30.05.202012:16
Просмотров: 1135, комментариев: 0

Учитель – профессия дальнего действия. Главная на Земле

В текущем году наша родная школа отмечает свой 125-летний юбилей.  Почти полвека  минуло с тех пор, как мы ушли со школьного порога. Но время не стирает в памяти лица дорогих сердцу людей, счастливые моменты безоблачного детства и первую школьную любовь. И, конечно же, мы всегда вспоминаем с благодарностью наших школьных учителей, подаривших нам путевку в жизнь. Каждый из них внес свою «лепту» в наше развитие.

Наша школа  давала  знания и умения на все случаи жизни, ведь помимо общеобразовательных предметов по программе мы изучали многое  другое - нужное и интересное. Например, нам повезло, что прямо в школьном дворе был огород, и нас учили всем премудростям ухода за растениями. Пикировали рассаду в стаканчики из газет, потом высаживали ее на грядки, пололи, поливали. Урожай принимала школьная столовая. Это было царство учителей-биологов, они и сами с утра  до вечера трудились на пришкольном участке. Конечно, деревенская ребятня была знакома с  работой на домашних огородах, но здесь был опытный участок, и, как я помню, нам  рассказывали о разных сортах растений и о том, как получить хороший урожай. Став постарше, мы каждое лето трудились на   капустных плантациях, раскинувшихся недалеко от реки Тополинки. Это была производственная практика.

 В 5 классе полгода девчонки занимались в столярке, мальчишки – в слесарной мастерской. Потом менялись. В столярной мастерской у Николая Павловича Вершинина всегда так ароматно пахло деревом. Николай Павлович – сам мастер на все руки,  показывал азы работы с древесиной. Мы пилили, строгали, шкурили. Знали, как называется и для чего необходим каждый столярный инструмент. Спрашивается, для чего это нужно было девочкам? А разве  бывают лишними любые знания!  Работать в слесарке у Николая Иннокентьевича Клочихина  было не так интересно: кругом одни железяки,  но, помню, мы с удовольствием сверлили отверстия в каких-то пластинах и  болванках.

 В старших классах Николай Иннокентьевич преподавал  машиноведение, мы учили правила дорожного движения.  Учитель не уставал  повторять, что после получения школьных корочек по вождению  нам будет проще  сдать на  водительское удостоверение в ДОСААФ. Тогда мы думали: а зачем  нам это?   И только спустя много лет поняли, как он был прав. А разве можно забыть, как мы сдавали вождение под руководством Николая Иннокентьевича на отремонтированном им «Москвиче»! Газ, скорость – страшно, но так здорово  крутить руль и лететь по шоссейке, попутно отвечая на вопросы о дорожных знаках!

По-моему, в 9 классе у нас появился новый предмет - домоводство, который вела Таисия Гавриловна Шишмарева. Жаль, что  кройке и шитью мы учились совсем немного. Наверное, знание чисто женских умений и навыков очень пригодилось бы в будущем…

Еще  хочется сказать о наших учителях физкультуры  Викторе  Николаевиче Шишмареве и Александре  Дмитриевиче  Сюсине.  Виктор Николаевич преподавал нам в 5-7 классах. Чему он только нас ни научил! Занимались на школьном стадионе. Прыжки в высоту, в длину, бег на короткие дистанции, марафоны. Азартный, громкий, он очень любил, когда мы выдавали рекорды скорости и высоты. А позже пришло время баскетбола и волейбола. Площадки были на улице, в школьном дворе. Старшеклассники постоянно играли в волейбол, и через сетку, и просто в кругу. Александр Дмитриевич научил нас работе на гимнастических снарядах. Вспоминаю, как мы лихо крутились на брусьях, выполняя кувырки, как взлетали на «коня», как ловко  взбирались по канату.  Энергии было хоть отбавляй, хотелось бегать, прыгать, и учителям надо было усмирить эту энергию и направить ее в нужное русло. И у них это получалось! Желающих записаться в спортивные секции по волейболу и баскетболу было очень много.

В старших классах  Александр Дмитриевич вел  военное дело. Мы разбирали и собирали автомат. На время. И у девочек тоже получалось уложиться в необходимые секунды. Школьный врач-стоматолог Анастасия Кирилловна Попова вела у нас  курсы по оказанию первой медицинской помощи. А ведь и эти знания потом пригодились.

В преддверии юбилея школы вспоминаются все педагоги, которые в разные годы работали  у нас с пятого по десятый класс (с 1965 по 1971 гг.).  Разве можно забыть Октябрину Макаровну Сухареву! Она вела  русский язык и литературу до 9-го класса. Человек, влюбленный в свой предмет, с уважением относящийся к каждому ребенку. В старших классах литератору преподавала Татьяна Ивановна Комарь. Сердечная, очень обстоятельная, она общалась с нами, как со взрослыми людьми. Историю до 7-го класса вела Павлина Сергеевна Бадиева. Талантливый педагог, прекрасно знающий свой предмет. Строгая,  и вместе с тем очень добрая. Все хулиганистые мальчишки на ее уроках становились прилежными учениками.

В старших классах историю нам открывали Клара Нимаевна Лумбунова,  эмоциональная  и симпатичная, и  Лидия Степановна Шатуева, спокойная,  эрудированная.  Интересные уроки  ботаники были у  Любови Филаретовны Перетолчиной, биологию – этот сложнейший предмет, который появился в старших классах, доводила до нашего ума Галина Григорьевна Александрова. Учитель географии Мария Ринчиновна Жабаева  старалась не ставить двоек, она предпочитала  спросить в другой раз. Экономическую географию преподавала требовательная и знающая Валентина Максимовна Елисеева.

Математику, алгебру и геометрию  в разные годы вели Таисия Демидовна Хохлова, наша первая классная «мама», и  Христина Григорьевна Бураева, классный руководитель в 9 и 10 классах.  Многие из нас до сих пор помнят алгебраические формулы и говорят, что знания, которые дала нам Христина Григорьевна, пригодились в дальнейшей учебе и профессии. Физику преподавал Даши Сенгеевич Бадмаев, очень добрый и веселый человек.  Химии учила Анна Михайловна Плахина. Она давала уроки  весело, никогда не ругала. С таким учителем было приятно заниматься.

Немецкий  язык вели Ольга Павловна Дунаева и  Людмила Александровна Муруева. Открыла нам  мир иностранного языка в 5 классе   Ольга Павловна, а с шестого нас  разделили на две группы, в нашей преподавала Людмила Александровна,  интеллигентная, прекрасно знающая язык, она уделяла большое внимание лексике и произношению.

Рассказывая о своей школе, нельзя не упомянуть о людях, которые возглавляли ее - директоре, завучах по учебной и воспитательной работе. В наши годы учебы это были Эрдэм Петрович Табинаев, Анна Николаевна Таракановская и Раиса Ивановна Дагаева.  Эрдэм Петрович  больше занимался хозяйственной, производственной деятельностью,  строительством новой трехэтажной кирпичной школы,  руководил коллективом, по отзывам учителей, спокойно и мудро. Всегда подтянутый, элегантный, спокойный и доброжелательный, таким запомнился нам наш директор.

Завучи были полностью  заняты учебным процессом, расписанием, качеством преподавания, дисциплиной и успеваемостью учеников, организацией воспитательной работы. И здесь, без преувеличения, душой школы была Анна Николаевна, неравнодушная, активная и требовательная, хороший педагог и талантливый организатор.  Благодаря Раисе Ивановне, целеустремленной и неутомимой на внедрение нового и прогрессивного,  у нас  буквально закипела жизнь школьного комитета комсомола, сколько мы придумывали интересного  - и тематические вечера, и работа школьного радио, и слеты отличников, и выпуски общешкольной стенгазеты.

Наши учителя  работали, не жалея ни времени, ни сил, отдавали  знания и душевное тепло нам, ученикам! Кто-то запомнился прекрасными уроками по предмету,  кто-то – своей  неизменной приветливостью и чуткостью, а кто-то –  строгостью, но рядом с нами не было равнодушных педагогов! Все они хотели нам добра!  И мы с этим Багажом, охраняемые   любовью и заботой своих наставников, пустились в большое Плавание под названием Жизнь.  Всем нашим учителям – сердечная благодарность и низкий поклон!

Ирина Глотова,

выпускница

Петропавловской средней школы 1971 года.

Комментарии