича. Настоящий мачо и в жизни, и на учительском «подиум» - классе, он ярким метеором пролетел по школьной жизни, оставив неизгладимый след в нашей памяти.

Поистине волшебным умением массово увлечь своей наукой, многим из учеников, особенно девчонкам, казавшейся труднодоступной, потому малоинтересной, обладали наши преподаватели физики: по-мужски строгий и немногословный, но очень доступно изъяснявшийся на учебные темы, Георгий Николаевич Зайцев; невозмутимый, дотошный, находчивый изобретатель симпатичных домашних карточек-заданий Даши Сынгеевич Бадмаев. Влюбленный в свой предмет и досконально владеющий ораторским искусством, мастер живописных речей о химии, физических и органических элементах и процессах, видимо-невидимо бурлящих на полях этого всеохватного могучего царства, сам иногда напоминавший одного из тамошних божков - управленцев таинственной магии химических преображений, Дмитрий Николаевич Муруев. Наши проводники в мир флоры и фауны - яркая и улыбчивая оптимистка Анна Михайловна Плахина, мужественная и терпеливая Клавдия Николаевна Пашинская, гиды  хождений в  историю - Лидия Степановна Шатуева, Павлина Сергеевна Бадиева, прекрасные преподавательницы немецкого Валентина Владимировна Сафронова, Валентина Сергеевна Лысова. Владимир Дамбинимаевич Дамбинимаев - физик, знаток электричества, любитель туризма, с которым наш класс отшагал пешком от Петропавловки до скалистых берегов Байкала, Николай Павлович Вершинин - трудовик... Люди, благодаря которым мы впервые осязательно, своими руками нащупывали связь механистической теории с практикой. За отличную заботу о нашем здоровье надо сказать отдельное большое спасибо  физрукам Виктору Николаевичу Шишмарёву, Александру Дмитриевичу Сюсину.

А сколько имён прекрасных педагогов нашего времени остаётся там, за бортом других классов: «б», «в», «г», «д»?

Да, были люди в наше время! Надеемся, и нынешнее поколение учащихся Петропавловской средней школы №1 сможет с такой же благодарностью отзываться о своих учителях.

 

А НА ЕЁ УРОКАХ ДЫШАЛ

СВЕЖЕСТЬЮ ПАМИР

Но и на том звездном фоне мастеров педагогики одной из самых ярких, нетускнеющих светил  учительской Джиды была, есть и навсегда останется Галина Никифоровна Якимова. Не только замечательный классный руководитель, педагог-воспитатель, но и уникальный учитель-географ. От её рассказов, казалось, стены класса раздвигаются, и в наши разомлевшие от весеннего солнца лица дышит свежестью белоснежная шапка Памира.

У многих из нас часто душа закипала от желания закинуть рюкзак за плечи и бежать за геологами в горы, в леса, за туманом и запахом тайги... Мы зачитывались книгами об искателях, путешественниках, о разных городах и странах, мечтали отыскать и собственноручно раскрасить белые пятна на карте планеты, оставить следы в снегах Килиманджаро, своими глазами повидать чудо-фауну Австралии, сплавать в Антарктиду в гости к пингвинам...

После географических поэм Галины Никифоровны о волшебных свойствах превращений  антрацитов, нефти, об изумрудных копях Урала близлежащие холмы и сопки в наших глазах оборачивались кладовыми россыпей самоцветов, которые высекало серебряное копытце бажовского оленя...

Мы зачитывались книгами о путешественниках, журналом «Вокруг света». Любимыми нашими телепередачами стали «Клуб кинопутешествий», «В мире животных».

 

ОТ НЕЕ МЫ ПОЛУЧИЛИ ПРИВИВКУ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ

И этот интерес к окружающему миру, любовь к географии, вкус к любознательной жизни, привитые нам Галиной Никифоровной, живут, поселились в наших душах навсегда. Кто-то из её учеников, как, например, океанограф Люба Ваганова, сегодня осваивает просторы Средиземноморья, вживую разглядывает Скарегат и Каттегат, Аден и Порт-Саид, рассекает волны Ла-Манша и Гибралтара, другой открывает подземные сокровищницы тундры, Сахалина или Курил. Иной сеет пшеницу, пасёт овец, водит автомобили, поезда, стал летчиком, врачом, учителем. Но мы по примеру любимой учительницы всвеже сохраняем в себе живой интерес ко всем микро- и макромирам родной планеты, и от этого чувствуем себя духовно богаче и счастливей.

 

И ВСЕ ЖЕ МЫ БЕЛО-БЕЛО

ЗАВИДУЕМ...

Мы, первый выпускной класс Галины Никифоровны, все же по-белому завидуем её последующим выпускникам (помимо нашего было еще три выпуска). Уже не с нами она создавала известный на всю Бурятию школьный музей, в котором ныне насчитывается около  1800 экспонатов. Не мы первыми поздравили её с избранием членом Географического Общества СССР.               

Жаль, не мы первыми пожали  руку ей -  участнице 23-го Международного Географического Конгресса, единственному делегату из Бурятии. Увы, не мы двенадцать лет подряд, дважды в месяц, по позывным Всесоюзного радио совершали увлекательные путешествия по Советскому Союзу, не мы писали замысловатые географические диктанты, не мы получали дипломы от Захара Загадкина - ведущего известной радиопередачи, от главной редакции радиовещания для школьников СССР. Не мы первыми прочли слова признания автора популярнейшей в то время передачи Гостелерадио СССР «Путешествие по любимой Родине» П.М.Ильина, адресованные лично Галине Никифоровне: «Я восхищаюсь интересом и знаниями петропавловских школьников и их руководителем - сельским учителем большой эрудиции Якимовой Галиной Никифоровной».

Нет, не мы, к сожалению, первыми приветствовали открытие Клуба ветеранов-педагогов школы «Багульник», душой и заводилой которого долгие годы была именно она, наша Галина Никифоровна, наряду с автором идеи, также глубоко нами уважаемой Анной Николаевной Таракановской...

Зато мы знаем, что  при всей её скромности Галина Никифоровна  высоко титулована по педагогической линии, носит звания «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель школы РСФСР», «Старший учитель», «Учитель-методист»

Комментарии