18.04.2012
Просмотров: 2627, комментариев: 0

Вскрывая старые архивы…

В царской России записи актов гражданского состояния, крещение, венчание, отпевание умерших возлагались на церковь. После отделения церкви от государства подобные обязанности стали выполнять органы государственной власти. В 1923 году  с образованием Бурят­Монгольской автономной Советской  Социалистической Республики записи актов гражданского состояния стали проводиться в волисполкомах. Джидинский волисполком, центр которого находился в селе Торей, принимал от сельских Советов черновые записи рождений и смерти. В 1924 году столом ЗАГС заведовал Иванов Петр Федорович, он же был заместителем председателя волисполкома. Делопроизводство волисполкома вел Тугаринов Петр Степанович.

По инструкции и правилам ведения актовых записей, рождение должно быть зарегистрировано в течение 2­х недель, смерть в течение 3­х дней. В этой же инструкции говорится: «…за пропуск сроков или уклонение от регистрации, виновные предаются суду и подвергаются штрафу до 300 рублей или принудительным работам до 3­х месяцев». Работники сельских Советов обязаны были следить за своевременной регистрацией актов гражданского состояния. В случае нарушения на провинившихся работников составлялся протокол и передавался в нарсуд 2­го участка, который тоже находился в селе Торей.

Секретари сельских Советов ежемесячно представляли в волисполком удостоверения о рождении и смерти. На основании этих черновых записей волисполком регистрировал акты гражданского состояния в 2­х экземплярах. После подведения свода Джидинский волисполком представлял в Троицкосавский  аймисполком алфавитный реестр и сведения о количестве зарегистрированных актов.

Вот какие черновые записи по случаю рождения представлялись в волисполком: «1924года 3 дня февраля. Я, нижеподписавшийся гражданин Шариновского селения Джидинской волости Семен Еремеевич Бриков, выдал настоящую подписку Джидинскому волостному столу ЗАГС в том, что мне отроду 43 года, бедняк, от моей законной жены Евдокии Ефимовны Бриковой в ночь на 1 февраля родился сын, по имени Федор, по счету мужского пола­ второй, по счету общего пола­ шестой. Постоянное местожительство родителей село Шариново. Возраст матери 37 лет. В чем покорнейше просим стол ЗАГС волисполкома зарегистрировать и в книгу актов занести. Что и подписываюсь. Действительность настоящей подписки Шариновский сельский Совет заверяет подписью председателя, секретаря и печатью.

По случаю смерти в волисполком представлялись удостоверения, вот такого содержания: «…удостоверение дано сие от Желтуринского сельского Совета Джидинской волости, Троицкосавского аймака  гражданину Шемякину Якову Галактионовичу в том, что его родная мать, Мария Кирилловна Шемякина, рожденная 1 апреля 1857 года, умерла от старости. Медицинской помощи оказано не было. Умершая крестьянка, умерла 5 марта 1924 года. Похоронена на желтуринском кладбище. Удостоверение сие дано от Желтуринского сельсовета для регистрации. Подписью председателя, секретаря и печатью заверено».

Для вступления в брак граждане должны прибыть в волисполком и иметь при себе удостоверения от сельских Советов «…удостоверение дано сие гражданину Харацайского селения Сокольникову Григорию Петровичу, в том, что он по своему согласию желает вступить в гражданский брак с гражданкой Екатериной Кримель и со стороны гражданки так же к вступлению в брак препятствий не встречается. Что и удостоверяется печатью и приложением печати».

Если граждане Джидинской волости вступали в брак в других местах, то в волисполком поступало извещение «…столом ЗАГС Троицкосавского аймисполкома 7 апреля с. г. по книге записей браков под № 60 зарегистрирован брак гражданина Вятской губернии, Лозовского уезда Светлицкой волости села Беранки Козвонина Ивана Деомидовича с гражданкой Бурят­Монгольской Республики, Троицкосавкого аймака, Джидинской волости, селения Силовского Федосеевой Идой Глебовной, 21 года, под фамилией Козвонины. О чем и сообщаем вам для соответствующей отметки в посемейном списке».

По решению народного суда и по обоюдному согласию в волисполкоме проводилась  регистрация расторжения брака.

В 1925 году Джидинский волисполком возбудил ходатайство об организации еще двух сельских Советов, Тохойского и Петропавловского, и в силу географического положения  просит разрешить Харацайскому, Нарынскому, Хулдатскому, Желтуринскому, Баянхосунскому сельским Советам вести «беловые книги» по записям актов гражданского состояния.

 

По исследовательским материалам Сюсиной Н.Л.
Комментарии