07.12.201805:26
Просмотров: 794, комментариев: 0

Развивающее общение в мире доброты

В настоящее время формирование подрастающего поколения происходит в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей.

В образовательном процессе повышаются проблематичность и актуальность нравственного воспитания. На дошкольные учреждения и школы ложится ответственность найти наиболее приемлемые методы и подходы к приобретению детьми социальных способов поведения на основе усвоения этических норм морали.

Ребенок в возрасте 5-8 лет начинает активно познавать мир чувств и человеческих отношений. Именно в этот период у ребенка формируются начальные личностные качества будущего гражданина его нравственное сознание. У детей в возрасте пяти лет развивается децентрация, благодаря чему они становятся способными понимать точку зрения другого. Это позволяет целенаправленно формировать представление о таких значимых личностных качествах, как доброжелательность, справедливость, щедрость, трудолюбие и др.

К восьми годам дети усваивают основные нормы морали, регулирующие отношения человека к окружающим его людям и самому себе. У них появляется возможность использовать эти нормы в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений с окружающими людьми. Дети учатся соотносить нравственные представления с конкретным поведением, поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют к ним взрослые. Однако это получается не всегда, и порой наблюдается разрыв в сознании и поведении ребенка: он знает, как надо поступать, но не поступает в соответствии со своими знаниями.

 

Утренний и вечерний сбор как способ организации свободного речевого общения детей.

Для полноценного речевого развития ребенка необходима соответствующая речевая среда. В нашей группе этому вопросу уделяется особое внимание, т. к. она является логопедической сборной группой. Работая на логопедической группе, всегда сталкиваешься с такой проблемой как неорганизованность детей на первоначальном этапе. Утренние и вечерние сборы – это уникальная педагогическая технология, которая помогает сплотить коллектив в одно целое.

Организационная образовательная деятельность, направленная на речевое развитие, что немаловажно для логопедической группы, призвана обогащать речь дошкольников. Особое значение для формирования речевых навыков имеет свободное общение.  Общаясь с взрослыми, ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако, усвоенные слова могут остаться у дошкольника в пассиве. Чтобы пассивные потенциальные знания стали активными, нужна жизненная потребность, которая возникает у ребенка, когда он общается со сверстниками. Разговаривая со сверстниками, дошкольник не прикладывает особых усилий для того, чтобы его поняли. Взрослые всегда постараются найти с ним общий язык. Другое дело – сверстники. Они не будут пытаться угадывать желания и настроение друг друга. Детям очень хочется общаться, поэтому они стараются связно и четко выражать свои намерения, мысли и желания. Именно потребность быть услышанным делает речь дошкольников более понятной.

На практике видно, что детям с речевыми нарушениями, а также застенчивым дошкольникам трудно реализовывать себя и почувствовать значимыми в какой – либо сфере деятельности. Непрерывный личностный диалог воспитателя и воспитанника, живой отклик в процессе взаимодействия, нацеленность на создание условий для индивидуального опыта ребенка, воздействие на личностные черты и качества будут способствовать повышению активности ребенка с речевыми нарушениями.

Одной из форм организации образовательного процесса с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего и вечернего сбора, как важного режимного момента.

Ни для кого, ни секрет, что большинство детей с трудом встают утром, не хотят идти в детский сад. Ребенок замкнут и обижен на всех сразу. Между тем навязчивому общению с педагогом ребенок скорее предпочитает общение с другими детьми. С учетом этого основными задачами утреннего сбора являются:

- установление комфортного социально – психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками;

- развитие самостоятельности, самоорганизации.

Утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога – это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную деятельность.

Утренний сбор в нашей группе начинается с приветствия, дети высказывают комплименты, касающиеся внешнего вида, душевных и деловых качеств.

Сигналом утреннего сбора в группе является счет до пяти (1,2,3,4,5 ), который придумали сами ребята.  Дети усаживаются в круг, воспитатель занимает выгодную позицию для работы и контроля ситуации, поскольку каждый ребенок находится в поле зрения. Поворачиваясь к ребенку, сидящему слева, произношу приветственные слова: «Доброе утро, Лиза! Я рада, что ты сегодня с нами!» Лиза, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким же образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. В процессе приветствия ребята не только говорят комплименты - мальчишки приветствуют друг друга рукопожатием, девочки могут обнять друг друга. Или мы можем сделать это так: «Доброе утро, самая добрая, лучшая позитивная группа, я рада видеть вас всех! Желаю вам всем прекрасного настроения на весь день, удачи и плодотворной работы!», –  ответы детей «Спасибо, Татьяна Дмитриевна, и вам хорошего дня!»

Приветствие «Клубочек». Здороваясь, дети передают друг другу клубочек, а нитку держат в руке. Клубочек возвращается к тому, кто здоровался первым.

На втором этапе утреннего сбора мы обычно обсуждаем, какой сегодня день недели, число, месяц, время года, переходя плавно на интересные события, которые произошли с ребятами вечером или утром, идя в детский сад.

В ходе обсуждения ребята рассказывают интересные истории, комментируют и бурно обсуждают разные ситуации.

Следующий этап утреннего сбора – групповая деятельность. Мы проговариваем правила группы. Эти правила «идут» от реальной жизни, от конкретных событий, ситуаций в группе. Коммуникативные правила регулируют взаимоотношения между детьми: если поссорился, надо помириться; помочь, если у друга что-то не получается; каждый имеет право высказаться, но в свою очередь. А также в нашей группе есть правила дружбы, правила приветствия, правила поведения в группе, за столом, правила совместной и самостоятельной деятельности, которые дети в ходе утренних и вечерних ритуалов придумали сами.

На последнем этапе утреннего сбора мы обсуждаем предстоящий день, дети предлагают свои идеи по мероприятиям предстоящего дня, договариваются, чем они будут заниматься, активно проявляя инициативу. Выполняем под музыку гимнастику на артикуляцию с веселым язычком, лобно-затылочную коррекцию, подвижными танцами и веселой музыкой поднимаем настроение на весь день.

Таким образом, утренний сбор – один из способов организации свободного общения и развития речи дошкольников, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, эмпатия, толерантность, формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть. Благодаря творческому подходу и организации данного компонента режима пребывания в ДОУ как у детей, так и у педагогов формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно – образовательном процессе в целом.

Вечерний сбор.

Вечерний сбор организуется перед уходом домой. Ребята собираются в круг, и мы поэтапно обсуждаем прошедший день. Что нам удалось сделать, что не получилась, почему произошла та или иная ситуация. И как надо было поступить в этой ситуации. Вспоминаем, чем мы занимались, что интересного и нового узнали. Дети делятся своими впечатлениями и с большим удовольствием рассказывают о своих новых достижениях, которые произошли в этот день,  а также что больше всего им понравилось.

Т. Папилова, воспитатель МАДОУ №113 «Капитошка» г. Улан Удэ,

участница  III Межрегионального фестиваля

«Десятилетие детства дошкольное образование XXI века -

педагогические инициативы, диалог, сотрудничество».

Комментарии