16.04.2021
Просмотров: 1635, комментариев: 0

Преданья старины далекой

 

В декабре  текущего года исполняется 150 лет Нарынской  Пророко- Ильинской церкви. Об истории ее возникновения и становлении сохранился уникальный материал в районном архиве. Об этом писал на страницах нашей газеты В.Б. Михайлов в 2010 году. Сегодня по просьбе большенарынцев мы публикуем эту интересную статью.

Селение Нарын получило свое название от речки Нарынки, от устья которой оно расположено (в переводе на русский с бурятского языка  слово Нарын значит тонкий, узкий). Речка эта течет с севера к селению, но, не дотекая  версты три до села, теряется. Впрочем, в весеннее время она протекает и через селение и впадает  в протоку реки Джиды близ селения. Селение Нарын стоит на равнине, окаймленной почти со всех сторон горами  в версте от левого берега горной речки Джиды, и состоит из одной улицы в 210 домов.

Первые жители сего селения были, как говорит предание, выселенцы из европейской  России, прибывшие сюда семьями. О времени, когда поселились здесь первые жители, к сожалению, точных данных не имеем,

Впрочем, надо предполагать, назад этому, как гласит устная молва, лет 90.

До настоящего времени сохранилось несколько весьма ветхих домов, называвшихся прежде казармами и построенных вдоль улицы. Дома эти построены выходцами из европейской России.

Местный храм  построен посреди селения. До 1871 года жители здешние состояли в приходе  Вознесенской церкви, отстоящей отсюда на 7 верст, вверх по Джиде. С ними же, нарынцами, в приход сей церкви  состояли  и крещеные тунгусы небольшого селения  Армакского, лежащего  к северо-востоку от Нарына в 7 верстах. Сообщение между  селением Армакским, Нарынским, Харацайскою во всякое время удобное, да и невелико. Не смотря однако ж на это, жители  вышепоименованных сел  вознамерились с 1860 года непременно иметь свой храм и притч. Исключительно на  свои средства  построить  храм они не могли по малочисленности жителей  обоих селений и по бедности. Но добрые намерения в редких случаях  остаются тщетными. Нашлись люди, которые с любовью отозвались и  помогли в благом начинании нарынцев.

Храм начал строиться в 1864 году с разрешения и благословения  приснопамятного и  Высокопреосвященнейшего  Парфения, архиепископа Иркутского и Нерчинского, так много радевшего в жизни своей о построении храмов божиих. В 1969 году храм был построен, но средств на  устройство  иконостаса, на заведение церковной утвари и ризницы  у нарынцев уже не было. В этом трудном обстоятельстве помогло  им  епархиальное начальство, разрешившее им взять  старый иконостас из  Троицкосавской Успенской церкви. Из этой же церкви пожертвовано было несколько вещей из церковной утвари и ризницы. Храм окончен был  постройкою и  готов к освящению в конце  1870-го года. Освящение его совершено при помощи Божией 22 января 1871 года протоиреем Троицкосавского собора Иоанном  Александровым, в сослужении  священников  соседних церквей.

Храм сей деревянный, одноэтажный, на каменном фундаменте. Колокольня в одной связи с  храмом (над папертью). Кресты, яблоки  и под последними кубики обиты белою листовою жестью. Длина храма  извне 25 аршин, включая сюда паперть и крыльцо, ширина  11 аршин 4 вершка, вышина 7 аршин  и 6 вершков.  Покрыт тесом, который в настоящее время уже непрочен и требует замены новым.

Престол один;  иконостас двусоставный  с восемью колоннами. Первый, т. е. иконостас  окрашен красною краскою, а последний зеленою и покрыты лаком. Первый состав  в вышину трех аршин 6 вершков, в ширину  9 аршин 9 вершков; высота  второго в 2 аршина 5½ вершков, ширина в 6 аршин, 8 вершков. Рамы (карнизики)   у всех икон высеребрены,  но от времени уже потускнели. Святые царские врата резной работы  высеребрены;  вышины 3 аршина, ширины 1 аршин 8 вершков, в средние врата икона благовещения, по углам их изображения четырех евангелистов. На правой стороне царских врат  икона Господа-Вседержителя, длина ее 1 аршин, 5 вершков, ширина 13 вершков. На левой стороне врат – икона Божией матери; длина ее 1 аршин 5 вершков, ширина 13 вершков. На дьяконских вратах –  изображение святого  Архангела Рафаила;  на пономарских – Ангела хранителя  с крестом на плече. На правом клиросе –  образ святого Пророка Ильи, а на  левом – святого великомученика Дмитрия Солунского.  Над царскими вратами  во втором поставе  образ  Господа  Саваофа, по обеим сторонам которого  помещены иконы  первосвященников и пророков  ветхозаветных.

Святые иконы частично жертвованы добрыми людьми других приходов, некоторые приобретены местными прихожанами  на собственные средства.  

Церковь считалась богатой. Приводится список церковной утвари.

1. Непрестольное евангелие, вызолоченное, в средине верхней крышки –  изображение вылитое  Воскресения  Христова; по углам  ее  евангелисты, тоже вылитые.  На нижней корке образы благовещения. Длина евангелия 11 вершков, ширина 7 вершков Пожертвована  коммерции советником А.Я. Немчиновым.

2. Евангелие требное.  Обе корки покрыты малиновым бархатом. На верхней корке изображение  Воскресения христова (медное),  пожертвовано Кяхтинской купчихой  Евдокией Григорьевной Парамоновой.

3. Напрестольных крестов  два:  один серебряный, позолоченный, 84 пробы; длиною ¾  вершков, другой – бело-медный, посеребрен, длиною 7 вершков, шириною 4 вершка (ветхий), пожертвован  г. Хлебниковым, второй – обществом Армакского селения.

4. Святой потир серебряный, вызолоченный, 84 пробы; приложен  усердием отставного солдата  Нарынского поселения Савелия Борыкина.

5. Дискос серебряный, вызолоченный, 84 пробы, вышиной 1¾ аршин, шириной 3¼ вершков. Приложен им же, Борыкиным.

6. Звездица серебряная, вызолоченная, 84 пробы,  пожертвована Борыкиным.

7. Копье стальное, с бело-костяным черешком. Пожертвована Борыкиным.

8. Две тарелочки серебряные, вызолоченные, 84 пробы, приобретены обществом Нарынским.

9. Дарохранительница, серебряная, вызолоченная, 84 пробы, двухсоставная, пожертвована Кяхтинским купцом М.А. Осокиным.

10. Дароносица серебряная, вызолоченная 84 пробы, стоящая 25 рублей, пожертвована  крестьянином здешнего селения А. Черкасовым.

11. Два ковшичка для теплоты,  серебряные, вызолоченные, 84 пробы, один пожертвован Кяхтинским купцом  Ширяевым, другой –неизвестною старушкой.

12 Два кадила медные, старые уже. Приложены из Усть-Кяхтинской Тихвинской церкви.

13. Паникадило белого апплике, в 10 поставов, на трех цепях, приложено отставным унтер-офицером П.Г. Бекетовым, прихожанином здешней церкви.

14. Два подсвечника белого апплике, приобретены Нарынским обществом.

В 1883 году  куплен запрестольный трехсвечник, стоящий 33 рубля на церковные  деньги. Прочие лампады и подсвечники, пожертвованы часть из Усть-Кяхтинской  Тихвинской церкви, часть–  из Троицкосавской Успенской.

15. Плащаница  малинового бархата, обшитая желтым позументом, длиною 2 аршина 6 вершков, шириною 1 аршин 5 вершков. Пожертвована Кяхтинским купцом  В.А. Савиным.

16. Хоругви на зеленом сукне, обшитые мишурою с кисточками, длина 1 аршин 2 вершка, ширина 16 вершков: обе  равны. Хоругви пожертвованы солдатскою женою  Васильевой.

Колоколов по всей церкви – пять: первый большой в 22 пуда, куплен  в 1882 году  на деньги попечительства здешней церкви; второй  в 10 пудов, 20 фунтов. Пожертвован купцом второй гильдии  Х.И. Лопухиным; третий  5 пудов 6 фунтов приложен  крестьянином здешнего поселения  Дмитрием  А. Корогаевым; четвертый  в 1 пуд  приложен г. Котельниковым и пятый в 33¾ фунта  приложен крещеным тунгусом А. Татарниковым.

 

Церковная ризница

На первых порах после освящения храма  ризница была бедна, но затем, в служение здесь священника Михаила Корнакова и Константина Петелина, обогатилась. В настоящее время храм в этом отношении не беден: имеется до семи риз, хотя не роскошных, но чистеньких и приличных. Из сих риз три пожертвованы усердием местных прихожан, остальные заведены служащими здесь священниками на церковные деньги.

 

Церковная библиотека

Богослужебных книг при церкви достаточно. Недавно для библиотеки приобретены следующие книги: три тома проповедей протоирея Бондакова, две книги:  изъяснение чтений апостольских и евангельских – Михайловского, Практическое руководство при отправлении треб  священника Сильченкова, книги «Русское проповедничество, исторический его обзор и взгляд на современное его направление», и новые духовные законы, составленные Никольским. Издания 1883 года.

 

Часовни

В приходе сей церкви существует  две часовни. Одна построена на Нарынском сельском кладбище во имя Успения Пресвятой Богородицы. Ранее эта часовня была до того места, где теперь храм стоит. Другая стоит в селении Армакском, тоже на кладбище. Эта построена во имя святителя и чудотворца Николая. 28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы,  нарынцы имеют благочестивый обычай  поднимать  святые иконы из своего храма в  Успенскую часовню. Здесь служат Пресвятой Владычице молебен с водосвятием. Кроме всего, в этот же день, по желанию прихожан служатся молебны с водосвятием на краях селения: на восточном молебне – святителю Иннокентию, на западном –  святому пророку Божию Ильи.  9 мая жители Армакского селения поднимают святые иконы из Нарынского храма в свою часовню. Здесь служат молебен с водосвятием святому Николаю, и проводят этот день как бы свой престольный праздник

После освящения храма  Нарынский приход некоторое время считался  приписным к Харацайской Вознесенской церкви: им заведовал священник Павел Афанасьевич Рещиков из воспитанников Иркутской  духовной семинарии. В 1873 году жители Нарынского и Армакского селений стали просить епархиальное начальство дать  священника в Нарын и сделать приход  их самостоятельным. При этом они обязались подпискою  платить  от себя  причту  содержание  (священнику –120 рублей в год,  псаломщику –40 рублей),  отвести покосы, построить дома и доставлять дрова  для отопления их.

 Вследствие этой просьбы  переведен был к ним 17 января 1874 года  по своему прошению священник Михаил  Корнаков, служивший  до этого времени в Боцинском карауле. Но этот старец, прослуживший с ревностью  святой церкви более 50 лет, недолго здесь прожил, 2 января 1878 года он скончался. После  Нарынский приход  перешел опять в ведение  Харацайского священника. В 1879 году 7 декабря  сюда переведен  по прошению из Капчеранки  священник Константин Петелин. Но и ему  не было  суждено послужить здесь. 20 марта 1881 года  он  умер от горячки.

После его смерти приход  чуть было не сделался  окончательно  приписным  к Харацайской церкви. Но многие из прихожан  не желали этого.  В 1881 году  в проезде  здесь в июне преосвященного  Мелентия,  епископа Селенгинского, нарынцы обратились  к архипастырю  с искренней просьбою дать им священника. Их просьба была уважена 29 января 1883 года  преосвященником Мелентием:  сюда  рукоположен  в священники  диакон Николай  Протопопов.

 

Открытие школы  в селе Нарын 3 октября 1883 года

Школа эта по желанию прихожан именуется сельско-церковной и состоит в ведении Епархиального начальства. В назначенный день, по ранее данному известию отцы и матери собрались в 8 часов утра в школу. Здесь было отслужен молебен с водосвятием, положенный на сей случай уставом церкви.

Присутствующие здесь все усердно и искренне молились Господу Богу.

В конце молебна священник обратился сначала  к родителям, а затем к детям со следующими  доступными понятию слушателей словами:

«Поздравляю вас, братья и сестры  с открытием в нашем селе школы. Есть русская пословица,  которая говорит: «Ученье – свет, неученье – тьма». Не без основания народ сложил такую умную пословицу. Вы сами должны понимать, что значит грамотный человек и неграмотный. Грамота выводит  людей, так сказать блуждающих в темноте, на свет, при помощи которого они скоро узнают, как жить по-христиански, как разумно вести свои дела. С благоразумением и опытностью взвешивать действия  и  отношения свои друг к другу.

Господь, смотря на вас, как на истинных  чад своих, будет ниспосылать на вас свое благословение и милости. Будет и от соседних жителей вам почет и уважение. За сим убедительно прошу вас, отцы и матери, быть всегда внимательными к  детям.

Бдительно  следите, чтобы они во все воскресные и праздничные дни неупустительно ходили в храм  Божий,  не пропускали бы без уважительных причин уроков, то есть, чтобы в учебное время всегда ходили в школу,  не опаздывали, после уроков  занимались бы  делом,  не предаваясь нескромными играми и шалостями.

Обращаюсь к вам, милые и добрые дети,  с отеческим наставлением. Вы теперь мои ученики, то должны всегда слушать меня и внимать мне в том, чему я буду учить вас. Чему буду учить, это  увидите скоро и узнаете здесь в школе. Теперь только скажу вам: молитесь Господу богу и  благодарите за то, что  вы сделались учениками. Молитесь богу и дома: утром, вечером, пред началом всякого дела и по окончании его, пред  пищей и после нее. Прошу вас, чтобы вы любили друг друга,  старшие из вас не обижали бы младших, а напротив, помогали бы им.; обидеть же друг друга –  великий грех перед Богом.

Советую вам быть всегда чистыми и опрятными, в школу являйтесь всегда хорошо  умытыми и  причесанными. Смотрите же, дети, будьте внимательны и усердны к учению; а если будете таковыми, то будете и счастливыми: много доброго и полезного может дать вам учение, и то, что вы узнаете  в школе, пригодится вам на всю вашу жизнь. Да благословит вас Господь, благословивший некогда детей,  вас, еще  дышащих чистою детскою любовью, на учение успешное, разумное и полезное!».

После приветственной речи священника присутствующие в школе подошли  к святому кресту  и были окроплены святой водою. Родители удалились, а  дети остались в школе, где на первый раз  учитель  занимался с ними часа два, знакомясь с  их умственным кругозором.

 

Материал взят из архива.

Комментарии