погода
Ученый, педагог, мыслитель
В этом году исполнилось бы 90 лет нашему земляку Чагдурову Сергею Шагжиевичу, доктору филологических наук члену-корреспонденту СО АН высшей школы, Заслуженному деятелю науки Российской Федерации и Республики Бурятия, лауреату Государственной премии РБ по литературе и искусству.
По воспоминаниям Александра Гомбоевича Лубсанова - экс председателя Народного Хурала РБ, имя С.Ш. Чагдурова можно смело ставить рядом с другим именем нашего знаменитого земляка первого ученого Доржи Банзарова. Если последний был первопроходцем в мире науки среди бурят, то Сергей Шагжиевич любил быть первым парнем на селе: лучшим танцором и спортсменом, быть первым во всем и это ему удавалось, лучшим по профессии, в работе, в семье. Это качество он сохранил до конца своих дней, готовясь, например, к зональному первенству по настольному теннису среди ветеранов. 18 марта 2006 года на 78-ом году ушел из жизни Сергей Шагжиевич.
В 1946 году он окончил Петропавловскую среднюю школу, затем поступил на факультет русского языка и литературы Бурятского педагогического института. После окончания института работал старшим научным сотрудником НИИ культуры и экономики. Служба в рядах Советской Армии, учеба в аспирантуре при Московском областном педагогическом институте им. Н.К. Крупской, после окончания которого в 1958году защитил кандидатскую диссертацию по стилистике романа Л. Леонова «Русский лес».
За свою трудовую биографию С.Ш. Чагдуров прошел путь от ассистента до профессора БГПИ (БГУ) . Заведующий кафедрой русского языка, заместитель декана историко-филологического факультета, декан ИФФ, проректор по учебной работе БГПИ. В этот период Бурятский пединстиут Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом «Знак Почета» и в этом огромная заслуга С.Ш. Чагдурова. В последние годы он заведовал кафедрой методики начального обучения языкам АНО и лабораторией национальных школ БГУб.
Богатую творческую и научную педагогическую деятельность Сергея Шагжиевича нельзя отделить от его постоянной заботы о профессионализме будущего и настоящего учителя. Полвека проработав в школе, я много раз общалась с этим обаятельным, всегда внимательным к нуждам школ человеком.
Когда он работал проректорм по учебной работе БГПИ, выезжал с приемной комиссией в районы, принимая на заочное обучение учителей сельских школ. Только из нашей дырестуйской школы поступили 7 человек, в их числе ветераны - участники ВОВ: Цоктоев Ц-Д Ч., Раднаев О.Ш., затем учителя со средним педагогическим образованием Лобазерова Р.Ф, Гочеев Р. А. и другие. Все они успешно закончили пединститут. По воспоминаниям поступавших, председатель комиссии Чагдуров С.Ш. был доброжелателен и заинтересован в большом охвате учительства заочным обучением. Сколько благодарных и признательных педагогов было не только в Джидинском районе, но и по всей республике.
Как не вспомнить его многогранную деятельность, именно Сергей Шагжиевич воспитал несколько поколений будущих учителей - руководителей художественной самодеятельности через студенческий ансамбль «Байкальские волны». Выпускники БГПИ тех лет, придя в сельскую школу, организовывали в Домах культуры самодеятельные коллективы, ставили концертные программы на самом высоком профессиональном уровне. Сельские ребята, никогда не выходившие на сцену, обретали уверенность в движении, пели доселе неизвестные им лирические песни, объезжали свои районы, радуя земляков-односельчан яркими выступлениями. Приезда молодых учителей, прошедших ступени артистического мастерства через ансамбль «Байкальские волны», руководители школ ждали с нетерпением и радушием.
К нам в Дырестуйскую среднюю школу приехала работать учителем русского языка и литературы Клара Дондуповна Цырендашиева, позднее Лумбунова. Для детей и школы это был счастливый случай. Мы завалили молодого педагога полной учебной нагрузкой и дали возможность раскрыться ее яркому художественному таланту. С какой отдачей она взялась за подготовку старшеклассников к сценическому выступлению. Не заходила она на перемене в учительскую, не общалась с коллегами, была занята с детьми: буквально каждого второго ученика научила выразительно читать монолог из поэзии Лермонтова, ставила сценические постановки из русских женщин Некрасова, а через год в школе где не было музыкального руководителя,а была осуществлена под руководством Клары Дондуповны целая музыкально-хореографическая сюита. Таких примеров, наверное, было много по республике. У истоков этого процесса стоит наш Чагдуров, который своим спортивно-подтянутым видом, добрым взглядом, лучезарной улыбкой, любовью к искусству вдохновлял своих воспитанников, студентов будущих учителей, вселяя в них бодрость, энергию, уверенность в своих возможностях. Сергей Шагжиевич зорко и безошибочно находил из массы студентов ярких талантливых личностей, развивая в них индивидуальные способности, готовил будущих ученых, которые успешно выступали на различных конференциях, участвовали в семинарах.
Принимая активное участие в работе традиционных августовских конференций Сергей Шагжиевич заострял особое внимание учительства на но-вые технологии в обучении и воспитании школьников в последние годы, акцентировал внимание слушателей, чтобы дети глубоко овладевали инос-транными языками, быстрее адаптировались к компьютерной технике.
Когда была организована под его руководством лаборатория национальных школ при Министерстве образования РБ, Сергей Шагжиевич опять же проявил новаторство и огромные усилия на установление творческого контакта между учеными и педагогами школ. Моя авторская программа по бурятской литературе для русских школ была одобрена лабораторией и распространена по республике во всех школах. По его инициативе на базе опыта автора организован республиканский семинар по изучению современной бурятской литературы. С помощью его авторитета нашему методическому объединению удалось привлечь к пропаганде родной литературы Союз писателей Бурятии, Национальную юношескую и Центральную городскую библиотеки. Благодаря чему содержание уроков стало интересными, насыщенными, яркими звуками и красками.
Сергей Шагжиевич серьезное внимание учителей старался направлять на этнопедагогику, часто сам проводил семинары на базе детских садов с приглашением воспитателей, учителей бурятского языка, артистов Бурятского драматического театра в целях обмена опытом по углубленному изучению родного языка в школах города.
Общаться с Сергеем Шагжиевичем было всегда интересно и ответственно, он удивлял высокой внутренней культурой, энциклопедическими знаниями. Мои ученики дважды выступали с материалом об ученом на республиканских конференциях, занимали призовые места. Они брали у него интервью. Он вежливо и корректно отвечал на вопросы ученика, который, безусловно, волновался перед таким титаном науки. Наш ученик гордился именем ученого, который, удивил его простотой, обаянием своим. С легкой руки Сергея Шагжиевича он выступил блестяще, заняв 1 место, позднее успешно закончил МГИМО, сейчас живет и работает в Москве.
В кругу друзей земляков он был всегда внимательным, простым, старался нас поддержать своим авторитетом.
К примеру, среди городских учителей в одно время проводился интересный конкурс «Мисс ветеран». Наш коллектив направил меня для участия в нем, в связи с чем я обратилась к своему землячеству с просьбой поддержать меня как конкурсанта. Сценарий составила Екатерина Цыденовна Цоктоева, Заслуженный работник культуры РБ, моя бывшая ученица. Было весело. Милый неповторимый Дугаржап Дашиев (мой ученик) поет и пляшет, а Сергей Шагжиевич галантно приглашает меня на вальс. Галина Ринчиновна Жамсаранова (моя ученица), Заслуженный работник культуры РБ – журналист, с белоснежным хадаком поздравляет меня как победителя конкурса. Вот так мы дружным хороводом встречались, радовались успеху друг друга, а Сергей Шагжиевич как наш почетный аксакал обращался со стихами к виновнику торжества. Это было философское благопожелание, обращенное не только к конкретному адресату, но в нем суть его человеческого совершенства, его научного трактата о Гэсэре.
Вспоминая светлый образ Сергея Шагжиевича, нельзя обойти такую этическую сторону его жизни.
Мы, верхнеторейцы, восторгались его нежным, бережным отношением к своей матери, в последние ее годы он жил с нею, постоянно возил ее на родину, чтоб развеять тоску по родным местам. Да, он свято выполнил свой основной долг. А как он любил свою малую родину!. Всегда участвовал в торжественных мероприятиях, глубоко почитал святые места, по возможности поднимаясь с земляками на священную гору Санта-Баабай, посещал родную школу, откуда началось его восхождение к науке. Достигнув совершенства, он оставался земным, заботливым товарищем, другом.
Спасибо этому Человеку за все то добро, которое им совершено во имя науки бурятского народа!
Бадма-Ханда Гочеева, ветеран педагогического труда.
Последние комментарии