22.12.2013
Просмотров: 1862, комментариев: 0

"Горжусь, что моя мама была великой актрисой!"

Джидинский район Э.А. Шульгина

Общественная приемная депутата НХ РБ С.Г. Пашинского работает всего месяц. Но за короткое время помощниками депутата принято уже немало заявлений с просьбой о содействии. Особо заинтересовал тот факт, что в Доме пожилых в с. Петропавловка  проживает дочь народной артистки  России Найдан Гендуновой. К депутату она обратилась с просьбой об установлении мемориальной доски на доме в г. Улан-Удэ, где проживала ее семья. 

Это заявление и стало поводом для того, чтобы познакомиться  с пожилой женщиной,  свидетелем эпохи расцвета культуры в республике. Элеонора Антроповна Шульгина, проживающая в маленькой комнате социального учреждения,  очень обрадовалась встрече с корреспондентом и с удовольствием рассказала о себе, о своей жизни и, конечно, о матери. Нам показалось немножко странным, что дочь знаменитой  актрисы лишена  роскошной жилплощади и радости общения с родными людьми. Но каково же было удивление, когда она искренне заявила о том, что ей хорошо живется…

– Родилась я в 1944 году в семье артистов Ильина Антропа Степановича и Гендуновой Надежды Дашинамжиловны, по документам она Найдан. Мама была 1913 года рождения, папа – 1909 года. Мама была сиротой. В 9 лет ее отправили в Тамчинскую семилетку. После окончания школы в 1929 году она поступила в театральный техникум, ей было 16 лет. В это время в том же техникуме учился мой папа, уроженец Иркутской области. Они познакомились и в 1932 году поженились. Первые трое  детей – два сына и дочь – у них умерли. В 1939 г. родился брат Элеонорд, в 1941 году – брат Ирнест, потом родилась я, затем Ирина, мы ее зовем Арина, за ней – Эржена, потом Чимитцу. Сейчас из большой семьи остались 4 девчонки, я самая старшая,  два брата уже умерли. 

Родители наши были партийными, и быть может, потому имена детям давали в честь каких-то знаменитостей. Меня, например, назвали  в честь дочери Рузвельта, Элеонорой.  Все мы родились и выросли в г. Улан-Удэ, кроме Эржены, она родилась в с. Шартыкей. Наша  семья  прожила два года в с. Нижний Торей, мама была заведующей клубом, а папа – музыкальным руководителем. В это время в театре была перестройка. Когда все закончилось, мы вновь вернулись в г. Улан-Удэ и все учились в городской школе.  В детстве мне иногда выпадали счастливые моменты: мама брала меня с собой на гастроли. Это были 50-е годы, мы ездили на открытой машине, в кузове. С нами жила  тетя Хандыма, мамина старшая сестра, а няня была у нас русская, она присматривала за нами. Бабушек у нас не было. Я хотела быть похожей на маму. И став взрослой,  работала в оперном театре артисткой балета, танцевала, моим педагогом была Тежеброва Зинаида Николаевна, я была участницей  второй декады культуры в 1959 году в Москве, отработала до пенсии. Уйдя на заслуженный отдых,  работала в столовой Советского исполкома. Мой муж был тоже музыкант, играл в филармонии и в оперном театре на трубе. Умер он в 1993 году. Детей у нас не было. Я осталась одна.  Сестры живут в городе. У моей сестры Ирины 6 детей, 10 внуков. У Эржены 2 детей, сын женат на джидинской девушке из Желтуры, у них тоже 2 детей. Известная всем  участница народного хора 90- летняя бабушка Корякина – наша сватья.

Недавно маме исполнилось 100 лет со дня рождения, она родом из с. Верхний Торей, где ее помнят старожилы села.  Верхнеторейцы отметили юбилейную дату, имя моей мамы было присвоено школе. Возле Дома культуры стоит три бюста, посередине –  моя мама, она первая актриса Джидинского района и Почетный гражданин Джидинского района, вторая  после Героя Советского Союза Г.А. Гармаева. На юбилей пригласили и нас: я, мои сестры и внучка Анжелика  были очень рады.  На открытие мемориальной доски приезжал министр образования Алдар Дамдинов. Я безмерно счастлива, что увековечено  имя моей мамы, Найдан Гендуновой.

– Расскажите, как Вы оказались в социальном учреждении? 

– Здесь я живу почти два года, сначала жила в Читинском  интернате, потом в Улан-Удэ, затем на родину к маме перебралась.  И не жалею, что сюда приехала, здесь прекрасное обслуживание, мне все нравится. Считаю, что я в рай попала. В городе высокие заборы, если выйти захочется – надо пропуск брать. А тут хорошо: комната с северной стороны  (солнце я не люблю), уютно, телевизор есть, кормят хорошо. Если какие-то вопросы возникают, у нас тут есть юрист Ксения Сергеевна, все вопросы решит, если надо что-то купить – тоже. В г.Улан-Удэ я выезжаю редко, общаемся по телефону с  родственниками. Да и они  были тут у меня в гостях. Сестры теперь  тоже пенсионеры. Эржена всю жизнь  преподает балет: сначала  работала во ВСГАКИ, затем три года преподавала в Китае, сейчас – в хореографическом училище в г. Улан-Удэ. 

А я сделала для себя свой выбор сама. Перед смертью мама сказала, чтобы не оставить без жилья  брата,  вот  и решила я  разделить  квартиру на две: младшим брату и сестре. Большая семья у нас была, мама с папой  как поженились, так и прожили вместе в любви и согласии 50 лет, они были однолюбами, про них так говорили в театре.  Оба они являются заслуженными артистами РСФСР, имеют множество наград.

Недавно я обращалась с заявлением к помощнику депутата Народного Хурала С. Г. Пашинского С. А.Елисееву с просьбой в установлении мемориальной доски на доме, где жила моя семья. Дело в том, что мы  жили в элитном доме по проспекту Победы, 11, где жили только знаменитости, писатели и артисты. Мы, все дети, выросли рядом с ними. Мои мама и папа похоронены на аллее почетных людей, мы бываем на этом кладбище.

…Быть может, это трудно понять,  но глаза Элеоноры Антроповны светились счастьем. Вероятно, оставшись в одиночестве, своим долгом она считала увековечение имени матери. Она молилась об этом. И с улыбкой говорит:

– Теперь мне не страшно умереть, я крещенная.  Я читаю библию, и каждый раз размышляю о прочитанном. Мне нравится «Ветхий завет», например. На будущий год мне исполнится  70 лет, года бегут. Я люблю песню в исполнении Вахтанга Кикабидзе «Мои года – мое богатство».

***

А нам остается добавить, что Найдан Гендунова была артисткой Бурятского драматического театра,  драмтеатра им. Хоца Намсараева, является народной артисткой  РСФСР, награждена орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». Ее любили, почитали,  ею восхищались. Вот что пишет о ней в своей статье Нина Токуренова:  «Огромен ее вклад в искусство, и чем дальше идет время, тем отчетливее масштаб ее уникального творчества, значение всего, что она сделала для театра.»Сегодня играет Гендунова! « - эти слова можно было услышать часто. В них звучало столько восторга, поклонения и восхищения! Поистине у этой актрисы была всенародная слава. А когда она приходила в театр играть в спектаклях, для нас, молодых артистов, не было большей радости. Сбегались за кулисы буквально все: артисты, реквизиторы, костюмеры, бухгалтеры, водители... И на наших глазах происходило великое чудо искусства:  мы все оказывались во власти обаяния игры этой маленькой, хрупкой немолодой женщины. Ее голос, ее совершенно неповторимые интонации, походка, жесты были необыкновенно правдивы, во всем была легкость, выразительность и какая-то завораживающая простота... 

Великая актриса владела  тайной, позволяющей ей всего лишь несколькими шагами по сцене и двумя репликами оживить на наших глазах действо, повышая температуру спектакля, фокусируя его энергию. Каждую минуту она была одухотворена и поглощена игрой, и в этой редкостной самоотдаче Найдан Гендунова была просто прекрасна. Зрителей покоряла естественность, живость ее игры, точность психологического рисунка. Как тонко она чувствовала душу своего народа! Творчество Найдан Гендуновой многогранно, и портрет был бы, наверное, неполным, если не охватить созданные ею образы в кино: старухи в «Поре таежного подснежника», шаманки – в «Захаре Беркуте», старой эвенкийки – в «Прощании с Матерой», тувинской женщины – в фильме «Люди голубых рек» и т.д.

А в жизни Найдан Гендунова была просто прелестным человеком: неприхотливая, чрезвычайно скромная. Она была одарена всем тем, что мы особенно ценим в людях сегодня,  я имею в виду совестливость, доброту, отзывчивость и, наверное, обаяние Гендуновой-актрисы шло от ее богатой, доброй и человеческой натуры!

Меня всегда покоряла естественность ее поведения:  она чувствовала себя прекрасно в любой обстановке - сидела в президиуме, как будто и родилась для таких подобных торжественных мероприятий. С гордостью носила ордена Трудового Красного Знамени, знак Почета, дважды избиралась депутатом Верховного Совета БМАССР.

Никогда не забудется для меня последний приход великой актрисы в театр. Мы знали, что она очень больна, врачи говорили, что дни ее сочтены, да и сама она, конечно, знала об этом, но сколько доброты, мудрости и света излучали ее глаза...»

Вот таким удивительным человеком была мама нашей собеседницы Элеоноры Антроповны.  И пусть семена добра и любви, посеянные Найдан Гендуновой, прорастают на бурятской земле  из года в год, а имя ее живет в веках!

Таисия Пашинская. 

 

Комментарии