22.01.2016
Просмотров: 2936, комментариев: 0

Одна из тысячи Татьян…

Джида Петропавловка Т.С. Пашинская

Один из старинных праздников – Татьянин день, его отмечают в России уже 250 лет. Святая Татиана – мученица, изображенная на иконах и образах церквей, неподалеку от государственных университетов, потому что считается покровительницей студентов. Татьянин день в 2016 году – праздник, объединивший вместе и всех студентов, и всех Татьян. Да и просто всех православных христиан, которые верят, что духовность важнее материальных ценностей.

Одна из тысячи Татьян, рожденных в январе – Татьяна Семеновна Пашинская, жительница с. Петропавловка, отмечает свой 80­-й, юбилейный день рождения 26 января. Судя по ее девичьей фамилии, нетрудно догадаться, что эта женщина родом из давно исчезнувшей с карты Бурятии деревни Елотуй, расположенной в живописной местности, где с одной стороны протекает река Джида, с другой – возвышается гора Гунзан, вдоль которой проходит государственная граница с Монголией. Именно отсюда берет свое начало фамилия – Пашинские (ударение на «и»). Как гласит история, в XVIII  веке большая часть ссыльных поляков, расселенных в селах Бурятии, уже в третьем поколении обрусели. Они пустили прочные корни на сибирской земле. Жизнь затеплилась и на левом берегу Джиды, поляки, среди которых были Пашинские, женились на местных девушках, их дети, внуки, правнуки заселили часть деревни. Так  одно поколение сменялось другим. Проходили года, столетия, потомки полнокровных поляков разъехались по всей необъятной стране. И где бы ни проживали они сейчас, корни их ведут в казачье село Елотуй. Это немного из истории происхождения рода Пашинских. Ведь, наверное, каждый человек, перешагнувший определенный рубеж в своей жизни, с годами все отчетливее вспоминает яркие сюжеты из своего далекого детства, с умилением, самозабвенно уносится мыслями в годы юности, и, конечно же, невольно думает о том, кем были его предки, как жили они и стал ли он  достойным продолжателем рода. Накануне  юбилея поделилась воспоминаниями о своей жизни Татьяна Семеновна Пашинская.

– Родилась и выросла я в с. Елотуй. Нас у родителей было 6 детей, выросли только мы, четыре девочки. Во время войны родился сын, но он умер, после войны родилась дочь, прожила  всего месяц. Отец наш, Семен Конович Пашинский, ушел на фронт, когда началась война. А  мама, Фекла Михайловна, работала в колхозе на трудодни, чтобы прокормить нас.   Школа в Елотуе была начальной, где в двух кабинетах обучались 4 класса: первый с  третьим и второй – с четвертым. 

Наша жизнь проходила почти всегда в лесу: собирали ягоду, грибы, питались, чем только можно было набить желудок, траву, перекати­поле называется, мололи, пекли из нее черные лепешки, дрова готовили постоянно.  Когда отец был на фронте, дедушка в числе других был направлен перегонять коней на фронт. Бабушка отговаривала его, ведь была зима, а он все­таки уехал, думал, что встретится  там с сыном. А вернулся домой дедушка уже больным, простудился по дороге, болел долго и умер. Бабушка у нас очень строгая была, ругала за малейшую провинность. Нам давали паек на семью в колхозе, где работала мама, пачку чая бабушка сразу убирала подальше.

А труд колхозниц был очень тяжелым: жали и сеяли вручную. Зерно сыпали в березовые пестери, одевали их на себя и сеяли.  Пахали сохой, потом плугом на коне, борону таскали сами. Нам, ребятишкам, доставалось тоже: картошку садили, пололи, копали, и все надо было сдать,  колоски собирали всей школой, все до колоска сдавали на склад. Для себя собирали траву повилицу, лепешки из нее пекли, замешивали на воде, молока не было. У нас было три коровы, все  пропали, переплывут через речку, видимо, съедят там чего­то и отравятся. Тетка Марья Елисеева жалела нас, наливала молока.

А какая страшная эпидемия скарлатины свирепствовала в те годы, дети умирали. Наш 5­летний  братишка умер, не дождался отца с фронта. Еще мы ходили за обратом за реку, переплывали на лодке с самодельными ведрами –  с деревянным дном.

Время было тяжелое. Дрова мы таскали сами, топили большие печи, у некоторых железные печки стояли. Спали на полу вчетвером под одной шубой, кто в рукав ноги сунет, кто­то на патнике (матрац, скатанный из шерсти), кто­то на голом полу спит.  А за шерстью мама пешком ходила в Бургалтай, в Боргой, чтобы обменять табак. Ходила она два дня. Табака много садили, воду из речки носили, поливали.

Сколько мы пережили всего, страшно вспоминать. И картошка у нас не родилась, как только начнет наливаться, мы начинаем подкапывать ее, потому что голодные были. Наше село Елотуй было разделено тремя речушками, было как будто три маленьких деревушки, мы бегали по деревянным мостикам.

В 5 класс я поехала учиться в Желтуру, но там было негде жить, год промучилась, приехала в Баянскую семилетнюю школу. Баян поближе был,  правда, гора крутая, пешком ходили. Всех нас перевели в Баянскую школу. После окончания школы поехала я в город, поступила в кооперативное училище, на продавца выучилась, приехала работать в Петропавловку, потом в с. Елотуй не стало продавца в магазине, и меня перевели туда. Это был смешанный магазин, за товаром и продуктами я ездила сама в Петропавловку. Зимой­то хорошо было, запрягу коня и по ледовой дороге еду, получу, что дадут по разнарядке, а летом на лодке плавала через речку, привезешь, разгрузить надо, бывало, порой, не успеешь получить. А когда было наводнение,  мы оставались без товара. А если не приедешь, товар уйдет в другое село. Снабжение было со Джиды, с базы Буркоопсоюза. Магазин в Елотуе находился  в маленьком домишке,  зимой очень холодно было, печку топила сама.

Проработав 4 года, я вышла замуж за Феофана Романовича Синицына, работавшего шофером в автобазе райпотребсоюза. Пока сын был маленьким, я работала в колхозе, дорогу строили из Елотуя до Петропавловки, она проходила вдоль горы, во время наводнения  глыбы камней оставались на дороге, мы их сталкивали,  гравий таскали, работали на трудодни. Только отремонтируем дорогу, вода придет опять. Феофан, когда пришел с армии, работал в колхозе на стройке, потом окончил курсы шоферов.

Позже мы с мужем переехали сначала в Шериново, откуда он был  родом, это деревня в 4­-х километрах от Елотуя,  потом нам дали квартиру в Петропавловке, маленький старый домик. В 1964 году я была принята счетоводом  в сельпо, в 1965 году перешла бухгалтером в ПТП, поступила на заочное отделение кооперативного техникума, после окончания  которого была переведена в сельпо завскладом промтоварного склада, затем – бухгалтером в заготконтору. Самый  напряженный и более длительный период работала в сельпо. В те годы жизнь в районе буквально кипела, была развита торговля, в каждом населенном пункте района были торговые точки,  каждый день возили грузы.  СРК было в Торее, сельпо в Ичетуе, Дырестуе, Боргое, Бургалтае.

Председателем райпотребсоюза работал в те годы Д.К. Нетудыхатко, председателем сельпо – Тамара Тимофеевна Лавриненко, позже работали А.С. Гахария, Галина Ивановна Борисова. Вот так быстро пролетело время. Когда я уходила на пенсию, мы  бережно подшили и складировали книги по зарплате работников сельпо. А теперь многие из работников потребкооперации обращаются в суд, доказывая стаж работы при оформлении  пенсии. Вот и все, что я могу рассказать о своей жизни. Но считаю, что мы жили в хорошее время. По моим стопам пошли и дочери Маша и Наташа, окончившие  кооперативный техникум и  работавшие в торговле.

Сейчас, когда прожитые годы позади, я часто вспоминаю до боли родной уголок земли, наш Елотуй.  Какое там благодатное место! Деревня наша была небольшой, дворов сто, наверное, потом постепенно люди стали выезжать кто в Гэгэтуй, кто в Булык. Школу закрыли. Когда население выехало из деревни, земли первоначально были переданы в Желтуру. Сейчас в Елотуе живут 4 семьи, скот держат. Раньше мы с мужем часто ездили  на малую родину, сейчас  мы с детьми бываем там только в родительский день.

Сегодня, оглядываясь назад, грустно сознавать, что лучшие годы пролетели так быстро, в постоянном труде и бесконечных заботах наступила осень жизни.

В личном архиве Татьяны Семеновны бережно хранятся альбомы с фотографиями, стопки почетных грамот разных уровней, юбилейные медали и удостоверения к ним. За свой добросовестный труд Татьяна Семеновна имеет звания «Отличник потребкооперации», «Ударник коммунистического труда», «Ветеран труда».

Татьяна Семеновна вместе с мужем Феофаном Романовичем вырастили троих замечательных детей, которые стали опорой и поддержкой для своих родителей, подарили внуков. Теперь бы вместе жить да радоваться, глядя, как подрастают малыши. Но судьба оказалась жестокой и безжалостной, отняв старшую дочь. Почти три года уже нет Маши, через год после смерти дочери  умер муж. Сейчас у Татьяны Семеновны  6 внуков, 11 правнуков, 1 праправнучка. Она с любовью рассказывает о них, радуясь их успехам. И закончить повествование хочется на этой оптимистичной ноте, пожелав Татьяне Семеновне больше радостных солнечных дней, чтоб она всегда была окружена теплотой и любовью своих родных. Крепкого Вам здоровья и долголетия, Татьяна Семеновна!

Таисия Пашинская.

 

Комментарии